Ранний этап развитии журналистики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:34, реферат

Описание работы

ФЕДОРОВ Иван (ок. 1510-83), основатель книгопечатания в России и на Украине. В 1564 в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-81 в Остроге издал первую полную славянскую Библию («Острожская библия»). Известен и как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру).

Содержание

Иван Фёдоров.
«Ведомости»
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ДО НАЧАЛА 1760-х ГОДОВ
Общая характеристика академической журналистики 1760-х годов
«Санкт-Петербургские ведомости» и «Примечания» к ним
НАУЧНЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ АКАДЕМИИ НАУК
«Ежемесячные сочинения»
Неакадэмічная журналістыка канца 1750 – пачатку 1760-х гадоў
Ломоносов и научная журналистика
«Трудолюбивая пчела» и «Праздное время»

Работа содержит 1 файл

Лекцыя 1ГРЖ.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

   В неудачном бою под Нарвой русская  армия потеряла свою артиллерию. Тяжелы оказались и моральные последствия  поражения. Необходимо было вдохнуть бодрость в приунывших офицеров и солдат, уверить их в растущей мощи русского оружия, в том, что армия скоро вновь получит артиллерию. На Пушечный двор свозились церковные колокола. Эта крайняя мера, затронувшая чувства религиозных людей, нуждалась в публичном оправдании, и оно появилось в газете – колокольная медь пошла на пушки и славно послужит отечеству в боях со шведами. Наконец, ничего плохого не будет в том, если за границей узнают, как быстро Россия восстанавливает свое вооружение и пополняет утраты. Это повысит международный авторитет страны и заставит шведскую армию поостеречься. 

   В номере «Ведомостей» за 2 января далее  сообщались такие известия: 

   «Повелением его величества школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. 

   В математической штюрманской  школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют. 

   На  Москве ноября с 24 числа  по 24 декабря родилось мужеска и женска полу 386 человек.

   Из  Персиды пишут: Индийский  царь послал в дарах  великому государю нашему слона и иных вещей  немало. Из града  Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем. 

   Из  Казани пишут: На реке Соку нашли много  нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую  быть прибыль московскому  государству». 

   Эти лаконичные и разнообразные сообщения  первого номера русской газеты полны  глубокого смысла, и подбор их великолепен. Развивается русское просвещение, новые школы полны, и молодые люди «добре науку приемлют». Растет город Москва, население увеличивается. Богаты недра нашей земли – нефть и медную руду нашли под Казанью, «медь выплавили изрядну», больше, пожалуй, не понадобится переливать на пушки колокола. А из града Шемахи шагает в Астрахань слон – подарок индийского царя. Значит, сильна Россия, уважают ее иностранные владетели. 

   Главной темой петровских «Ведомостей» становится тема Северной войны. В каждом номере газеты печатаются заметки о боевых эпизодах, причем с течением времени они принимают все более развернутый характер, приобретают связность и выразительность изложения. 

   Описание  Полтавской битвы, напечатанное в № 11 «Ведомостей» за 1709 г., принадлежит Петру I. Строки набросаны наскоро в день победы над шведами – 27 июня, и Петр прежде всего торопится отметить храбрость солдат, позволившую разгромить опасного врага «малою войск наших кровью». 

   «Сего дня, – пишет Петр, – на самом утре жаркий неприятель нашу конницу со всею армиею конною и пешею атаковал, которая хотя зело по достоинству держалась, однако ж принуждена была уступить, токмо с великим убытком неприятелю». Шведские полки попытались развивать наступление, «против которого наши встречу пошли и тако оного встретили, что тотчас с поля сбили и пушек множество взяли». В плен попали первый министр граф Пипер, генералы Рейншильд, Шлиппенбах и несколько тысяч офицеров и рядовых, «о чем подробно вскоре писать будем (а ныне за скоростью невозможно). И единым словом сказать, вся неприятельская армия фаетонов конец восприяла (а о короле еще не можем ведать, с нами ли или со отцы наши обретается)». 

