Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:08, доклад
В 1906 г. американец Ли Де Форест изобрел аудион – электронно-ваккуумную лампу, применение которой в радиоустройствах позволило передавать голосовые сообщения, музыку, шумовые эффекты. В 1908 г. изобретатель организовал первую в истории музыкальную передачу: радиосигналы, посланные с Эйфелевой башни в Париже, распространились в радиусе 500 миль.
В конце 1920-х
годов во многих соседних с СССР
странах активно обсуждался вопрос
об организации глушения передач
московского иновещания, пропагандировавшего
идеи мировой социалистической революции.
В 1930 г. этой проблеме были посвящены специальные
дебаты обеих палат британского парламента.
В 1933 г. по решению правительства Австрии
было начато глушение радиопередач из
Германии, побуждавших австрийцев к объединению
в рамках единого нацистского государства.
Накануне второй мировой войны Италия
осуществляла глушение передач Би-Би-Си
на арабском языке, гитлеровская же Германия
глушила иновещание московского радио.
В предвоенный
период Лигой Наций была предпринята
попытка международно-
Иновещание
в годы второй мировой
войны. В конце февраля 1942 г. начались
первые ориентированные на Европу передачи
«Голоса Америки», которые велись на немецком
и итальянском языках. Особое внимание
уделялось также воздействию на войска
и население азиатско-тихоокеанского
региона, где США вели военные действия
после японского нападения на американскую
военно-морскую базу в Перл-Харбор. В Сан-Франциско
была построена гигантская радиостанция,
которая транслировала передачи на японском,
китайском и корейском языках. Так в условиях
войны формировалась одна из крупнейших
современных систем иновещания – американская,
с ее ведущим звеном – радиостанцией «Голос
Америки».
Война парадоксальным
образом способствовала развитию радиовещания
в колониях. Европейские державы, стремящиеся
сохранить за собой владения в Африке,
открыли в годы второй мировой войны радиостанции
еще в ряде стран континента – как на территориях,
подконтрольных Великобритании (в Северной
Родезии, ныне – Замбия), так и во «франкофонной»
Африке (в Конго, Сенегале). К концу войны
радиостанции, подконтрольные колонизаторам,
существовали уже в 15 африканских странах.
Трансграничное
радиовещание в годы
холодной войны. С началом послевоенного
противостояния западного и советского
военно-политических блоков произошла
новая поляризация в сфере международного
вещания. В разгар холодной войны были
созданы десятки новых иновещательных
радиостанций, происходило постоянное
наращивание общей продолжительности
передач, непрерывно увеличивалась суммарная
мощность передатчиков, транслирующих
программы для зарубежной аудитории. Так,
только в 1950-е – 1960-е годы общая еженедельная
продолжительность радиопередач иновещательных
служб 27 государств мира, наиболее активно
действующих в международном радиоэфире,
увеличилась более чем в четыре раза.
После того, как
конгресс и правительство США
признали реальный статус станций, в 1976
г. произошло их слияние в единую
организацию (RFE/RL, Inc.). «Свободная Европа/Свобода»,
имеющая статус самостоятельной вещательной
компании, но финансируемая по решению
конгресса США из госбюджета, стала ведущей
службой внешнего вещания на СССР и страны
советского блока.
В 1948 г. по решению
сталинского руководства было начато
глушение передач иновещания Би-Би-Си
и «Голоса Америки» на СССР и страны Восточной
Европы. В периоды «потепления» международной
обстановки масштабы глушения иновещания
сокращались. Так, с 1973-го по 1980 гг. единственной
западной радиостанцией, передачи которой
подвергались глушению со стороны СССР,
была «Радио Свободная Европа/Свобода».
В 1980 г., в связи с обострением международной
напряженности, последовавшим за введением
советских войск в Афганистан, СССР вновь
начал глушение передач Би-Би-Си, «Голоса
Америки» и «Немецкой волны».
При организации
глушения игнорировалась статья 48 Международной
конвенции по телекоммуникациям, согласно
которой все станции, независимо
от их предназначения, не должны создавать
помех передачам других вещательных
организаций. И тем не менее руководство
СССР не прекращало глушение, не считаясь
с огромными материальными затратами
и с ощутимым морально-психологическим
ущербом, вызванным применением этой меры.
Во второй половине 1980-х годов 70% мощности
советских установок глушения использовались
для подавления передач «Радио Свободная
Европа/Свобода», в то время как на глушение
передач «Голоса Америки» отводилось
10% мощностей, на создание помех другим
иностранным иновещательным службам –
20 %[1].
В разгар горбачевской
перестройки, в январе 1987 г., Советский
Союз прекратил глушение передач Би-Би-Си.
