Советская журналистика в предвоенные годы и годы ВОВ.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:12, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы обзорно рассмотреть основную публицистическую работу, осуществленную во время ВОВ, указать популярные периодические издания, выпускавшиеся в этот период времени, проанализировать основные труды выдающихся публицистов военного времени.

Содержание

1.Периодическая печать
1.1.Советская журналистика в предвоенные годы
2.Структура и развитие военной периодической печати
2.1.Пререстройка печати и радиовещания
2.2.Деятельность военных корреспондентов
3. Популярные периодические издания
3.Публицистические работы
3.1. Памфлеты и статьи И. Эренбурга
3.2. Патриотическая публицистика А.Н. Толстого
3.3. М. Шолохов, Е. Петров и А. Фадеев среди фронтовиков
4. Русская эмиграция о Великой Отечественной войне
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

реферат русс жур.docx

— 111.55 Кб (Скачать)

Формируя высокие патриотические чувства советских воинов, «Красная звезда» и красноармейская фронтовая  печать рассказывали о благородных, освободительных целях Отечественной  войны, показывали человеконенавистнический характер идеологии гитлеровского  фашизма, его расовую теорию, под  флагом которой оккупанты творили  свои кровавые дела. Много писали военные  газеты о невиданном вандализме гитлеровцев, устроивших массовые лагеря смерти на временно захваченной ими территории: в Майданеке, Бежице, Треблинке и  других местах. «Треблинка! – говорилось в газете 1-го Белорусского фронта «Красная Армия». – При этом слове люди вздрагивали и озирались по сторонам. Простое название населенного пункта страшило всех – и старых, и малых. Люди, жившие рядом с Треблинкой, не спали ночей. Темноту будоражили крики убиваемых мужчин, женщин, детей. Над Треблинкой никогда не рассеивались черные облака и дым».

Систематически публиковала  «Красноармейская правда» подборки патриотических высказываний бойцов и  командиров о родной стране. В одном  из таких материалов красноармеец С. Евсеев с удовлетворением отмечал: «Когда мы пробивали немецкую оборону  под Витебском, я диву давался: откуда у нас столько самолетов, танков, орудий, такая неисчислимая сила? Потом  меня ранило, и я попал в госпиталь. Вернулся на фронт, когда наши войска стояли на границе с Восточной  Пруссией. В октябре мы пошли в  наступление, и все, что я видел  под Витебском, меня уже не удивило  бы. Теперь самолеты сосчитать не было возможности. Артиллерия дала такого огоньку – душа радовалась. Я лежал в цепи и говорил себе: гляди, Сергей Петрович, какая мы держава. Воюем, воюем, а сила у нас все больше и больше.

А когда мы штурмовали Кенингсберг  и Пиллау, мне кажется, что самолетов  и орудий было больше, чем пехотинцев. Родина дала нам все, что требовалось  для победы».

  1. В ходе войны, несмотря на потерю больших производственных мощностей в ее начале, Советский Союз выиграл экономическое противоборство с Германией и ее сателлитами и произвел больше своего противника автоматов в 4,7 раза, пулеметов – в 1,4, орудий всех калибров – в 1,5, минометов – в 5, самоходно-артиллерийских установок – в 2,2, боевых самолетов – в 1,1 раза2. И это благодаря поистине трудовому подвигу тружеников тыла. «В военное время – работать с удесятеренной энергией!», «Пусть идут на фронт нескончаемым потоком эшелоны с вооружением и боеприпасами!», «Больше металла, больше танков – ближе к победе» – эти призывы стали постоянными на страницах газет и в радиопередачах. По примеру Ферапонта Головатого по всей стране развернулось патриотическое движение по сбору средств на боевую технику Красной Армии. Средства массовой информации оперативно освещали поступление народных средств в фонд обороны. На полях сражений фашистов громили танковые колонны «Тамбовский колхозник», «Московский колхозник», «Архангельский колхозник», «Рязанский колхозник», «Ивановский колхозник», «Колхозник Грузии», «Колхозник Узбекистана», а также авиаэскадрильи, подводные лодки и катера. За счет средств населения были построены и переданы защитникам Отечества более 2,5 тысяч боевых самолетов, несколько тысяч танков, более 20 подводных лодок, много другой военной техники.

