Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:12, реферат
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы обзорно рассмотреть основную публицистическую работу, осуществленную во время ВОВ, указать популярные периодические издания, выпускавшиеся в этот период времени, проанализировать основные труды выдающихся публицистов военного времени.
1.Периодическая печать
1.1.Советская журналистика в предвоенные годы
2.Структура и развитие военной периодической печати
2.1.Пререстройка печати и радиовещания
2.2.Деятельность военных корреспондентов
3. Популярные периодические издания
3.Публицистические работы
3.1. Памфлеты и статьи И. Эренбурга
3.2. Патриотическая публицистика А.Н. Толстого
3.3. М. Шолохов, Е. Петров и А. Фадеев среди фронтовиков
4. Русская эмиграция о Великой Отечественной войне
Заключение
Список используемых источников и литературы
Имеются убедительные свидетельства того, как помогало его вдохновляющее слово громить фашистов. В ноябре 1942 г. в «Известиях» появилась его статья «Будущее», в которой говорилось о скорой нашей победе. «Газета с этой статьей, – читаем в воспоминаниях писателя, – попала в партизанский край, в Белоруссию. Партизаны выпустили статью отдельной брошюрой. Молодой, беззаветно храбрый партизан Саша Савицкий погиб в неравном бою, не сдавшись врагам. Было это 25 июня 1943 г. Фашисты нашли у погибшего только эту брошюру»
Публицистика военной поры отличалась глубокой лиричностью, беззаветной любовью к родной земле, и это не могло не затронуть читателей. Называя Смоленщину самым милым сердцу краем, К. Симонов так передает свои сокровенные думы: «С особенной болью, которая живет во мне, не оставляя ни на минуту, я вспоминаю деревенские кладбища... Когда смотришь на такой деревенский погост, чувствуешь, сколько поколений легло здесь в могилы, в свою землю, рядом со своими дедовскими, прадедовскими избами, чувствуешь, какая это наша деревня, какая это наша земля, как невозможно отдать ее, –невозможно, так же как невозможно вырвать у себя сердце и суметь после этого все-таки жить»6. Что можно чувствовать к тем, кто осквернил эти святые места, усеял их трупами невинных стариков, женщин и детей? Каждый, прочитавший очерк К. Симонова «На старой Смоленской дороге», запомнит такую сцену: «Немолодой рыжеусый сапер долго, внимательно смотрит в овраг на мертвую женщину с ребенком. Потом ни к кому не обращаясь, поправив на плече винтовку, говорит глуховатым, простуженным голосом:
– Робеночка не пожалели...
Он больше ничего не прибавляет к этим словам – ни ругательств, ни крика негодования, ничего... Но за словами его чувствуется тяжелое, навсегда созревшее у него решение: не пожалеть их – тех, которые не пожалели»
Очерк «На старой Смоленской дороге» появился в «Красной звезде» 17 марта 1943 г., а месяцем раньше в этой же газете под названием «Письмо другу» напечатано одно из лучших стихотворений К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Тематическая связь этих двух замечательных произведений очевидна.
Той же лиричностью, беспредельной любовью к жизни, к Родине и той же ненавистью к фашистам проникнуты знаменитые «Письма к товарищу» Б. Горбатова: «Товарищ! Если ты любишь Родину, – бей, без пощады бей, без страха, бей врага!»
Одна из основных тем военной публицистики – освободительная миссия Красной Армии. Без нас, писал А.Н. Толстой, немцам не справиться с Гитлером, а помочь им можно только в одном – бить гитлеровскую армию, не давая ни дня, ни часа передышки.
Военная советская публицистика вдохновляла на борьбу за освобождение все народы Европы, над которыми опустилась черная ночь фашизма. В пламенных словах, обращенных к партизанам Польши и Сербии, Черногории и Чехии, не смирившимся народам Бельгии и Голландии, растерзанной Франции, суровой и гордой Норвегии, звучал призыв как можно скорее очистить родные земли от фашистских насильников и засеять их «никем уже более, отныне и до века, непопираемой национальной культурой».
