Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа
Педагогические основания учебного издания реализуются в достижении воспитательных целей, а также в обеспечении формирования личности.
Предмет учебного издания — специально отобранные в некотором объеме и адаптированные в соответствии с читательским адресом знания, характеризующие основы науки и практической деятельности.
Введение…………………………………………………………………………... 4
1. Типологический анализ…………………………………………………………… 5
1.1. Определение типа и вида издания………………………………………… 5
1.2. Анализ и оценка содержания……………………………………………. 7
1.2.1. Актуальность издания……………………………………………… 9
1.2.2. Фактический материал……………………………………………… 9
1.2.3. Логичность в изложении материала………………………………… 10
1.3. Оценка формы произведения……………………………………………… 11
1.3.1. Композиция издания………………………………………………… 11
1.3.2. Аппарат издания……………………………………………………… 11
1.3.3. Язык и стиль издания ……………………………………………… 12
1.3.4. Характер изложения материала…………………………………… 13
1.3.5. Нетекстовые элементы.……………………………………………… 14
2. Редакторское заключение о пригодности рукописи к изданию…………… 15
Заключение………………………………………………………………………. 16
Список использованной литературы…………………
1.2.2. Фактический материал
Проверка фактического материала произведения, даже самого простого и небольшого, — дело сложное, потому что факты и способы их отражения в литературе бесконечно разнообразны, как бесконечно разнообразны явления реальной жизни.
Обязательной проверке подлежат цифры, даты, фамилии, названия, цитаты, отдельные житейские реалии. Их проверяют независимо от содержательной значимости.
Так как данная рукопись состоит из тестов и вопросов, наличие фактического материала здесь минимально. Например:
Только для человека характерно
А) наличие аппендикса
Б) складчатая кора головного мозга
В) 1 пара млечных желез
Г) позвоночник
с четырьмя изгибами
Д) 6 шейных позвонков
У человека 7 шейных позвонков.
Отдел позвоночника, являющийся атавизмом, называется ……………………
У человека нет отдела позвоночника, являющимся атавизмом. Правильно — «отдел позвоночника, являющийся рудиментом».
1.2.3. Логичность в изложении материала
При анализе содержания литературного произведения формально-логические законы используются как осознанно, так и неосознанно. Последнее определено тем, что правильные логические связи свойственны здоровому мышлению. В редакторской деятельности этот процесс должен быть подконтрольным.
Наиболее общие свойства мышления выражают четыре логических закона: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти законы определяют внутренние существенные связи между понятиями, явлениями, процессами, событиями и вообще между любыми фактами, отражаемыми в нашем мышлении. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них ложно. Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них обязательно истинно. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.
В данной рукописи текст построен достаточно логично, за исключением того, что количество предлагаемых вариантов ответов в тестах не одинаково. Автор должен был обосновать причину этого в разделе «От автора», либо привести наличие предлагаемых вариантов ответов на тестовые вопросы к одинаковому количеству. Кроме того была нарушена последовательность вариантов ответов:
В наименьшей степени способна к регенерации ткань
А) соединительная
Б)
гладкомышечная
В)
эпителиальная
Д) нервная
Согласно русскому алфавиту, вслед за буквой «В» следует буква «Г». Либо был пропущен вариант ответа под буквой «Г». Этот вопрос решается исключительно с автором.
1.3. Оценка формы произведения
1.3.1. Композиция издания
Значительное по содержанию литературное произведение будет неэффективным, если несовершенна смысловая организация его материала и композиция. Композиция — это построение произведения, объединяющее все его элементы в единое целое, это путь раскрытия содержания, способ системной организации элементов содержания.
Структура рукописи достаточно проста и удобна. Ее удобство заключается в том, что все разделы следуют в той последовательности, в которой они проходятся по школьной программе. Начинается рукопись разделом «От автора», в котором автор поясняет основные вопросы, комментирует структуру рукописи, предлагает способ оценивания заданий и др. Далее идут основные разделы анатомии и затем содержание. Вопрос вызывает лишь принцип разделения разделов на варианты, так как в разных вариантах есть разного типа задания без какой-либо обоснованности или последовательности. Непонятно, равны ли все варианты по сложности предложенных заданий или же с увеличением номера варианта возрастает и сложность вопросов. Это должен объяснить автор в разделе «От автора» либо внести соответствующие изменения в рукопись.
1.3.2. Аппарат издания
Аппарат издания включает предисловие, примечания, заключение, библиографические материалы, указатели, приложения, словари, списки сокращений, условных обозначений, системы рубрикации и шрифтовых выделений. К элементам аппарата организации усвоения материала (методического аппарата) относят вопросы, упражнения, задания.
Так как целью данного издания является оказание помощи учителям в проведении тематического контроля по изучаемым учебным разделам, а работать с этими заданиями будут ученики 9 класса, аппарат в данном издании отсутствует. Стоит отметить, что правильные варианты ответов на задания также не имеются в издании, что обеспечивает полную гарантию того, что ученики будут выполнять задания самостоятельно.
1.3.2. Язык и стиль произведения
Язык учебного издания — основное средство передачи информации, реализации основных функций. Язык данного издания ясный и четкий, понятный для соответствующей категории обучаемых.