«Все для фронта! Все  для победы!» – под таким призывом печатались материалы о трудовых достижениях в тылу. Печать немедленно поддерживала все патриотические почины по увеличению выпуска военной продукции, по созданию трудовых бригад, боровшихся за досрочное выполнение производственных заданий. Со страниц центральных, местных и военных газет о патриотизме советских людей, о повседневной помощи, которую они оказывают фронту, рассказывали нарком вооружения Герой Социалистического Труда Д. Устинов, академик А. Богомолец, Алексей Стаханов, Герой Социалистического Труда Ф. Токарев и др.

Правдиво отражая трудовые достижения в тылу, советские журналисты успешно использовали многие формы  массовой работы, появившиеся еще  в годы первых пятилеток. Особенно эффективной  была деятельность выездных редакций. Около 30 выездных редакций «Правды» и около 40 «Комсомольской правды» действовали на строительстве домен в Магнитогорске и Нижнем Тагиле, на шахтах Караганды, Кузбасса, на восстановлении Сталинградского тракторного завода. Журналист К. Деветьяров, оказавшийся в выездной редакции «Комсомолки», вспоминает: «Ни одного целого здания вокруг. Одни в пробоинах с пустыми окнами, обгорелые, еще стоят, у других только остовы с провисшими лестницами, третьи лежат на мостовой глыбами обломков... Привлекает внимание на остатках стены крупная надпись: «Отстоим родной Сталинград!». Сделана, видно, в разгар боев. Теперь в середине первого слова кто-то вписал еще одну букву, и лозунг уже звучит по-новому: «Отстроим родной Сталинград!». В возрождение города-героя внесла свой вклад и выездная редакция «Комсомолки», возглавлявшаяся известным фельетонистом С. Нариньяни, в состав которой входил также известный поэт Семен Гудзенко.

В годы Великой Отечественной  войны была продолжена традиция издания  красочных сатирических «Окон РОСТА», по примеру которых советские  художники и поэты незамедлительно  приступили к выпуску «Окон ТАСС». Когда враг лез к самым московским заставам, стены Москвы провожали идущих на фронт призывами: «Ребята, не Москва ль за нами?», «Ни шагу назад!», «Огнем истреби врага!». Это были первые «Окна ТАСС», появившиеся в столице уже 26 июня 1941 г., а всего за годы войны их издано около 1,5 тысяч. Вслед за московскими «Окна ТАСС» появились в Ленинграде и других городах. Неизменными авторами «Окон ТАСС» были художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), П. Соколов-Скаля, В. Дени, М. Черемных, М. Савицкий, Г. Нисский, поэты Д. Бедный, С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, С. Кирсанов. Всего в издании «Окон ТАСС» принимало участие примерно 80 поэтов и 130 художников. Выходившие тиражом до нескольких тысяч экземпляров «Окна ТАСС» распространялись в основном по подписке, а также рассылались в действующие армии, вывешивались в витринах на улице. Уже в годы войны осуществлялись выставки лучших «Окон ТАСС» в Англии, Швеции, Китае, странах Южной Америки.

Не ослабевала в годы войны  и связь редакций с читателями: около 400 тысяч писем получила в  военную пору «Правда», многие сотни  откликов приходили в редакции на взволновавшие читателей письма. Так произошло, например, с письмом  командира Тихоокеанского флота  Безносикова и телеграммой фронтовика Корниенко о помощи детям, у которых  погибли родители. На письмо и телеграмму, опубликованные 4 и 6 февраля 1942 г. в  «Комсомольской правде», откликнулись 1380 читателей, поддержавших патриотический призыв воинов.

3.Публицистические  работы.

3.1. Памфлеты и  статьи И. Эренбурга.

 Перо Эренбурга, отмечал  маршал И.Х. Баграмян, «было действеннее  автомата»3.