Особенность публицистики Великой Отечественной войны и в том, что традиционным газетным жанрам – статье, корреспонденции, очерку – перо мастера слова придавало качества художественной прозы. Многими удивительно тонкими наблюдениями запоминаются фронтовые корреспонденции М.А. Шолохова «По пути к фронту»: «На мрачном фоне пожарища неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотыми лепестками. Он стоит неподалеку от фундамента сгоревшего дома. Среди вытоптанной картофельной ботвы. Листья его слегка опалены пламенем пожара, ствол засыпан обломками кирпичей, но он живет! Он упорно живет среди всеобщего разрушения и смерти, и кажется, что подсолнечник, слегка покачивающийся от ветра, – единственное живое создание природы на этом кладбище»
Острое чувство времени трансформировалось в годы войны не только в газетных жанрах, но и в стихах, регулярно публиковавшихся в газетах, журналах, звучавших по радио. Даже в самых жарких сражениях бойцы не расставались с полюбившимся томиком стихов К. Симонова «С тобой и без тебя», с «Василием Теркиным» А. Твардовского, со стихами М. Исаковского «В лесу прифронтовом», «Огонек», А. Суркова «В землянке», многими другими, ставшими популярными песнями.
4. Русская эмиграция о Великой Отечественной войне
К началу Великой Отечественной войны Советского Союза среди существенной части представителей русской эмиграции наметился серьезный и – следует это отметить – вполне закономерный поворот в сторону Советского Союза. Без сомнения, можно смело сказать, что этот поворот относится к лучшей части русских эмигрантов. Даже свое личное поражение (политическое и социальное), жизнь на чужбине не смогло затмить для них тревогу за судьбу Родины и не помешали радоваться ее успехам и победам. В этом плане нельзя не вспомнить слова одного из зачинателей белого движения Василия Шульгина, который по прошествии более чем двадцати лет подтвердил выводы, сделанные еще Милюковым. На закате своих дней бывший депутат Государственный думы и один из основателей белого движения в России В. В. Шульгин, которому удалось вернуться в Советский Союз, отмечал: «Мы хотели видеть Россию могучей и процветающей. Большевики сделали её такой. Это мирит меня с ними». Или еще более откровеннее: «Мы, монархисты, мечтали о сильной России, коммунисты ее создали, — слава коммунистам».
«На связь русской революции с историческим прошлым, — пишет Милюков, — мне лично приходилось указывать не раз. Четвертьвековой режим большевиков не может быть простым эпизодом...». Знал бы П.Н. Милюков, что спустя практически 60 лет после Великой Победы, его полемика все еще окажется актуальной! Так, к 150-летию самого Милюкова на страницах журнала «The New Times» (и одновременно на официальном сайте партии «Яблоко») появилась статья Кирилла Александрова «Павел Милюков: доктринер, не умевший ждать». Здесь Павлу Милюкову приписывается «доктринерство», родившееся из «интеллигентской умозрительности, неопытности и страстного нетерпения, незнания собственной страны», которые якобы и толкнули его в «объятия Сталина». Сам факт подобного «сотрудничества» или «компромисса» рассматривается не иначе как измена «идеалам белого движения» и «соглашательство» с одним из тоталитарных (наравне с гитлеровским) режимов в Европе. Однако, заявляя об историческом поражении знаменитого российского историка и кадета, автор статьи ни словом не упоминает о «победителях». Кто же оказался прозорливее Милюкова? Прямо об этом автор не говорит. Но, следуя логике К. Александрова, их легко найти. Это – те, кто не сложили оружия в борьбе с Советской властью и уже в условиях второй мировой войны продолжали начатое еще на заре белого движения «дело».
Заключение
В конце 30-х гг. в Советской
стране полностью возобладал тоталитаризм.
Его формированию, утверждению сталинизма
как единственно верной доктрины
коммунистического созидания во
многом способствовала журналистика.
