СМИ и органы государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение характера взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации с помощью пресс-службы, определение особенности этих отношений.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
определить место и роль средств массовой информации в политической сфере жизни общества;
рассмотреть структуру, функцию и деятельность пресс-службы – органа занимающегося взаимод

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти.
5
1.1. Сущность и отличительные черты СМИ. 5
1.2 Функции СМИ. 7
1.3 Влияние СМИ на общественное мнение. 9
ГЛАВА 2. Формы взаимодействия средств массовой информации и органов власти
11
2.1 Модели взаимодействия СМИ и власти. 11
2.2 Пресс-служба – как средство сотрудничества
властных структур и СМИ.

12
2.2.1 Пресс-службы органов власти как фактор
формирования и реализации политики.

13
2.2.2 Задачи и роль пресс-секретаря в работе
пресс-службы органов государственной власти.

15
2.2.3 Осуществление процесса коммуникации
между пресс-службой и СМИ.

17
2.2.4 Задачи, функции и структура пресс-службы. 17
2.3. Государственные программы содействия
средствам массовой информации.

25
ГЛАВА 3. Практические рекомендации работникам пресс-служб государственных органов власти для продуктивного взаимодействия со СМИ. Переговоры как форма государственного управления

28
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложения (на 8 листах)

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

    Наиболее целесообразно выделение следующих функций средств массовой информации7:

    1.    Информационная функция.

    2.    Средства массовой информации создают своеобразную информационную среду, которая характеризуется единством двух потоков политической информации – «сверху» и «снизу».

    3.    Информация «сверху» несет данные о государственных и административных решениях, информация «снизу» – о том, как эти решения воспринимаются.

    4.    Информационная функция состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

    5.    Информационная деятельность средств массовой информации позволяет людям активно судить о политических событиях и процессах в том случае, если она выполняет образовательную функцию.

    Вышеназванные функции позволяют средствам массовой информации выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только средства массовой информации, но и оппозиция, а также специализированные институты судебного и иного контроля. Критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях. Объектом внимания средств массовой информации являются и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами средства массовой информации.

    Их  контрольная функция основывается на общественном мнении8. В отличие от государственных и иных органов контроля, средства массовой информации не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям. Их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, так как они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

    В демократическом обществе в осуществлении  контрольной функции средства массовой информации опираются как на закон, так и на общественное мнение. Контрольная функция средств массовой информации особенно необходимо при слабой оппозиции и несовершенстве социальных государственных институтов контроля9.

    Средства  массовой информации не только критикуют  недостатки в политики и обществе, но и выполняют функцию артикуляции различных общественных интересов, интеграции политических субъектов.

    Эта функция позволяет обеспечивать представителям общественных групп  возможность публично выражать свое мнение, находить единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

    Без использования средств массовой информации партии обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия10.

    1.3 Влияние СМИ на общественное мнение.

    Общественное  мнение сегодня становится более  активным и действенным регулятором  политического процесса. Сила общественного  мнения в значительной мере предопределяется средствами массовой информации, не только отражающими сложившиеся настроения, но и формирующими это общественное мнение.

    Общественное  мнение становится в этом случае мощным средством политики, инструментов реализации политических замыслов и достижений политических целей.

    Формирование  общественного мнения происходи по-разному. К примеру: «средства массовой информации отфильтровывают индивидуальные точки зрения, обобщают их в мнения групповые и затем придают им характер всеобщности, массовости, распространенности».

    Средства  массовой информации всегда стремятся использовать общественное мнение в политических целях, и,  как правило, это им удается.

    В целом можно сказать, что печать, телевидение и радио продуцируют  и распространяют политическую информацию. Именно те знания, нормы и ценности, усвоение которых необходимо и достаточно для рекрутирования в политику, для сознательного и действенного участия в политической жизни.

    Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться  в потоке противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. Средства массовой информации позволяют ему выйти за рамки индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.

    В этом главная отличительная черта  средств массовой информации как  политического института.

    Итак, средства массовой информации, с одной  стороны, выступают как неформальный орган власти. С другой стороны, как  институт гражданского общества.

    Средства  массовой информации выполняют важные функции в обществе, такие как: информационную, образовательную, критики и контроля, формирования общественного мнения и другие11 

 

     ГЛАВА 2. Формы взаимодействия средств массовой информации и органов власти

    2.1 Модели взаимодействия  СМИ и власти.

    В научной литературе12 описаны три модели взаимодействия средств массовой информации и власти:

    1. «Средства массовой информации полностью независимы от государства. При этом они хотели бы получить от власти информации о каждом ее шаге, накапливать, обобщать и распределять информацию.

    2. Средства массовой информации сотрудничают с государством в той степени, в какой государство дотирует их, но при этом оставляет за собой право на критическое отношение к деятельности властных структур.

    3. Средства массовой информации работают под контролем государства, проводят в жизнь его политику».

    В различных политических режимах  проявляется одна из этих моделей, которые  имеют свои черты и особенности.

    Теперь  перейдем к рассмотрению моделей  взаимоотношений властных структур и средств массовой информации в  Российской Федерации.

    Сегодня наблюдается финансовая зависимость средств массовой информации от учредителей и капитала. Основная масса средств массовой информации выдает ту информацию, которая согласовывается с государственными органами либо с учредителями.

