Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа
Педагогические основания учебного издания реализуются в достижении воспитательных целей, а также в обеспечении формирования личности.
Предмет учебного издания — специально отобранные в некотором объеме и адаптированные в соответствии с читательским адресом знания, характеризующие основы науки и практической деятельности.
Введение…………………………………………………………………………... 4
1. Типологический анализ…………………………………………………………… 5
1.1. Определение типа и вида издания………………………………………… 5
1.2. Анализ и оценка содержания……………………………………………. 7
1.2.1. Актуальность издания……………………………………………… 9
1.2.2. Фактический материал……………………………………………… 9
1.2.3. Логичность в изложении материала………………………………… 10
1.3. Оценка формы произведения……………………………………………… 11
1.3.1. Композиция издания………………………………………………… 11
1.3.2. Аппарат издания……………………………………………………… 11
1.3.3. Язык и стиль издания ……………………………………………… 12
1.3.4. Характер изложения материала…………………………………… 13
1.3.5. Нетекстовые элементы.……………………………………………… 14
2. Редакторское заключение о пригодности рукописи к изданию…………… 15
Заключение………………………………………………………………………. 16
Список использованной литературы…………………
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
редакционно-издательских технологий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой
работе по курсу «Технология редакционно-издательского
дела»
ТЕМА:
«Редакторский анализ рукописи «Тематический
контроль. Биология. 9 класс»
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
4 |
1. Типологический анализ…………………………………………………………… | 5 |
1.1. Определение типа и вида издания………………………………………… | 5 |
1.2. Анализ и оценка содержания……………………………………………. | 7 |
1.2.1. Актуальность издания……………………………………………… | 9 |
1.2.2. Фактический материал……………………………………………… | 9 |
1.2.3. Логичность в
изложении материала…………………………… |
10 |
1.3. Оценка формы произведения……………………………………………… | 11 |
1.3.1. Композиция издания………………………………………………… | 11 |
1.3.2. Аппарат издания……………………………………………………… | 11 |
1.3.3. Язык и стиль издания ……………………………………………… | 12 |
1.3.4. Характер изложения материала…………………………………… | 13 |
1.3.5. Нетекстовые элементы.……………………………………………… | 14 |
2. Редакторское заключение о пригодности рукописи к изданию…………… | 15 |
Заключение…………………………………………………… |
16 |
Список использованной литературы…………………………………………... | 17 |
Приложение…………………………………………………… |
18 |
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка учебных изданий — особая область редакционно-издательской деятельности. Учебное издание — одно из основных средств обучения и является элементом учебного процесса, а также отражает определенную область знания или сферу деятельности. Процесс создания учебной литературы отличается от создания произведений другого вида литературы тем, что автор и редактор должны определенным образом конструировать учебный материал. При конструировании необходимо знать, что содержание учебной литературы должно предусматривать педагогическое воздействие на обучаемого, что информация, характеризующая предмет содержания учебной литературы, специально отбирается и обрабатывается применительно к задачам того или иного вида издания. Причем учитываются не только особенности деятельности или знания, но и задачи формирования информационной культуры обучаемого.
Педагогические основания учебного издания реализуются в достижении воспитательных целей, а также в обеспечении формирования личности.
Предмет учебного издания — специально отобранные в некотором объеме и адаптированные в соответствии с читательским адресом знания, характеризующие основы науки и практической деятельности.
Читатели
учебной литературы представлены различными
группами обучаемых (учащиеся школ, вузов,
системы повышения
В данной курсовой работе используется рукопись авторов Мащенко М. В. и Борисова О. Л. «Тематический контроль. Биология. 9 класс». Целью этой курсовой работы является редакторский анализ данного издания.
1. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1.
Определение типа и вида
Учебная литература — это комплекс изданий, содержащий сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения.
Классификаций учебных изданий множество. Данные издания могут быть рассмотрены с самых разных позиций: педагогических, психологических, информационных, редакторских, художественных, полиграфических и так далее. А каждая такая позиция предполагает классификацию учебной литературы по типам и видам на основе самых разнообразных признаков.