Всей своей деятельностью она содействовала
проведению авторитарной идеологии, идеологической
подготовке населения к предстоящей войне.
В предвоенные годы воздействие прессы
на массы усилилось.
В эти годы продолжался процесс дифференциации
печати, расширения ее многонациональной
структуры. Усилия советской журналистики
были направлены на укрепление оборонной
мощи страны.
Начавшаяся Великая Отечественная война
потребовала перестройки печати на военный
лад. На второй день войны стал функционировать
авторитетный правительственный информационный
орган — Совинформбюро, в короткие сроки
была создана система фронтовой печати,
которая по своему характеру была многонациональной.
Проблематика советской журналистики
периода Великой Отечественной войны
чрезвычайно многообразна. Но центральными
оставались несколько тематических направлений:
освещение военного положения страны
и боевых действий Советской Армии; всесторонний
показ героизма и мужества советских людей
на фронте и в тылу у врага; тема единства
фронта и тыла; характеристика военных
действий Советской Армии на территориях
европейских стран, освобождаемых от фашистской
оккупации, и Германии.
Публицистика периода Великой Отечественной
войны не знала себе равных во всей мировой
истории. Писатели, публицисты, поэты,
журналисты, драматурги встали со всем
советским народом на защиту своего Отечества.
Публицистика военной поры, многообразная
по форме, индивидуальная по творческому
воплощению — средоточие величия, беспредельного
мужества и преданности советского человека
своей Родине.
Публицистика стала основной формой
творчества крупнейших мастеров художественного
слова, они создали произведения,
несущие огромный заряд патриотизма,
веры в победу. Их творчество способствовало
воспитанию масс в духе любви и
преданности своей Отчизне.
Голос советской публицистики эпохи Великой
Отечественной войны достигал особой
силы, когда главной темой ее произведений
становилась тема Родины. В тяжелых условиях
войны, когда решалась судьба страны, не
могли оставить равнодушной читательскую
аудиторию произведения, звавшие к ее
защите, к преодолению всех препятствий
и лишений в борьбе с врагом. Статьи и очерки
А. Толстого, И. Эренбурга, К. Симонова,
М. Шолохова и др. читал буквально каждый.
А. Толстой. Тема Родины, патриотического
долга перед ней заняла главное место
в публицистическом творчестве А. Толстого
с первых дней войны. В творчестве А. Толстого
тесно переплетаются две темы - Родины
и внутреннего богатства национального
характера русского человека.
Особенно активно выступал А.Н. Толстой
в центральной печати в дни сражений за
Москву. Его статьи появлялись также в
республиканских и областных газетах:
"Ленинградской правде", "Горьковской
коммуне", многократно издавались отдельными
сборниками. Очерк "Смельчаки", напечатанный
24 июля 1941 г. в "Красной звезде", за
время войны был издан 35 раз на 17 языках
народов СССР общим тиражом 2720 тыс. экземпляров.
За годы войны А. Толстой написал около
100 статей, текстов для выступлений на
митингах и собраниях. Многие из них звучали
по радио, публиковались в газетах.
И. Эренбург. 23 июня 1941 г. - на второй день
Великой Отечественной войны - началась
публицистическая деятельность Ильи Эренбурга
военного периода. Особого накала публицистика
И. Эренбурга достигла в кризисные дни
битвы за Москву.
За годы Великой Отечественной войны Эренбург
написал около 1,5 тыс. памфлетов, статей,
корреспонденции, вышли в свет 4 тома его
памфлетов и статей под названием "Война".
К. Симонов. Неутомимый корреспондент
"Красной звезды", прошедший дорогами
войны тысячи километров и видевший все,
что она с собой принесла. Впечатления,
осевшие в сознании, требовали выхода,
публицистической и художественной реализации.
Корреспонденции и статьи Симонова, его
очерки и стихи, рассказы и повести печатались
в "Красной звезде", во многих других
газетах, распространялись по каналам
Совинформбюро, передавались по радио.
