Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:12, реферат
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы обзорно рассмотреть основную публицистическую работу, осуществленную во время ВОВ, указать популярные периодические издания, выпускавшиеся в этот период времени, проанализировать основные труды выдающихся публицистов военного времени.
1.Периодическая печать
1.1.Советская журналистика в предвоенные годы
2.Структура и развитие военной периодической печати
2.1.Пререстройка печати и радиовещания
2.2.Деятельность военных корреспондентов
3. Популярные периодические издания
3.Публицистические работы
3.1. Памфлеты и статьи И. Эренбурга
3.2. Патриотическая публицистика А.Н. Толстого
3.3. М. Шолохов, Е. Петров и А. Фадеев среди фронтовиков
4. Русская эмиграция о Великой Отечественной войне
Заключение
Список используемых источников и литературы
Введение
1.Периодическая печать
1.1.Советская журналистика в предвоенные годы
2.Структура и развитие военной периодической печати
2.1.Пререстройка печати и радиовещания
2.2.Деятельность военных корреспондентов
3. Популярные периодические издания
3.Публицистические работы
3.1. Памфлеты и статьи И. Эренбурга
3.2. Патриотическая публицистика А.Н. Толстого
3.3. М. Шолохов, Е. Петров и А. Фадеев среди фронтовиков
4. Русская эмиграция о Великой Отечественной войне
Заключение
Список используемых источников и литературы
Введение
С первых дней войны тема фронта вышла на первое место в советской печати. Боевым действиям Советской армии против войск фашистской Германии посвящались различные информационные заметки, корреспонденции, статьи. Материалы газет и радио рассказывали об упорном сопротивлении, которое оказывала Советская Армия вражеским войскам. Кроме публикаций на самом видном месте ежедневных оперативных сводок Совинформбюро газеты помещали статьи командиров и политработников с действующей армии, редакционные выступления, письма солдат и партизан, корреспонденции военных журналистов.
О боевых действиях Советской
Армии и положении на фронте читатели
и радиослушатели могли судить и
по материалам, освещавшим героическую
борьбу городов-героев, и по выступлениям,
посвященным разгрому немецких войск
под Москвой, великой битве на
Волге, прорыву Ленинградской блокады.
Жизнь тыла повседневное широко
освещалась в выступлениях центральной,
местной, военной печати, в передачах
радио. Призыв «Все для фронта, все
для победы!» отражал
В годы Великой Отечественной
войны широкие народные массы
Советского Союза совершили беспримерный
подвиг, создав военную экономику. Освещение
перестройки народного
В новых условиях, когда под натиском Советской Армии началось изгнание врага с оккупированных им территорий, в печати все больше стало материалов о ходе восстановления народного хозяйства в районах, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков.
С первых дней Великой Отечественной войны вопросы международной жизни занимали одно из ведущих мест в советской прессе. В материалах печати и выступлениях на радио большое внимание уделялось укреплению антигитлеровской коалиции, боевого содружества СССР, Англии и США, направленного на разгром общего врага. Газеты сообщали о том, с каким пристальным вниманием вся мировая пресса следила за положением на советско-германском фронте, информировали о ходе событий на всех театрах второй мировой войны, о различных причинах, затягивавших открытие второго фронта.
Центральные и фронтовые
издания публиковали все
Однако часть газет, разоблачая
кровавые замыслы германского фашизма,
воспитывая у советских воинов ненависть
к врагу, продолжала публиковать
материалы, неверно ориентировавшие
солдат и офицеров действующей армии.
Так, 11 апреля 1945 г. «Красная звезда»
опубликовала статью Ильи Эренбурга
«Хватит!». Автор, говоря о причинах
ожесточенного сопротивления
«Правда» выступила против неправильных заявлений Эренбурга. В статье Александрова «Тов. Эренбург упрощает» отмечалось, что именно гитлеровцы пытались внушить немецкому народу, будто каждый немец ответствен за исход войны. В действительности, подчеркивала газета, это не так. За преступления гитлеровцев должны сполна ответить их главари. Критическая оценка точки зрения И. Эренбурга помогла редакциям ряда газет избежать аналогичных ошибок.
В материалах фронтовых корреспондентов, поступавших в редакции газет во второй половине апреля 1945 г., все чаще звучала мысль о близости победы. И хотя шли тяжелые бои в берлинском метро, на подступах к рейхстагу, исход войны был предрешен. Не выдержав штурма, капитулировал гарнизон Берлина.
Ценой огромных жертв и неимоверных усилий советский народ одержал победу.