За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов  писателя, составивших четыре объемистых тома под общим названием «Война». Первый том, увидевший свет в 1942 г., открывался циклом памфлетов «Бешеные волки», в которых с беспощадным сарказмом  представлены главари фашистских преступников: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. В  каждом из памфлетов, на основе достоверных  биографических сведений, даны убийственные характеристики палачей «с тупыми лицами»  и «мутными глазами». В памфлете «Адольф Гитлер» читаем: «В далекие  времена увлекался живописью. Таланта  не оказалось, как художника забраковали. Возмущенный воскликнул: «Увидите, я стану знаменитым». Оправдал свои слова. Вряд ли найдешь в истории  нового времени более знаменитого  преступника». В следующем памфлете «Доктор Геббельс» сказано: «Гитлер  начинал с картинок, Геббельс с  романов... И ему не повезло. Романов  не покупали... Сжег 20 млн. книг. Мстит  читателям, которые предпочли ему  какого-то Гейне»4. Подстать первым двум и «герой» памфлета «Маршал Герман Геринг». Этот, обожающий титулы и звания, избравший своим жизненным девизом: «Живи, но не давай жить другим», также предстал в подлинном виде убийцы: «До прихода Гитлера к власти суд отобрал у Геринга ребенка – признан невменяемым. Гитлер доверил ему 100 млн. покоренных людей».

Примеров, подтверждающих, что  у Эренбурга был свой, ни на чей  не похожий «почерк» можно привести предостаточно из любой статьи писателя, а не только памфлета. В октябре – ноябре 1941 г. в «Красной звезде» одна за другой появились статьи писателя: «Выстоять», «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холодно», в которых он прозорливо писал о неизбежном разгроме фашистов под советской столицей: «Москва у них под носом. Но до чего далеко до Москвы. Между ими и Москвой – Красная Армия. Их поход за квартирами мы превратим в поход за могилами! Не дадим им дров – русские сосны пойдут на немецкие кресты»

По короткой энергичной фразе, которая по словам редактора «Красной звезды» Д. Ортенберга, «по накалу чувств, тонкой иронии и беспощадному сарказму звучала, как «строфы стихов», безошибочно угадывалось авторство  его статей. В одном из писем  в «Красную звезду» фронтовик  Сепан Фесенко сообщал: «Однажды замполит Метелица прочитал статью. Мы ее с вниманием выслушали. Кончив читать, он спросил: «Кто писал статью?»  Мы ответили в один голос: «Илья Эренбург»

3.2. Патриотическая  публицистика А.Н. Толстого, в которой широта охвата сочеталась с глубиной мысли, взволнованность и эмоциональность – с высоким художественным мастерством, оказывала огромное воздействие на читателей. Вряд ли кто другой нашел такие оттенки в словах о самом драгоценном на свете – о русском человеке и о Родине. В смертельной борьбе с фашизмом чувство Родины возобладало в его статьях над всеми другими, стало «пронзительно дорого нам». Уже в первой своей статье «Что мы защищаем», появившейся в «Правде» 27 июня 1941 г., писатель последовательно проводил мысль о том, что героизм и мужество русского народа складывались исторически и эту «дивную силу исторического сопротивления» еще никому не удавалось одолеть. Патриотическое звучание статей А. Толстого еще более усиливается оттого, что свои мысли он подтверждает конкретными историческими фактами, высказываниями о доблести русских воинов известных историков, полководцев, государственных деятелей.

Каждая страница военной  публицистики А.Н. Толстого проникнута мыслью о небывалой мощи Советской  России. В полную силу мотив величия  нашей страны прозвучал в его  статье «Родина», опубликованной 7 ноября 1941 г. одновременно в «Правде» и в  «Красной звезде». Пророческие слова  писателя «Мы сдюжим!» стали символом борьбы советских воинов.