Людям нравились суровые, мужественно-сдержанные
корреспонденции и очерки К. Симонова.
"Части прикрытия", "В праздничную
ночь", "Юбилей", "Истребитель
истребителей", "Песни" и другие
потрясали правдой жизни, умением заглянуть
в духовный мир человека, жизнь которого
могла оборваться через мгновение.
М. Шолохов. Во время Великой Отечественной
войны были опубликованы в периодической
печати и вышли отдельными изданиями очерки
Шолохова "На Дону", "На юге",
"Казаки" и др. Среди статей и очерков,
призывавших к мести гитлеровцам, особое
значение имел очерк М.А. Шолохова "Наука
ненависти", появившийся в "Правде"
22 июня 1942 г.
В. Гроссман. Среди публицистов, находившихся
в действующей армии, был и военный корреспондент
"Красной звезды" Василий Гроссман.
В очерках "Сталинградская битва",
"Волга-Сталинград", "Власов"
и др., в многочисленных корреспонденциях
он вводил читателя в атмосферу сражающегося
Сталинграда.
Идея решающего воздействия высоконравственной
силы народа, его любви к Отчизне на победный
исход войны пронизывала и очерки Л. Соболева
"Морская душа", А. Фадеева "Бессмертие",
А. Платонова "Сын народа" и др.
В цикл событийных очерков о Сталинграде
вошли "Огонь Сталинграда" Е. Кригер,
"Дом Павлова" П. Шебунина, "Город-герой"
Б. Полевого, "Сталинградское кольцо"
Вас. Коротеева и др.
В конце войны создается большое количество
путевых очерков. Их авторы Л. Славин, А.
Малышко, Б. Полевой, П. Павленко и другие
рассказывали о победных боях советских
войск, освобождавших народы Европы от
фашизма, писали о взятии Будапешта, Вены,
о штурме Берлина.
На страницах советской печати в публицистических
очерках Б. Агапова, Т. Тэсс, М. Шагинян
и других запечатлен трудовой подвиг миллионов
людей тыла. Проблемам обеспечения фронта
и населения страны продовольствием посвящали
свои очерки Е. Кононенко, И. Рябов, А. Колосов
и др.
Список используемых источников и литературы
Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 90-х годов). - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 304 с.
Ортенберг Д. Время не властно. – М.. 1975. С. 87.
Бешеные волки. – М., 1941. С. 3.
Время, отлитое в строки. – Л., 1968. С. 238.
Дашичев В. Банкротство стратегии германского фашизма. Т. 2. – М., 1973. С. 444.
Журналисты на войне. Книга вторая. – М., 1974. С. 99.
Иванова Р., Кузнецов И. Советская журналистика в годы Великой Отечественной войны Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1985. № 1. С. 14.
Кузнецов И., Попов Н. Советская печать в годы Великой Отечественной войны // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1975. № 2. С. 4.
Милюков П.Н. «Правда о большевизме» Русский патриот. 11 ноября 1944
Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 2. – М. 1991. С. 415.
Писатели в Отечественной войне 1941–1945 гг. Письма читателей. – М., 1946. С. 19.
Симонов К., Эренбург И. В одной газете. Репортажи и статьи. 1941–1945. М., 1979. С.
Тихонов Н. Сила России. Военная публицистика. – М., 1977. С. 6.
Толстой А. Военная публицистика. – М. 1984. С. 6.
Шолохов М. Собр. соч. В 8 т. Т. 8. – М. 1975. С. 95.
Шульгин В.В. Дни. 1920. М., 1989. С.5.
1 Кузнецов И., Попов Н. Советская печать в годы Великой Отечественной войны Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1975. № 2. С. 4.
2 Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 2. – М. 1991. С. 415.
3 Симонов К., Эренбург И. В одной газете. Репортажи и статьи. 1941–1945. М., 1979. С. 17.
4 Там же. С. 9.
Информация о работе Советская журналистика в предвоенные годы и годы ВОВ.