9 мая 1945 г. «Правда»
опубликовала акт о
После разгрома фашистской Германии и ее союзников в Европе единственной страной, ведущей военные действия против Советской Армии, оставалась Япония.
Победа Советской Армии над Японией завершила вторую мировую войну.
Годы Великой Отечественной
войны вызвали к жизни
Укрепление связей солдатских газет с читателями способствовало росту числа авторов. Так, редакция армейской газеты «Боевое знамя» за август – октябрь 1943 г. получила 798 писем, из них 618 было опубликовано. «Правда» постоянно переписывалась с тружениками тыла и воинами, сражавшимися на фронте. За годы войны она получила свыше 400 тысяч писем, значительная часть которых была опубликована как отражение неразрывного единства фронта и тыла.
Одним из ярких проявлений
участия тысяч людей в
Большое распространение
в годы войны получили радиомитинги:
в честь 24-й годовщины Октября,
в защиту детей от фашистского
варварства, антифашистский митинг работников
литературы и искусства, Всесоюзный
митинг женщин-матерей и жен
Распространенной формой массовой работы в годы войны оставались выездные редакции. 25 ноября 1941 г. Центральное радио создало выездную редакцию фронтового вещания «Говорит фронт». Более 30 выездных редакций «Правды» работало в различных пунктах страны; 38 выездных редакций организовала «Комсомольская правда». Они выпустили 2884 номера газеты общим тиражом 6 млн. экз.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы обзорно рассмотреть основную публицистическую работу, осуществленную во время ВОВ, указать популярные периодические издания, выпускавшиеся в этот период времени, проанализировать основные труды выдающихся публицистов военного времени.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
- показать работу периодической печати накануне ВОВ.
- проследить произошедшие
изменения и перестройку
- отметить работу основных периодических изданий.
- обзорно рассмотреть
творчество выдающихся
- рассмотреть, на примере статьи Милюкова «правда о большевизме» , изменение отношения к СССР русского зарубежья.
1.Периодическая печать
1.1.Советская журналистика в предвоенные годы.
К концу 30-х гг. все очевиднее
становилась угроза войны. Военные
события на озере Хасан, на Халхин-Голе,
советско-финское вооруженное
В 1940 г. количество газет по сравнению с 1937 г. увеличилось почти на 300 и достигло 8806. Разовый тираж всей газетной периодики за эти годы вырос с 36,2 до 38,4 млн. экз.1 В предвоенные годы продолжался процесс дифференциации прессы. Создаются новые центральные отраслевые газеты: «Черная металлургия», «Угольная промышленность», «Нефть», «Машиностроение» и др.
Неуклонно росла сеть газет
на национальных языках. К 1939 г. количество
изданий, выходивших в национальных
советских республиках, достигло 25002.
Структура многонациональной
В 1939–1940 гг. происходит развитие
внутриредакционной структуры. Появляются
новые отделы, в частности, отдел
пропаганды учреждается в центральных
газетах «Правда», «Красная Звезда»,
«Комсомольская правда», а также
в республиканских, краевых и
областных партийных и
В конце 30-х гг. каких-либо
серьезных изменений в
Дальнейшие сдвиги произошли в советском радиовещании. Среднесуточный объем Центрального радиовещания в 1940 г. составил 64,3 часа, в том числе на основные программы приходилось 41,3 часа, на передачи для зарубежных слушателей – 23 часа.
Проблематика советской журналистики в предвоенные годы была тесно связана с пропагандой «величайших побед социализма в СССР», провозглашенных в марте 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б), и описаниями мрачных картин жизни капиталистического мира. Причем сравнение «у нас» и «у них» всегда было в пользу советской страны и ее народов, начавших борьбу за выполнение третьей пятилетки.
В конце марта 1939 г. «Правда»
публикацией письма коллектива завода
«Красный пролетарий» положила начало
освещению в прессе соревнования
имени Третьей пятилетки. В многочисленных
материалах, поступавших из крупнейших
городов страны и ведущих промышленных
предприятий, газеты и радио рассказывали
о дальнейшем развитии индустриальной
базы, о крепнущей оборонной мощи
страны. В газетах стали постоянными
рубрики, связанные с соревнованием
имени Третьей пятилетки, регулярно
появлялись Доски почета и другие
формы агитационного и
Материалы газет не оставляли
сомнений в том, что отрасли тяжелой
индустрии справляются с
С вооруженной мощью Советского государства не могла не считаться фашистская Германия. Чтобы обезопасить себя, Гитлер настоял на том, чтобы 23 августа 1939 г. – за неделю до нападения на Польшу – был подписан договор между СССР и Германией о ненападении.
Информация о работе Советская журналистика в предвоенные годы и годы ВОВ.