   Характерно  в этом отрывке некоторое освежение  официального текста – упоминание о мифологическом Фаэтоне, сыне бога Гелиоса, который не справился с солнечной колесницей и был поражен молнией Зевса, и шутливо-иносказательная фраза о неизвестности относительно судьбы шведского короля – «с нами ли или со отцы наши обретается», т. е. жив ли он или умер. 

   Материалом  для военных известий, печатавшихся в «Ведомостях», служили письма и  донесения Петру I от его генералов, официальные извещения о результатах  боевых действий и победах русской  армии. Заграничная жизнь нередко  освещалась по донесениям послов, например Шафирова, представлявшего интересы России в Турции, Бестужева – в Пруссии, В. Л. Долгорукого – в Дании и т. д. Из присылаемых ими служебных бумаг выбирались наиболее любопытные известия, которые затем излагались в виде связной заметки. Но основным источником зарубежной информации служили газеты преимущественно немецкие, такие, как «Hamburger Relation Courier» и «Nordischer Mercurius». Их получал в России Посольский приказ через две-три недели после выхода и внимательно просматривали сам царь или кабинет-секретарь Макаров. То, что было отмечено ими как интересное для «Ведомостей», немедленно переводилось на русский язык и отсылалось в набор. 

   Петр  принимал непосредственное участие  в выпуске «Ведомостей», когда  ему позволяли это делать обстоятельства. Он отбирал материалы к очередным номерам, снабжал газету поступавшими к нему документами, передавал для печати свои письма и редактировал порой целые номера. Некоторые из сохранившихся корректурных оттисков «Ведомостей» выправлены рукой Петра I и свидетельствуют, что он очень заботился о ясности текста. По его указанию редакция «Ведомостей» вслед за иностранным термином, вводившимся в употребление, часто помещала его русский перевод: «...хотя неприятель подкопом наших некую часть и подорвал, однако ж солдатов тем устрашить не мог, потом в другую, старую крепость неприятель вбежал и бил шамад (сдачу), дабы окорд (договор) или хотя бы пардон (милость) получить» (1704, 22 августа, № 22). 

   Первым  редактором «Ведомостей» был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов, литературно образованный человек, писавший стихи. Он готовил материалы газеты, обрабатывал переводы из иностранной печати, которые поставляли чиновники Посольского приказа, добывал известия из других ведомств и канцелярий, следил за расположением заметок в номере и вел корректуру. Когда «Ведомости» были переведены в Петербург, ими стал заниматься директор столичной типографии Михаил Абрамов. В 1719 г. Коллегия иностранных дел, которая после гражданских реформ Петра I пришла на смену Посольскому приказу, назначила ответственным за «Ведомости» переводчика Бориса Волкова. Видимо, он привлек к сотрудничеству переводчика Якова Синявича, прикомандированного к газете Коллегией иностранных дел в 1720 г. На попечении Синявича находилась хроника придворной жизни и деятельность коллегий, и его можно, пожалуй, считать первым русским репортером. 

   Газетные  жанры только зарождались в массе  информационных заметок «Ведомостей», однако их будущие контуры удается  кое-где уловить. В газете, например, было помещено подробное описание празднования дня Петра и Павла в Петербурге (1719, 1 июля, № 2), изложенное на 22 страницах. Первую половину этого отчета занимает пересказ проповеди митрополита Стефана Яворского, восхвалявшего Петра I как полководца, создателя флота и государственного деятеля. Этот газетный материал представляет собой один из ранних образцов публицистики в русской печати. Вторая половина содержит рассказ о самом празднике, и в нем можно заметить возникновение будущих жанров репортажа, газетного отчета, составленного очевидцем. Автор описывает «гульбу в вертограде царском, иде же все чувства насладилися». Он подробно перечисляет, чем были поражены участники гулянья: «Зрение, видящи неизреченную красоту различных древес, в линию и перспективу расположенных и фонтанами украшенных, тут же и речная устремления, веселящая и град и огород царский. Благоухание от благовонных цветов имуще свою сладость. Слышание от мусикийских и трубных и пушечных гласов... Последи же по западе солнца были преизрядные фейерверки, и огня, в гору летущего и по водам плавающего было изобильно». 