В мае того же года было объявлено об окончании
глушения передач «Голоса Америки».
Трансграничное
радиовещание на рубеже XX–XXI
вв
«Голос Америки»
(VOA), который в 1990-е годы вел передачи
1300 часов в неделю на 43 языках для аудитории,
ориентировочно насчитывающей 120 млн.
человек, сыграл существенную роль в подготовке
процессов либерализации и рыночных экономических
реформ, происходящих ныне в бывшем СССР
и странах, ранее входивших в советский
блок. В наши дни аналогичные задачи выполняет
государственная служба иновещания США
«Свободная Азия» («Free Asia»), многоязычные
передачи которой нацелены главным образом
на КНР и Вьетнам. Эта радиостанция охватывает
также страны Центральной и Южной Азии,
Дальнего Востока. С 1985 г. на Кубу велись
передачи «Radio Marti» – станции, действовавшей
в статусе подразделения правительственного
Информационного ведомства Соединенных
Штатов – USIA. В последние годы на базе
«Радио Свободная Европа/Свобода» созданы
американские радиостанции, вещающие
на страны, где США и их союзники осуществляют
долгосрочные военно-политические акции
(к таким вещательных структурам относятся
радиостанции «Свободный Афганистан»
и «Свободный Ирак»).
Основные
типы организаций международного
радиовещания. Современное международное
радио представлено различными типами
вещательных организаций, дифференцированных
по статусу, признакам организации и финансирования,
по предназначению и по характеру программной
политики.
1) Государственные
службы иновещания с официальным статусом.
К ним относятся радиостанции «Голос Америки»,
передачи которой осуществляются под
эгидой государственного информационного
ведомства USIA и отражают точку зрения
правительства США, французское иновещание
«Радио Франс Интернасьональ» (RFI) и другие
иновещательные службы.
В свою очередь,
государственные иновещательные организации
подразделяются на службы, адресующие
свои передачи на иностранных языках
широкой зарубежной аудитории («Голос
Америки» и др.), и радиостанции, вещающие
на родном языке и обращенные к проживающим
за рубежом соотечественникам (службы
иновещания, созданные в Армении, Грузии,
Литве, на Украине после распада СССР и
образования постсоветских государств).
2) Службы иновещания
с общественным статусом – примером организаций
такого рода являются Всемирная служба
Би-Би-Си, «Радио Японии» – иновещательное
подразделение NHK, ведущее передачи на
22 языках народов мира, включая русский.
По схеме управления и финансирования
они близки к официальным государственным
учреждениям, осуществляющим передачи
на зарубежную аудиторию.
3) «Суррогатные»
(«замещающие») иновещательные радиостанции
– службы, которые финансируются государством,
но декларируют неофициальную, неправительственную
ориентацию. Они призваны выполнять функцию
«информационного замещения», переключения
внимания местной аудитории с передач
национальных станций на альтернативные
зарубежные передачи. В документах Совета
по международному вещанию (США) отмечались
особые характеристики радиостанции «Свободная
Европа/Свобода», которая, в отличие от
официального государственного иновещания,
выполняла в тот период миссию замещения
национальных служб вещания в Восточной
Европе.
4) Религиозные –
к их числу относится Радио Ватикана и
подобные ему службы международного вещания,
направляемые клерикальными кругами.
5) Коммерческие
музыкально-информационные – радиостанции,
обычно строящие свою вещательную политику
по формуле «популярная музыка + новости
+ реклама» и финансируемые за счет рекламных
доходов. Ввиду существенных различий
в культуре и музыкальных предпочтениях
различных народов мира, наличия специфических
характеристик у каждого национального
и регионального рекламного рынка, по
сей день не удалось организовать глобальное
музыкально-информационное радиовещание,
несмотря на наличие соответствующих
технических предпосылок. Поэтому международные
коммерческие музыкально-информационные
вещательные организации, как правило,
ориентированы в своей деятельности на
охват определенного региона планеты.
Так, коммерческое «Radio Luxemburg», появившееся
еще в 1930-е годы, охватывало своими передачами
страны Западной и Центральной Европы.
6) Особой разновидностью
коммерческих радиостанций, ведущих международные
трансграничные передачи, являются так
называемые пиратские радиостанции, вещание
которых осуществляется, как правило,
с кораблей и морских платформ, находящихся
в нейтральных водах. Экстерриториальность
таких коммерческих станций позволяет
им пользоваться разного рода выгодами
– например, избегать уплаты налогов на
рекламную деятельность в эфире.
ЭПОХА ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Производившиеся
в 1920-е – 1930-е годы в ряде стран мира эксперименты
по передаче изображения на расстояние
привели к началу регулярных телепередач
в канун второй мировой войны в Великобритании,
Франции, Германии, США. Аудитория телевидения
в предвоенный период была крайне ограниченной.