Язык и стиль учебного издания должен быть связан со специфическим языком соответствующей науки или сферы деятельности. Автору необходимо полно и корректно использовать основной терминологический фонд данной сферы деятельности, стандартизованную лексику и фразеологию. Издание предназначено для учеников 9 класса, поэтому язык рукописи соответствует их уровню знаний на данный момент.
При изложении материала соблюдено единообразие в постановке вопросов.
В рукописи немного стилистических ошибок. Например:
1) «Для некоторых ответов необходимо вспомнить материал, изучаемый в 8-м классе в курсе «Зоология».
Стиль изложения неточен, поэтому следует написать:
«Для ответа на некоторые вопросы необходимо вспомнить…»
2) «Центры регуляции обмена веществ, насыщения расположены…»
Не ясно о каких центрах идет речь, кроме того есть термин «центр регуляции», который не употребляется во множественном числе в анатомии. Правильно написать:
«Центр регуляции обмена веществ и центр насыщения расположены…»
3) грамматические ошибки (неправильное употребление заглавной буквы)
«Человека относят к классу млекопитающих…» — «Человека относят к классу Млекопитающих…»
«Данное строение скелета характеризует положение человека в типе хордовых» — «Данное строение скелета характеризует положение человека в типе Хордовых»
4) предложение осложнено причастными оборотами
«Наука, изучающая процессы, протекающие в организме, называется …» — «Наука, которая изучает процессы, протекающие в организме, называется…»
5)
нарушение управления в
«Косая линия условно отделяет мозговую и лицевую отделы черепа» — «Косая линия условно отделяет мозговой и лицевой отдел черепа»
«Косая линия показывает соотношение мозговой и лицевой отделов черепа» — «Косая линия показывает соотношение мозгового и лицевого отдела черепа»
«Мышцы, действующие в одном направлениях, называются…» — «Мышцы, действующие в одном направлении, называются…»
6) пунктуационная ошибка
«Тазовая кость образована тремя костями — …, …, …» — «Тазовая кость образована тремя костями: …, …, …»
7)
пунктуационная ошибка в
«Под каким номером обозначена кость, имеющая наибольшее количество отверстий через которые проходят нервы и кровеносные сосуды?» — «Под каким номером обозначена кость, имеющая наибольшее количество отверстий, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды?»
1.3.4. Характер изложения материала
Для глубокого раскрытия темы большое значение имеет характер изложения материала, то, как это изложение выстроено в пределах той или иной структурной единицы. Ведь качество учебной литературы зависит не только от удачного отбора учебного материала, но и от способа его изложения. Неумелое решение данных вопросов может снизить достоинства книги или даже лишить их вовсе. Поэтому автору нужно знать не только то, чему учить, но и то, как учить.
В данной рукописи материал излагается в форме тестов с предложенными вариантами ответов, вопросов к рисункам, а также предложений, которые необходимо закончить. Все вопросы просты по своему построению и легко воспринимаются.
1.3.5. Нетекстовые элементы
Учебное
издание практически всегда неоднородно
по форме изложения материала. Кроме
основного текста, в нем могут
содержаться нетекстовые
В данной рукописи из нетекстовых элементов присутствуют только иллюстрации, к которым поставлены вопросы. Иллюстрации расположены в соответствии с расположением вопросов, поставленных к ним. По характеру иллюстрационный материал — схематичный, взят из школьной программы, поэтому легко воспринимается и знаком любому девятикласснику.
2. РЕДАКТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРИГОДНОСТИ
РУКОПИСИ К ИЗДАНИЮ
Данная рукопись может быть рекомендована к изданию после доработки в соответствии с рассмотренными выше замечаниями.
Рукопись актуальна по своему содержанию и назначению, будет полезна учителям в подготовке к тематическому контролю знаний по биологии. Язык и стиль рукописи прост и доступен, иллюстрации наглядны. Различная форма заданий поможет максимально проверить знания учеников по тому или иному разделу анатомии. Текст написан относительно очень грамотно, практически без ошибок.
Тем не менее, рукопись нуждается в небольшой грамматической, стилистической и пунктуационной правке. Необходимо также устранить фактические ошибки, обосновать принцип разделения заданий на разные варианты и уточнить количество предлагаемых ответов на тестовые вопросы.
Рецензирование рукописи не требуется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Редактор, как и любой другой специалист, должен оценивать результаты своей работы. Как подготовлено произведение к печати, как оно иллюстрировано, а если не иллюстрировано, то почему и правильно ли это, как оформлено издание и выполнено полиграфически — ответы на эти и многие другие вопросы подводят итоги работы. Нередко именно на этой стадии происходит переосмысление материала произведения, понимание собственных сильных и слабых сторон, удач и просчетов. Для специалиста очень важно реально представлять результаты своего труда.
Самоанализом редактор в определенной степени занимается постоянно, на всех этапах работы над произведением и изданием. Но итоговые выводы, общая оценка своей работы возможны только на заключительном этапе — при чтении чистых листов и при подписании сигнального экземпляра на выпуск в свет. Чтение и сопутствующий ему анализ литературного материала на этом этапе преследует цель еще раз увидеть подготовленное произведение и при необходимости зафиксировать ошибки. Редактор отвечает за издание и должен дать его оценку в готовом виде. Это чрезвычайно полезно и для совершенствования мастерства редактора.
Информация о работе Редакторский анализ рукописи «Тематический контроль. Биология. 9 класс»