Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 05:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение характера взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации с помощью пресс-службы, определение особенности этих отношений.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
определить место и роль средств массовой информации в политической сфере жизни общества;
рассмотреть структуру, функцию и деятельность пресс-службы – органа занимающегося взаимод
Введение 3
ГЛАВА 1. Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти.
5
1.1. Сущность и отличительные черты СМИ. 5
1.2 Функции СМИ. 7
1.3 Влияние СМИ на общественное мнение. 9
ГЛАВА 2. Формы взаимодействия средств массовой информации и органов власти
11
2.1 Модели взаимодействия СМИ и власти. 11
2.2 Пресс-служба – как средство сотрудничества
властных структур и СМИ.
12
2.2.1 Пресс-службы органов власти как фактор
формирования и реализации политики.
13
2.2.2 Задачи и роль пресс-секретаря в работе
пресс-службы органов государственной власти.
15
2.2.3 Осуществление процесса коммуникации
между пресс-службой и СМИ.
17
2.2.4 Задачи, функции и структура пресс-службы. 17
2.3. Государственные программы содействия
средствам массовой информации.
25
ГЛАВА 3. Практические рекомендации работникам пресс-служб государственных органов власти для продуктивного взаимодействия со СМИ. Переговоры как форма государственного управления
28
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложения (на 8 листах)
Наиболее целесообразно выделение следующих функций средств массовой информации7:
1. Информационная функция.
2. Средства массовой информации создают своеобразную информационную среду, которая характеризуется единством двух потоков политической информации – «сверху» и «снизу».
3. Информация «сверху» несет данные о государственных и административных решениях, информация «снизу» – о том, как эти решения воспринимаются.
4. Информационная функция состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.
5. Информационная деятельность средств массовой информации позволяет людям активно судить о политических событиях и процессах в том случае, если она выполняет образовательную функцию.
Вышеназванные функции позволяют средствам массовой информации выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только средства массовой информации, но и оппозиция, а также специализированные институты судебного и иного контроля. Критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях. Объектом внимания средств массовой информации являются и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами средства массовой информации.
Их
контрольная функция
В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции средства массовой информации опираются как на закон, так и на общественное мнение. Контрольная функция средств массовой информации особенно необходимо при слабой оппозиции и несовершенстве социальных государственных институтов контроля9.
Средства массовой информации не только критикуют недостатки в политики и обществе, но и выполняют функцию артикуляции различных общественных интересов, интеграции политических субъектов.
Эта функция позволяет обеспечивать представителям общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.
Без использования средств массовой информации партии обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия10.
1.3 Влияние СМИ на общественное мнение.
Общественное мнение сегодня становится более активным и действенным регулятором политического процесса. Сила общественного мнения в значительной мере предопределяется средствами массовой информации, не только отражающими сложившиеся настроения, но и формирующими это общественное мнение.
Общественное мнение становится в этом случае мощным средством политики, инструментов реализации политических замыслов и достижений политических целей.
Формирование общественного мнения происходи по-разному. К примеру: «средства массовой информации отфильтровывают индивидуальные точки зрения, обобщают их в мнения групповые и затем придают им характер всеобщности, массовости, распространенности».
Средства массовой информации всегда стремятся использовать общественное мнение в политических целях, и, как правило, это им удается.
В
целом можно сказать, что печать,
телевидение и радио
Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в потоке противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. Средства массовой информации позволяют ему выйти за рамки индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.
В этом главная отличительная черта средств массовой информации как политического института.
Итак, средства массовой информации, с одной стороны, выступают как неформальный орган власти. С другой стороны, как институт гражданского общества.
Средства
массовой информации выполняют важные
функции в обществе, такие как:
информационную, образовательную, критики
и контроля, формирования общественного
мнения и другие11.
ГЛАВА 2. Формы взаимодействия средств массовой информации и органов власти
2.1 Модели взаимодействия СМИ и власти.
В научной литературе12 описаны три модели взаимодействия средств массовой информации и власти:
1. «Средства массовой информации полностью независимы от государства. При этом они хотели бы получить от власти информации о каждом ее шаге, накапливать, обобщать и распределять информацию.
2. Средства массовой информации сотрудничают с государством в той степени, в какой государство дотирует их, но при этом оставляет за собой право на критическое отношение к деятельности властных структур.