Особенно активно выступал А.Н. Толстой в центральной печати в дни сражений за Москву. Его  статьи появлялись также в республиканских  и областных газетах: «Ленинградской правде», «Горьковской коммуне», многократно  издавались отдельными сборниками. Очерк  «Смельчаки», напечатанный 24 июля 1941 г. в «Красной звезде», за время войны  был издан 35 раз на 17 языках народов  СССР общим тиражом 2720 тыс. экземпляров.

О воздействии на читателей  статей А. Толстого «Москве угрожает враг», «Нас не одолеешь», «Кровь народа»  свидетельствуют многочисленные солдатские письма в адрес писателя. «Ваши  статьи, – говорится в одном из них, – читаем по нескольку раз и всегда после читки статей нашу Родину-мать хочется крепче и крепче любить»

Неоднократно встречался писатель с участниками боев. Именно на основе его бесед с воинами, среди которых был и Константин Семенович Сударев, погибший 2 марта 1942 г. в боях под Орлом и посмертно  награжденный орденом Отечественной  войны 1-й степени, созданы «Рассказы  Ивана Сударева» –самые значительные произведения А. Толстого в годы Великой Отечественной. К написанию рассказов, с наибольшей полнотой отразивших героизм советского воина, его несгибаемый характер, писатель приступил в августе 1942 г. и тогда же пять из них – «Ночью в сенях на сене», «Как это началось», «Семеро чумазых», «Нина», «Странная история» – были опубликованы в «Красной звезде». 

Гневным обличителем в  годы войны фашистских главарей и  подобных им личностей «с уголовным  прошлым и уголовным будущим» выступал А.Н. Толстой. Опубликованные в «Красной звезде» статьи «Кто такой  Гитлер и чего он добивается», «Я призываю к ненависти», «Лицо гитлеровской армии» несли такой обличительный  заряд, что Геббельс вынужден был  оправдываться, нагло заявляя, что  писатель «бессовестно лжет», пишет  «окровавленным пером». А.Н. Толстой  немедленно ответил Геббельсу, швырнувшему  в эфир оскорбление писателю. «Заявляю на весь мир всем, – писал А.Н. Толстой в статье «Лицо гитлеровской армии», напечатанной 31 августа 1941 г. в «Правде», «Известиях» и в «Красной звезде», – всем гражданам и воинам свободных стран, борющимся с фашизмом, а также германскому народу. Я заявляю: немецкие солдаты и охранные отряды фашистов совершают столь непостижимые уму зверства, что – прав Геббельс – чернила наливаются кровью, и, будь у меня угрюмая фантазия самого дьявола, мне не придумать подобных пиршеств пыток, смертных воплей, мук жадных истязаний и убийств, какие стали повседневными явлениями в областях Украины, Белоруссии и Великороссии, куда вторглись фашистско-германские орды». Статья была столь важной, что ее незамедлительно, в тот же день, передали на иностранных языках по всему миру.

3.3. М. Шолохов,  Е. Петров и А. Фадеев среди  фронтовиков.

Среди статей и очерков, призывавших  к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М.А. Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942 г. Рассказав историю военнопленного, которого фашисты подвергли жесточайшим пыткам, писатель подводит читателей к мысли, вложенной в уста главного героя: «Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть мы носим на кончиках штыков».

Человеческая красота  защищавших свою Родину, и испепеляющая ненависть к ее поработителям – главное и в военной публицистике Н. Тихонова,регулярно присылавшего в центральные газеты статьи, очерки, стихотворные произведения из блокадного Ленинграда. «Можно без преувеличения сказать, свидетельствует редактор «Красной звезды» Д. Ортенберг, – что, если бы «Красная звезда» из художественных произведений не печатала о Ленинграде больше ничего, кроме очерков Тихонова, – этого было бы достаточно, чтобы читатель знал о жизни, страданиях, борьбе, славе и подвигах героического города»5. В статьях, очерках, рассказах Н. Тихонова воссоздан немеркнущий подвиг героев-тружеников города-фронта, чье беспримерное мужество вошло в историю, как «чудо Ленинграда».

Информация о работе Советская журналистика в предвоенные годы и годы ВОВ.