Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:08, доклад
В 1906 г. американец Ли Де Форест изобрел аудион – электронно-ваккуумную лампу, применение которой в радиоустройствах позволило передавать голосовые сообщения, музыку, шумовые эффекты. В 1908 г. изобретатель организовал первую в истории музыкальную передачу: радиосигналы, посланные с Эйфелевой башни в Париже, распространились в радиусе 500 миль.
РАЗВИТИЕ РАДИОВЕЩАНИЯ
В 1906 г. американец
Ли Де Форест изобрел аудион – электронно-ваккуумную
лампу, применение которой в радиоустройствах
позволило передавать голосовые
сообщения, музыку, шумовые эффекты.
В 1908 г. изобретатель организовал первую
в истории музыкальную передачу: радиосигналы,
посланные с Эйфелевой башни в Париже,
распространились в радиусе 500 миль. Дальнейшее
применение усовершенствованных электронно-вакуумных
ламп в радиотехнике неизмеримо повысило
информационные и выразительные ресурсы
радио, способствовало пробуждению интереса
широкой общественности к возможностям
радиовещания. Во многих странах мира
зародилось движение радиолюбителей.
Во время первой
мировой войны потребности в
обеспечении радиосвязи между частями
действующих армий и кораблями ВМС,
а также первые попытки использования
радиопередач в целях пропаганды и дезинформации
противника вызвали бурный рост производства
радиооборудования. С наступлением мира
фирмы – производители радиотехники стремились
переориентировать созданные в годы войны
обширные производственные мощности на
массовый выпуск и сбыт передатчиков и
приемных устройств на гражданском рынке.
Одновременно происходило быстрое совершенствование
технической базы радиовещания.
На фоне дальнейшего
развития движения радиолюбителей в послевоенные
годы прогрессировало экспериментальное
вещание, адресованное пока еще немногочисленным
радиолюбителям. Быстрое развитие радиовещания
поощрялось как со стороны корпораций
– производителей радиотехники, деловых
кругов, которые оценили его богатые перспективные
возможности как средства коммерческой
рекламы, так и со стороны многих политиков,
осознавших огромный общественный потенциал
радио – «газеты без бумаги и расстояний».
В печати разных стран развернулась широкая
кампания по пропаганде радио, способствующая
непрерывному росту интереса общественности
к новому средству коммуникации, развитию
радиолюбительского движения.
В начале двадцатых
годов в США и странах Западной
Европы были введены в действие сотни
экспериментальных и
Переломными в
развитии радиовещания как средства
массовой информации стали 1922–1923 гг.,
когда во многих странах мира начались
экспериментальные и регулярные передачи.
В 1922 г. в США начинается стремительный
подъем радиоиндустрии. В начале двадцатых
годов наблюдался стремительный рост
числа регулярно вещающих радиостанций.
В первые годы вещания
регулярная структура радиопрограмм
была чрезвычайно редкой, а форма
и содержание передач отличались
пестротой. Из студий транслировались
музыкальные концерты, литературные
читки, драматические постановки, беседы,
граммофонные записи. Были заложены основы
радиоинтервью и радиорепортажа. Уже на
заре радио питтсбургская RDKA передавала
в прямом эфире отчеты о матчах бейсбольных
команд высшей лиги, имевшие отчетливо
выраженные репортажные признаки. С 1922
г. началась трансляция в радиоэфире коммерческой
рекламы, которая оказала в дальнейшем
решающее влияние на формирование характера
и жанровой специфики вещания.
Десятки тысяч
американцев, уверовавших в блестящие
перспективы радио, приобретали
радиоприемники и приспособления, необходимые
для приема передач. В 1923 г. в пользовании
находилось около полумиллиона радиоприемников,
а через три года приемные устройства
имелись уже в каждой шестой американской
семье. Выдающуюся роль в распространении
и развитии радио в США сыграл выходец
из России Д. Сарнов – управляющий коммерческой
Радиокорпорацией Америки (RCA), созданной
в 1919 г. электротехнической корпорацией
«Дженерал Электрик». RCA быстро наращивала
производство и сбыт радиоприемников.
В 1926 г. под руководством Сарнова и при
участии корпораций «Дженерал Электрик»,
«Вестингауз» и RCA была образована Национальная
вещательная компания (NBC), на базе которой
была создана крупнейшая сеть из 24 коммерческих
радиостанций.
Часть радиостанций
была специализирована на ведении образовательно-
Принятый в 1927
г. в США закон о радио был
призван упорядочить
Оформившись как
новое средство массовой информации,
радио продолжало стремительно развиваться
в 1930-е годы. Организационное становление
радиовещания зависело от того, какие
интересы доминировали при создании
вещательных организаций – коммерческие
либо политические, а также от господствующих
в обществе отношений собственности, ценностных
и идеологических установок. В предвоенные
годы оформились три основных модели организации
и финансирования радиовещания, основы
которых были заложены в предыдущее десятилетие:
частная коммерческая, государственная,
общественная.
