Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 15:41, курсовая работа
Цель исследования – краткое рассмотрение истории музыкальных изданий в целом по России, а так же анализ музыкальных изданий на региональном уровне, на примере газеты «PRO рок».
Объектом исследования являются история и современное состояние музыкальной журналистики в России.
Предмет работы – газета «PRO рок» как единственное музыкальное печатное издание на уровне нашего региона.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.проследить развитие музыкальной прессы в России;
2.выявить и проанализировать современное состояние музыкальной журналистики
3.провести анализ газеты «PRO рок» как единственного специализированного музыкального печатного издания в г. Рязани
Оглавление
Введение……………………………………………………………………......3
1.Музыкальная журналистика в России
1.Краткая история музыкальной журналистики в России……….....5
2.Современное состояние музыкальной журналистики…………...12
2.Региональная музыкальная журналистика на примере
газеты «PRO рок»……………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………26
Список используемой литературы…………………………………………..28
- Информационно-коммерческие музыкальные издания существуют благодаря интенсивному развитию шоу-индустрии. Такие издания специализируются на публикации статей и интервью рекламного характера, на размещении пресс-релизов исполнителей, на анонсах концертов, а также на рецензиях и обзорах коммерческого характера. Аналитический жанр практически отсутствует. Делятся на 2 категории: издания, направленные на широкую аудиторию и издания, адресованные музыкантам, исполнителям и представителям музыкальной индустрии.
Журнал «Неон» - яркий представитель информационно-коммерческих изданий, относящийся к первой категории. Основополагающий принцип формирования содержательной части журнала можно сформулировать следующим образом: журнал предлагает читателям достоверную информацию о профессиональной стороне жизни звезд отечественного и мирового шоу-бизнеса, а также обо всех новых направлениях, исполнителях и группах, находящихся на волне популярности. Редакция журнала в равной степени позитивно освещает события, происходящие во всех сферах и жанрах поп-музыки. Единственными критериями, определяющими формат журнала, являются реальные показатели актуальности и популярности того или иного проекта: позиции в чартах, объемы продаж альбомов. Аудитория журнала «Неон» - это в основном молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет.
Представители
второй категории информационно-
Журнал
«Music box» - первое российское издание для
шоу-бизнесменов, музыкантов и меломанов.
Он выходит ежеквартально на 160 полосах
тиражом 10 000 экземпляров. На страницах
журнала можно найти эксклюзивные интервью
с известнейшими музыкантами и продюсерами,
оценки и анализ ситуации в шоу-бизнесе,
информацию о новинках профессионального
музыкального оборудования, обзоры выставок,
семинаров.
В первой главе мы говорили об истории музыкальной журналистики в целом и провели анализ состояния современной музыкальной прессы. Что касается региональной музыкальной прессы, в частности, рязанской, можно отметить, что ее как таковой практически нет. Безусловно, в тех или иных региональных изданиях имеют месть быть материалы, касающиеся музыки. Но из собственно музыкальных печатных СМИ можно выделить только газету «PRO рок» (позднее перевоплотившуюся в журнал «OPEN AIR». )
Чуть больше четырех лет назад в Рязани появился первый номер новой газеты под названием «PRO рок». Газета очень быстро и прочно заняла свою нишу в жизни рязанцев, а впоследствии добралась и до таких городов, как Москва и Санкт-Петербург.
Идея создания описываемого печатного издания появилась у студенток первого курса отделения журналистики Светланы Колоколенковой, Марины Шинковой и Екатерины Кичениной. По программе первый курс должен были подготовить учебную газету. Процесс девушек крайне заинтересовал, и ими было решено начать выпуск собственной газеты. «PRO рок» стал способом выразить свои мысли, рассказать о том, что интересно не только самой редакции, но и довольно большому кругу читателей. Тематика издания вопросов не вызвала: девушки выбрали для своего детища музыкальную стезю.
Подобных СМИ в городе не было, и причиной тому была незаинтересованность, как издателей, так и читателей, в данном направлении региональной печати. Читатели довольствовались известными растиражированными журналами. Следовательно, простор для творчества и реализации своих идей был огромным. К тому же, все известные издания о рок-музыке были именно журналами, а не газетами. Подготовка первого номера заняла три месяца, и 13 мая 2006 года он увидел свет.
Наиболее удачным и удобным форматом для газеты был выбран формат А3. Читать такое издание удобнее, чем газету формата А2, а формат А4 всё-таки больше подходит для журналов. Первые пять номеров газеты «PRO рок» состояли из 8-ми полос.
На момент деятельности газеты редакцию вполне устраивало отсутствие регистрации, и тиража в 999 экземпляров для Рязани вполне хватало. «PRO рок» бесплатно распространялся в музыкальных магазинах, учебных заведениях города и, само собой, в Арт-клубе «Планетарий», тогда еще успешно функционирующем. Выпускали газету девушки на собственные средства. С 13 мая 2007г. «PRO рок» стало возможным купить в «Роспечати», цена номера – 20 рублей.
Периодичность издания определялась целым рядом факторов. Это и финансовая сторона, и тематика издания, и состав редакции. Выпуск газеты - процесс трудоемкий и технологически сложный, тем более, когда наполняется издание материалами на определенную тему, подстраиваясь под актуальные события.
С тех пор «PRO рок» выходил ежемесячно и объединил вокруг себя многих людей, некоторые из которых и стали корреспондентами. Газета просуществовала чуть менее двух лет, за это время было выпущено 22 номера, и объем ее увеличился до 16 полос.
Название
издания – его визитная карточка.