    Кроме того, сегодня происходит сокращение тиражей на все местные, региональные и центральные издания. Причина кроется не только в росте могущества электронных средств массовой информации, но и  в растущей конкуренции издательских корпораций, поглощении мелких издательских фирм крупными фирмами. Для «выживания» средствам массовой информации, а также совершенствовать формы взаимодействия с властными структурами. Кроме того, необходим поиск новых форм взаимодействия со своей аудиторией на фоне электронных конкурентов.

    Одни  газеты имеют свою электронную версию, становятся абонентами электронной сети «Интернет». Другие, «уходят» в оппозицию, критикуя все и, прежде всего, власть. Третьи, стремятся к сотрудничеству и взаимодействию с властными структурами. Четвертые – «чахнут» и их место занимают электронные средства массовой информации.

    2.2 Пресс-служба – как средство сотрудничества

    властных  структур и СМИ.

    В поисках информации средства массовой информации преподносят своей аудитории  зачастую недостоверную информацию. Это в свою очередь приводит к конфликтам с властными структурами, если эта информация затрагивает деятельность этих структур, да и не только с ними.

    Одним из новых веяний в современной  России является создание пресс-служб, служб по связям с общественностью  в государственных, общественных, коммерческих организациях. Главной функцией таких служб в государственных органах власти является – обеспечение граждан и общественных объединений исчерпывающей и объективной информацией о целях, планах, намерениях и программах деятельности органов власти, а также учет интересов и общественных нужд при формировании программ, целей деятельности органов власти и выборе методов их реализации.

    Именно  последовательное воплощение в жизнь  этих функций реализует демократическую  природу государства, дает возможность гражданам реально участвовать в управлении государством. А власть делается открытой и прозрачной для людей, то есть подконтрольной общественности, общественному мнению.

    Формы взаимодействия органов власти и  средств массовой информации должны строится, исходя, и из мирового опыта13.

    2.2.1 Пресс-службы органов власти как фактор

    формирования  и реализации политики.

    В процессах формирования и реализации политики правовое демократическое  государство должно постоянно поддерживать отношения с обществом на основе взаимопонимания и обмена информацией по всем наиболее важным аспектам жизни. Поэтому технологии, используемые пресс-службами государственных органов власти, направлены прежде всего на грамотное и эффективное функционирование этих отношений, что, безусловно, требует от сотрудников пресс-служб высокопрофессиональных умений и навыков.

    Демократические режимы характеризует открытость государственных  органов власти, где взаимодействие государства и общества строится на партнерской основе, где теоретически не должно быть деления на «мы» и «они». Здесь общество рассматривается не только как объект воздействия, но и как участник процесса управления. Главная цель пресс-службы в органах власти – наладить механизмы коммуникации в политической системе общества для широкого их использования в проведении государственной политики14.

    Коммуникационные  возможности государственной власти заключаются не только в наличии  эффективных информационных каналов, но и в способности общаться с  населением, объяснять обществу свои решения, слышать запросы различных социальных групп, учитывать их мнения, предложения и критику. Отсутствие «прозрачности» в деятельности государства создает предпосылки отчуждения населения от институтов власти, вызывает недоверие к правительственным программам и решениям.

    Современные политические реалии в России таковы, что формирование и развитие массовых коммуникаций требует комплексного подхода со стороны государства. Коммуникация в сфере политики должна отвечать всем требованиям, предъявляемым  к современным массовым коммуникациям.

    «Массовая коммуникация – отмечают исследователи, – разновидность социальной коммуникации, реализуемой на уровне общества. Массовая коммуникация – это процесс, в  ходе которого специфически организованные институты посредством технических  средств производят и передают послания большой и рассеянной в пространстве аудитории»15. Процесс массовой коммуникации носит однонаправленный и внеличностный характер, так как отправитель удален от потенциального адресата; при этом необходимая для эффективной коммуникации обратная связь обеспечивается посредством дополнительных специальных исследовательских организаций (например, институтов общественного мнения). Основной эффект новых технологий коммуникации и СМИ, считает В.С. Комаровский, заключается в переносе роли и функции инструмента на конечную цель: не коммуникация существует для человека, а человек для коммуникации16. Отрицательный эффект этой схемы заключается в том, что средство превращается в цель, а инструмент перестает выполнять свои задачи и теряет при этом свои функции. Именно это и происходит со средствами массовой информации, которые формируют новую общественную среду.

    Учитывая  опыт Запада, российские органы власти в качестве одного из методов регулирования  коммуникации между властью, средствами массовой информации и обществом избрали совершенно новую для страны структуру – пресс-службу. Пресс-служба входит в состав департамента госорганов и призвана обеспечивать качественное взаимодействие органов власти с общественностью при помощи средств массовой информации. Поэтому сложно выделить, на кого в большей степени должна быть направлена работа пресс-служб: на руководство или же на журналистов. Приоритеты меняются в зависимости от ситуации. Естественно, требования к пресс-службе у руководителей органов власти и журналистов разные. Власти хотят донести до общества ту информацию, которая необходима обществу и будет влиять на их имидж. Журналисту нужна информация, которая интересна аудитории.

Информация о работе СМИ и органы государственной власти