Частная коммерческая
модель радиовещания в ее «классическом»
виде сложилась в США, где повсеместно
росла численность вещающих станций,
расширялась аудитория
За короткий
срок радио превратилось в средство
массового распространения
Реальностью тридцатых
годов стала нараставшая
В ответ на бойкот
со стороны агентств крупнейшие радиостанции
CBS и NBC создали свои службы радийных
новостей. С середины тридцатых годов
получает распространение практика
направления радиорепортеров в зарубежные
командировки для непосредственного освещения
основных мировых событий. В течение года
после начала бойкота, оказавшегося неэффективным,
UP и INS возобновили продажу информации
радиостанциям. В 1940 г. к ним присоединилось
и агентство новостей «Ассошиэйтед Пресс»
(АР), тесно связанное с ведущими американскими
печатными изданиями.
Некоторые крупные
издательские и вещательные корпорации
предприняли инициативы с целью
преобразовать отношения
Стремление ослабить
последствия конкуренции с
Возможности радио
активно осваивались
В 1930-е годы радиопередачи
приобретают регулярную структуру, становятся
более устойчивыми их жанровые характеристики.
В предвоенное десятилетие наряду с хроникальными
передачами получает распространение
жанр радиокомментария. Широкую популярность
завоевывают родоначальники этого жанра
– журналисты CBS X. Фон Калтерборн и Э.Р.
Мурроу (впоследствии известный телевизионный
обозреватель).
Усиление коммерческих
аспектов в деятельности частных
радиокомпаний во многом определило
и характер программной политики,
и формирование системы жанров вещания.
Зависимость от рекламных доходов, которые
превратились в основной источник финансирования
деятельности коммерческих радиостанций,
необходимость постоянной борьбы за внимание
аудитории в условиях острой конкуренции
породили тенденцию к преимущественному
использованию форм вешания, способных
привлечь большое число слушателей и максимально
благоприятствующих успеху рекламной
деятельности – главным образом, развлекательных.
Наряду с жанрами
информационной радиожурналистики (заметкой,
радиорепортажем, радиоинтервью), получают
развитие жанры шоу (различные вариации
музыкальных, юмористических и иных развлекательных
программ), ток-шоу, викторин. Развиваются
жанры драматического вещания, приобретающие
в условиях коммерческого радио отчетливо
специфичные характеристики. Господствующей
формой драматического вещания становятся
так называемые «мыльные оперы» – претендующие
на психологичность радиоспектакли, предназначенные
для женщин-домохозяек (основной категории
женской части населения того периода).
Сентиментальные сюжеты «мыльных опер»
были посвящены главным образом взаимоотношениям
мужчины и женщины. Такого рода эмоционально
насыщенные передачи, транслируемые как
правило в дневное время, служили весьма
удобным средством привлечения внимания
женской аудитории и почти идеальной «упаковкой»
для коммерческой рекламы товаров повседневного
спроса, приобретаемых домохозяйками
(в том числе зубной пасты, моющих средств
и мыла – отчего этот жанр и получил наименование
«мыльная опера»).
Одновременно
широкое распространение получает
другая форма драматического вешания
– триллеры (от английского глагола «to
thrill» – волновать, будоражить, повергать
в трепет), основным адресатом которых
являлась мужская аудитория. Напряженное
действие радиоспектакля-триллера разворачиваюсь
обычно вокруг преступлений, чрезвычайных
и сенсационных событий. Передаваемые
в вечернее время, после возвращения с
работы глав семейств, триллеры сопровождались
рекламой товаров и услуг, адресованной
главным образом этой части потребительского
рынка. Классическим образцом радиотриллера
является переданная в эфир в 1938 г. инсценировка
книги Г. Уэллса «Война миров». Красочно,
во внешне правдоподобной «репортажной»
форме повествующая о высадке на Землю
воинствующих марсиан, эта фантастическая
постановка стала причиной возникновения
паники среди радиослушателей, напуганных
мнимой угрозой инопланетного вторжения.
В дальнейшем жанровые
формы коммерческого
Рост финансовых
поступлений от публикации рекламы
благоприятствовал процессам создания
крупных объединений в сфере радиовещания.
К 1934 г. коммерческая радиосеть CBS насчитывала
уже 97 станций, а обе сети NBC – 127. В 1938 г.
341 из 660 американских радиостанций входила
в ту или иную сеть. В США сложилась фактически
децентрализованная система внутреннего
радиовещания. Большинство радиостанций
с силу их коммерческого характера оказалось
«привязано» к определенному региону
(или, вернее, региональному или локальному
рекламному рынку) и действовало в соответствии
с конъюнктурой, складывающейся на этом
рынке. Наличие крупных «сетевых» радиостанций
со штаб-квартирами и студиями в Нью-Йорке,
Вашингтоне и других городах не подтверждает
централизованный характер вещания, так
как структура управления внутренним
вещанием в национальном масштабе была
лишена единого центрального звена.
Схемы коммерческого
радиовещания, распространенного в
экономически развитых странах мира,
чутко реагируют на изменение
рыночной конъюнктуры, на состояние
рекламного рынка. В последние десятилетия
под влиянием конкуренции с телевидением,
на которое переключилась значительная
часть рекламодателей, коммерческое радиовещание
эволюционизировало от полнопрограммного
вещания, предлагающего слушателям широкий
набор разножанровых передач, к более
специализированному по содержанию и
аудиторной направленности. В коммерческом
вещании сегодня превалирует наиболее
востребованный аудиторией музыкально-информационно-