От его выбора зависит и первое впечатление,
и узнаваемость, и внимание аудитории
к данному СМИ. Название «PRO рок» возникло
само собой. Оно было предложено Мариной
Шинковой и сразу же закрепилось, став
своеобразным ответом на возникший в самом
начале вопрос: «А про что же будем в газете
писать?» «Про рок!» Кроме такой простой
трактовки, существовали и другие, например,
первая часть наименования расшифровывалась
как английское слово «professional» - профессиональный.
Задачи газеты были следующими:
- создание собственного узнаваемого стиля газеты;
-
освещение музыкальных и
- объединение людей с общими интересами;
-
налаживание партнерских
- организация сотрудничества с типографией и точками распространения издания;
-
PR и продвижение издания.
Для того, чтобы начать выпуск нового издания, недостаточно иметь хорошую идею и штат талантливых журналистов и профессиональных дизайнеров. Важно учесть вкусы и интересы потенциальной аудитории. Состав ее определяется, прежде всего, спецификой публикуемых материалов.
В отличие от изданий, освещающих все стороны общественной жизни, музыкальное – предполагает более узкий, но в то же время и более заинтересованный читательский круг.
В то же время, многие ошибочно полагают, что рок-музыка – явление ограниченное, забывая о том, как много направлений и субкультур она в себя включает. Одна из задач газеты «PRO рок» - охватить каждое из этих течений, выявить его особенности и рассказать о нем в такой форме, которая будет понятна даже тем, кто с ним еще не знаком. Чаще всего – от лица самих музыкантов. Поэтому на страницах издания каждый может найти что-то именно для себя.
Аудитория данных СМИ характеризуется по ряду признаков:
- возрастная категория и род деятельности (школьники, студенты и даже взрослые люди, интересующиеся рок-музыкой);
- принадлежность к музыкальной культуре (как просто слушатели, так и музыканты: и опытные, и те, кто только начинает свой творческий путь);
- территориальный признак (Рязань и Рязанская область, Москва, Санкт-Петербург).
«PRO рок» - черно-белая газета. Но именно с помощью оттенков черного и белого удалось отразить всю яркость музыкальной палитры. Эффект достигался с помощью динамичных фотографий, дающих волю воображению. Также, кроме дизайнерской задумки, на выбор цветности, конечно же, влияют и финансовые возможности редакции.
Газета «PRO рок» - издание тематические. Основная часть материалов посвящена музыке, остальное – всему, что с ней связано. Для удобства читателей и облегчения поиска нужной информации все публикации поделены на постоянные рубрики, например:
-
«Черно-белый мотив» (интервью с
музыкантами, отчеты с
- «Наша лайф» (афиша, анонсы, статьи на околомузыкальные темы);
-
«Не спать!» (активный отдых,
спорт, экстрим).
Каждая из рубрик, в свою очередь, включает в себя подрубрики. Например, рубрика «Черно-белый мотив» состоит из следующих подрубрик:
-
«Интервью с мастером» (
- «Путь наверх» (интервью или статьи о молодых группах);
- «Отчет» (отчеты и репортажи с концертов);
-
«Доставай свою гитару» (
- «Чарт» (опрос читателей, выявление лучшей песни).
Пример:
(Газета
«PRO рок», №2)
На разных полосах газеты появляется небольшая рубрика под названием «ICQ газеты». Здесь публиковались разного рода объявления, координаты для обратной связи с редакцией, иногда – анонсы, конкурсы или поздравления.
Пример:
(Газета
«PRO рок», №10)
Стоит отметить, что самая популярная рубрика - «Черно-белый мотив». Основное количество материалов представлено именно под этой рубрикой.
Существовали и непостоянные рубрики, такие как «Мегасити». Под ней печатались занимательные и познавательные статьи на околомузыкальные и немузыкальные темы. К примеру, в самом первом номере газеты в данной рубрике была представлена информация о мировых достижениях в области техники. Заголовки говорят сами за себя: «Умный автомобиль», «Лодка-дельфин», «Поезд без рельсов».
«Доставай свою гитару» - полезная подрубрика для тех, кто еще не освоил этот музыкальный инструмент, но очень хотел бы это сделать.
Также редакция частенько
На страницах издания можно найти материалы самых различных жанров:
- Интервью;
- Отчеты;
- Репортажи;
- Анонсы;
- Статьи;
- Конкурсы;
-
Рецензии(на только вышедшие альбомы каких-либо
групп).
Интервью - самый часто используемый жанр в данной газете. Причем, примечательно то, что редакция очень основательно, не по-дилетантски проводит подготовку к интервью. Чтобы избежать банальных вопросов и тех, которые уже не раз задавались, тщательно изучаются результаты уже прошедших бесед с выбранным героем. На основе некоторых ответов строятся новые вопросы, раскрывающие суть обсуждаемой проблемы. Личная жизнь рок-звезд и скандальная информация о них корреспондентов не интересует. В основе материала именно творческий, музыкальный аспект. В основном все интервью – эксклюзивные. Если помещались материалы с пресс-конференций, то использовались лишь вопросы, заданные самими корреспондентами «PRO рок». Юные журналисты беседовали с участниками рязанских молодых групп, известных российских музыкальных коллективов, а также с такими всемирно известными легендами рока, как «Metallica» , «Deep Purple» , «Pink Floyd» и др.
Отчеты и репортажи с концертов также играют немаловажную роль. Для многих читателей, которые по каким-то причинам не смогли попасть на тот или иной концерт, эти материалы были фактически «спасательным кругом», позволяющим окунуться в атмосферу пропущенного действа на страницах любимой газеты.
Анонсы
- неотъемлемая часть газеты, так как в
«Планетарии» постоянно проходили концерты
местных групп и часто приезжали известные
российские коллективы. А бывало, что и
иностранные. Призванная в первую очередь
информировать, газета своевременно оповещала
своих читателей обо всех интересных мероприятиях,
проходящих как в нашем городе, так и в
обеих столицах.