Содержание каждого учебного издания реализует те функции, которые призвана выполнять система образования и профессионального обучения в целом:
1.
Коммуникативная. Она
2.
Информационная функция
3.
Познавательная функция
4.
Развивающая ориентирована на
преемственность опыта
5.
Воспитывающая функция «
6.
Организационная выполняется
7.
Систематизирующая
Учебно-методические пособия — обширный пласт учебной литературы. Это учебные издания, которые содержат материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела) или по методике воспитания [1]. Такие учебно-методические пособия предназначены преподавательскому составу или воспитателям. Данная рукопись предназначена для учителей общеобразовательных школ.
По
видовым признакам издание
– по составу основного текста — моноиздание;
– по знаковой природе информации — текстовое;
– по целевому назначению — учебное;
– по читательскому адресу — для учителей по биологии общеобразовательных школ;
– по оригинальности содержания — оригинальное;
– по способу организации произведений — однотомное;
– по объему — книга;
– по повторности издания — первое издание;
– по материальной конструкции — книжное;
Функциональное назначение — оказание помощи учителям в проведении тематического контроля по изучаемым учебным разделам.
Архитектоника — книга содержит раздел «от автора», 10 тематических разделов (согласно учебной программе для 9 класса), каждый из которых разделен на 4 варианта по 20 вопросов.
1.2. Анализ и оценка содержания
При анализе основной части произведения редактор рассматривает его содержание и структуру. Содержание должно соответствовать научной концепции дисциплины, отражать соответствующую область знания, акцентировать внимание на злободневных проблемах.
Рукопись состоит из нескольких разделов: науки о человеке, клетка и ткани, эндокринная система и др. В каждом разделе приводится 4 варианта заданий разного типа.
Деление текста на части подчинено единому логическому принципу, который должен прослеживаться в соподчиненности заглавий разделов. Структура рукописи несложная: каждый раздел включает задания по теме раздела, охватывая весь материал, предусмотренный школьной программой.
Обучающие издания должны представлять в комплексе систему апробированных достоверных теоретических и практических знаний. Данная рукопись представляет собой практическое пособие, то есть ученики применяют свои знания и навыки при выполнении конкретных заданий по заданной теме.
Оценивая содержание, редактор опирается на следующие критерии: научность, системность изложения, доступность, целостность, полнота.
Критерий научности подразумевает достоверность и точность приводимых фактов. Редактор анализирует целесообразность включения тех или иных фактов, правильность их соотношения, истинность связей и отношений между ними. Особенно важна точность приводимых сведений, их качество — яркость, запоминаемость, показательность, конкретность и практичность. Все это в рукописи есть: ставится конкретное задание, которое следует выполнить.
Системность изложения обеспечивается логической последовательностью — разделы расположены в такой последовательности, в которой они расположены в школьном учебном пособии, то есть наблюдается полная системность.
Особенно важен в редакторском анализе критерий доступности. Речь идет о соответствии формы изложения, языка, стиля возможностям восприятия и усвоения информации обучаемыми конкретной категории. Язык произведения рассчитан на определенную категорию читателей (учеников 9 класса).
Именно поэтому важно, чтобы редактор хорошо представлял себе читателя, для которого он готовит издание. Глубина раскрытия вопросов, их сложность должны соответствовать уровню знаний обучаемого, развивать эти знания, расширяя информационное поле.
Целостность произведения обеспечивается за счет взаимодействия разделов между собой. Кроме того, построение учебного издания определяется задачами обучения.
1.2.1. Актуальность издания
Данная рукопись содержит в себе тесты и вопросы по всем разделам анатомии, в соответствии со школьной программой. Чтобы разнообразить задания для контроля знаний по биологии, которые уже вышли в свет, были созданы новые тестовые задания, чтобы облегчить работу учителям и в совершенстве проверить знания школьников. Анатомия — раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систему и органы. Поэтому особенно важно, чтобы этот раздел был усвоен школьниками в полном объеме. Такие знания принесут любому человеку пользу в жизни.
Информация о работе Редакторский анализ рукописи «Тематический контроль. Биология. 9 класс»