Ее расширение сдерживалось не только
техническим несовершенством нового вида
коммуникаций и узостью географических
пределов распространения сигнала, но
и дороговизной телевизоров: так, стоимость
британского телеприемника с десятидюймовым
экраном примерно равнялась стоимости
небольшого автомобиля.
Во время войны
телевизионные передачи в европейских
странах не велись, техническое совершенствование
телевещания было заморожено. В Соединенных
Штатах, не испытавших прямых последствий
военных действий на своей территории,
массовая телеаудитория также не сформировалась:
на момент окончания войны в стране насчитывалось
лишь около пяти тысяч телевизоров. На
развитии американского ТВ сказалась
также позиция ведущих радиокорпораций,
осуществлявших научно-технические разработки
в области телевещания: руководители радиобизнеса
считали несвоевременным ускоренное развитие
ТВ в условиях, когда еще не были полностью
освоены богатые ресурсы радио.
Становление телевидения как средства массовой информации происходило в Северной Америке в основном в течение двух послевоенных десятилетий. Если в 1950 году телевизоры имелись в 9% американских семей, то через пять лет их имели уже 65% семей.
В последней
трети XX века телевидение превратилось
в этих регионах мира в основное средство
массовой информации. В конце XX в. во многих
государствах телепередачи привлекали
более многочисленную аудиторию, чем пресса
и радио – например, в 1990-е годы 66% опрошенных
американцев признавали ТВ своим главным
источником новостей. Примерно столько
же участников опросов заявили о максимальном
доверии к телевидению как к источнику
информации по сравнению с другими СМИ.
Продолжительность телепросмотров достигла
в ряде стран мира от 3 до 5–8 часов в день.
Через полвека после начала первых регулярных
телепередач мировая аудитория телевидения
превысила 3 млрд. человек.
Ключевое значение
для определения контуров нынешней
телевизионной эпохи имели 1950-е
годы, когда в мире обозначились
три основные модели организации
и финансирования телевидения: частная
коммерческая, общественная и государственная.
Наиболее быстрыми
темпами в послевоенный период телевидение
прогрессировало в США, где в 1939
г. в столице штата Нью-Йорк, г.
Олбани, начались первые регулярные телепередачи
на базе станции, созданной радиокорпорацией
NBC. Существенный импульс развитию телевещания
в США, основы которого были заложены при
участии выходца из России инженера В.
Зворыкина, придало решение Федеральной
комиссии по коммуникациям (FCC), разрешившей
в 1941 г. использовать коммерческую рекламу
в телепередачах. В том же году начала
телепередачи радиокорпорация CBS, а двумя
годами позже их стала вести и третья из
крупнейших в стране вещательных корпораций
– ABC. Именно эти коммерческие компании,
располагавшие научно-техническими разработками
в области телевидения, стали лидерами
телевизионной индустрии США. Закрепить
лидерство им позволило решение FCC, согласно
которому с сентября 1948 г. по апрель 1952
г. был временно прекращен прием заявок
на выдачу лицензий новым вещательным
организациям под предлогом наведения
порядка в телевещании и в связи с необходимостью
определить национальный стандарт цветного
ТВ. Это позволило действующим телекомпаниям
консолидироваться, усилить свои позиции
и подготовиться к отражению напора новых
конкурентов, ринувшихся осваивать многообещающую
область телевизионного вещания. После
окончания моратория на выдачу лицензий
корпорации NBC, CBS и ABC настолько прочно
утвердились в сфере эфирного телевидения,
что вплоть до 1980-х годов доминировали
в качестве головных структур национальных
телесетей.
Именно эти
корпорации внесли решающий вклад в
формирование коммерческого телевидения
в США, представленного тремя
организационными вариантами:
– национальные
телесети – группы телестанций, принадлежащих
ведущим телекомпаниям и управляемых
ими. К тройке основных эфирных телесетей
– NBC, ABC и CBS – вплотную приблизилась крупная
сеть Fox, образованная в 1986 г. медиамагнатом
Р. Мердоком. В первые десятилетия развития
телевидения действовали ограничения,
введенные Федеральной комиссией по коммуникациям,
в соответствии с которыми телесети могли
иметь в собственности не более шести
эфирных станций. Впоследствии это ограничение
неоднократно пересматривалось в сторону
увеличения количества станций, контролируемых
одним собственником. Ограничение собственности
не распространялось на кабельные телесети
(в США в первой половине 1990-х годов их
насчитывалось более 60, включая такие
крупные, как Turner Broadcasting System-TBS, Discovery Network
и др.);