3. Средства массовой информации работают под контролем государства, проводят в жизнь его политику».
В различных политических режимах проявляется одна из этих моделей, которые имеют свои черты и особенности.
Теперь перейдем к рассмотрению моделей взаимоотношений властных структур и средств массовой информации в Российской Федерации.
Сегодня наблюдается финансовая зависимость средств массовой информации от учредителей и капитала. Основная масса средств массовой информации выдает ту информацию, которая согласовывается с государственными органами либо с учредителями.
Кроме того, сегодня происходит сокращение тиражей на все местные, региональные и центральные издания. Причина кроется не только в росте могущества электронных средств массовой информации, но и в растущей конкуренции издательских корпораций, поглощении мелких издательских фирм крупными фирмами. Для «выживания» средствам массовой информации, а также совершенствовать формы взаимодействия с властными структурами. Кроме того, необходим поиск новых форм взаимодействия со своей аудиторией на фоне электронных конкурентов.
Одни газеты имеют свою электронную версию, становятся абонентами электронной сети «Интернет». Другие, «уходят» в оппозицию, критикуя все и, прежде всего, власть. Третьи, стремятся к сотрудничеству и взаимодействию с властными структурами. Четвертые – «чахнут» и их место занимают электронные средства массовой информации.
2.2 Пресс-служба – как средство сотрудничества
властных структур и СМИ.
В поисках информации средства массовой информации преподносят своей аудитории зачастую недостоверную информацию. Это в свою очередь приводит к конфликтам с властными структурами, если эта информация затрагивает деятельность этих структур, да и не только с ними.
Одним из новых веяний в современной России является создание пресс-служб, служб по связям с общественностью в государственных, общественных, коммерческих организациях. Главной функцией таких служб в государственных органах власти является – обеспечение граждан и общественных объединений исчерпывающей и объективной информацией о целях, планах, намерениях и программах деятельности органов власти, а также учет интересов и общественных нужд при формировании программ, целей деятельности органов власти и выборе методов их реализации.
Именно
последовательное воплощение в жизнь
этих функций реализует
Формы взаимодействия органов власти и средств массовой информации должны строится, исходя, и из мирового опыта13.
2.2.1 Пресс-службы органов власти как фактор
формирования и реализации политики.
В процессах формирования и реализации политики правовое демократическое государство должно постоянно поддерживать отношения с обществом на основе взаимопонимания и обмена информацией по всем наиболее важным аспектам жизни. Поэтому технологии, используемые пресс-службами государственных органов власти, направлены прежде всего на грамотное и эффективное функционирование этих отношений, что, безусловно, требует от сотрудников пресс-служб высокопрофессиональных умений и навыков.
Демократические режимы характеризует открытость государственных органов власти, где взаимодействие государства и общества строится на партнерской основе, где теоретически не должно быть деления на «мы» и «они». Здесь общество рассматривается не только как объект воздействия, но и как участник процесса управления. Главная цель пресс-службы в органах власти – наладить механизмы коммуникации в политической системе общества для широкого их использования в проведении государственной политики14.
Коммуникационные
возможности государственной
Современные политические реалии в России таковы, что формирование и развитие массовых коммуникаций требует комплексного подхода со стороны государства. Коммуникация в сфере политики должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к современным массовым коммуникациям.
«Массовая
коммуникация – отмечают исследователи,
– разновидность социальной коммуникации,
реализуемой на уровне общества. Массовая
коммуникация – это процесс, в
ходе которого специфически организованные
институты посредством
Учитывая опыт Запада, российские органы власти в качестве одного из методов регулирования коммуникации между властью, средствами массовой информации и обществом избрали совершенно новую для страны структуру – пресс-службу. Пресс-служба входит в состав департамента госорганов и призвана обеспечивать качественное взаимодействие органов власти с общественностью при помощи средств массовой информации. Поэтому сложно выделить, на кого в большей степени должна быть направлена работа пресс-служб: на руководство или же на журналистов. Приоритеты меняются в зависимости от ситуации. Естественно, требования к пресс-службе у руководителей органов власти и журналистов разные. Власти хотят донести до общества ту информацию, которая необходима обществу и будет влиять на их имидж. Журналисту нужна информация, которая интересна аудитории.