Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:18, курсовая работа
Работа журналиста по созданию материала, предназначенного для публикации, осмысляется как особый вид деятельности – текстовая деятельность. Объектами этой деятельности являются реальное событие – медиа-событие (модель действительности, полученная в процессе деятельности журналиста) – медиа-текст,в котором ищут баланс сложная природа языка – материал творчества, личностные приоритеты и вкусы творца, интересы и возможности печатного издания. Комплексный характер журналистской деятельности по созданию текста предполагает осмысление её в нескольких аспектах: языковом, функциональном, нормативном, социокультурологическим.
Введение...................................................................................................................3
Критерии оценки правильности речи....................................................................4
Стилистические ошибки и способы их редактирования...................................12
Коммуникативные ошибки и способы их редактирования...............................20
Нарушение языковых норм и способы коррекции изложения.........................23
Заключение.............................................................................................................28
Список использованной литературы ..................................................................31
В организованном таким образом тексте речевое воздействие не столько преобладает над информированием, сколько вступает с ним в диалог, результатом которго становится совокупный смысл собщения. Этот смысл формируется из взаимодействия нормативного и аномального, реального и виртуального, своего и «чужого», срьёзного и игрового. Важно подчеркнуть, что такой диалог образует нефиксированный смысл сообщения, открытый для интерпретации и реинтерпретации. Интерпретация часто сводит необычное к обычному, аномалию к норме, ирреальное к реальному. Таким образом, в сферу действия диалогических отношений втягивается и читатель, который подключается к процессу смыслообразования. В итоге обновляется характер воздействующей публицистической речи.
Вторжение в публицистический стиль чужих ему единиц сначала носило революционный характер. Особенно ярко это ощущалось в сфере устной публичной речи. Радуясь свободе, «переступив границу», создатели медиа-текста не сразу пришли к пониманию необходимости освоения чужого, оценки его с позиций не только норм языка и стиля, но и эстетики и этики. Стадия революции сменилась стадией эволюции. Постепенно и драматично журналистский текст начал перерабатывать новое, посягая на нормы языка, пересматривая парадигматические и синтагматические связи слов, отступая от регламента своего функционального стиля. Ослабив на какой-то момент систему, обновлённый инвентарь публицистики сообщил ей особую динамику. Вытесняя на периферию стиля клише времён тоталитаризма, стереотипные речевые модели, прочно связывающие имя/факт с однозначной социально оценкой, публицистический текст в поисках выразительных средств, отражающих реалии времени, нашёл их в особой композиции того материала, который «подбросила» ему речевая практика. Здесь журналистика обратилась и к приёмам художественного осмысления действительности.
В плане культурологической семантики медиа-текст от специфического «словаря публицистики» переходит к «словарю культуры», вводя в оперативную память разные языки, разные пласты искусства, вырабатывая, правда, пока робко, негативное отношение к проявлению элементов субкультуры, контркультуры и полукультуры в публичной речи.
Новая поэтика медиа-текста, связанная с авторизацией дискурса и с оригинальным использованием приёмов художественного письма, формируется медленно, драматично. Коммуникативные провалы при таком особом, «одухотворённым» эстетическими категориями способе изложения документальной информации очевидны. Гиперавторизация медиа-текста – это безусловно псевдожурналистика. Характер продукции СМИ, исходя из функций прессы, полифункциональный, поэтому и характер журналистской практики полиструктурный. Включённость журналиста в познавательную деятельность обеспечивает тексту документальность и объективность. Ценностно-осмысляющая деятельность позволяет определить место явления, ситуации в системе разных ценностей с позиций оценивающего субъекта. Обращение к художественной практике формирует в высказывании выразительность. В ходе ценностно-осмысляющей и художественной деятельности документальное получает модальные добавки. Доминирование в тексте одной из функции означает ослабление действия других, но не исчезновение. Совокупный смысл медиа-текста формируется их полилогом.
Наличие в современных СМИ разных по способу организации изложения текстов определяет технику редактирования материалов прессы. Хотя основной принцип оценки текста тот же (соответствие сожержания форме), изменение формы требует производить корректировку изложения в соответствии не только с языковыми, но и со стилистическими и коммуникативными нормами. Включённость медиа-текста в систему культуры, его влияние на формирование и распространение «языкового вкуса эпохи», особенно в ситуации, когда действие норм ослаблено, предполагают учитывать в процессе редактирования и тот факт, что текст СМИ должен выполнять эстетическую функцию, хотя она занимает в коммуникации по сравнению с функцией сообщения второстепенное место.
Список использованной литературы
* Примеры, иллюстрирующие дефекты изложения, выдеоены здесь и в дальнейшем курсивом, а ошибка – жирым шрифтом.