   Петровские  «Ведомости» не имели еще постоянного  наименования. Отдельные номера получали разные заглавия: «Ведомости Московского  государства», «Ведомости Московские», «Российские ведомости», иногда заглавием становилось определение официального Документа, напечатанного в газете: «Подлинное доношение», «Релядия». Комплект «Ведомостей» за 1704 г. был украшен особым титулом, наиболее полно обозначившим содержание и характер газеты: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах. Начаты в лето от Христа 1704 от генваря, а окончены декабрем сего же года». 

   Тираж газеты испытывал большие колебания  – от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров. Данные, например, за 1708 г. показывают, что отдельные номера «Ведомостей» печатались в количестве 150, 200, 400, 700 и даже 1000 экземпляров, а в 1724 г. тираж снизился до 30 экземпляров. Известие о Полтавской битве было отпечатано в количестве 2500 экземпляров и разошлось целиком, но ряд номеров не находил распространения и оставался на Печатном дворе. 

   Стоила  газета также неодинаково – от одной до четырех денег. Деньгой  называлось полкопейки, и цена эта  для своего времени была немаленькой; деньги вообще были дороги: три деньги за свой труд получал в день наборщик «Ведомостей». В первые годы издания «Ведомости» набирались церковным шрифтом. После введения гражданского алфавита он с опозданием на два года появляется в газете, но только с 1715 г. окончательно вытесняет старый. 

     До 1715г. «Ведомости» печатались в Москве на Печатном дворе. С 11 мая того же года газета начинает выходить также и  в Петербурге, большею частью повторяя московские издания, но иногда помещая  и совсем другие материалы. Лишь к 1719 г. «Ведомости» окончательно переходят в новую столицу, и в Москве печатаются лишь отдельные номера газеты. 

   Периодичность «Ведомостей» была различной. В 1703 и 1704 гг. вышло по 39 номеров, в 1705 – 46 (это  наибольшая цифра). С годами сроки выхода все более растягиваются: известно, например, лишь три номера за 1717 г. и один за 1718 г. Номер состоял из разного числа страниц – от 2 до 22, чем определялась и его цена. Формат был установлен в восьмую долю листа (примерно в половинную ширину школьной тетради), но отдельные номера печатались и в формате листа. С № 3 за 1711 г. первая полоса (страница) газеты получает гравюру, на которой изображены вид Петербурга с Невой и Петропавловской крепостью и летящий Меркурий с трубой и жезлом – кадуцеем. 

Понадобилось  много лет – добрые четверть века, – чтобы первая русская газета приобрела тип устойчивого, регулярного  издания, какими стали с 1728 г. «Санкт-Петербургские  ведомости».

  1. Общая характеристика академической журналистики 1760-х годов

     Первый  период существования русской периодической  печати |прекращается почти одновременно со смертью Петра I: «Ведомости Московского государства», или просто «Ведомости», перестали выходить в свет в середине 1727 г., через два с половиной после смерти Петра. Тогда же началось издание «Санкт-Пербургских ведомостей», которыми открылась длинная серия изданий Академии Наук. Со вступления на престол Екатерины I до начала 1760-х годов, т. е. в течение всей второй и части третьей четверти XVIII в., продолжался новый этап русской истории, представлявший сложное сочетание политической реакции Вверху и настойчивых прогрессивных течений снизу.

     Промежуток  между смертью Петра и вступлением  на престол Екатерины II есть время еще большего укрепления дворянства как господствующего класса, время окончательного и полного закрепощения крестьянских масс. Если в петровские времена в процессе борьбы со средневековыми формами экономической, политической и культурной жизни, в процессе создания светской культуры в противовес допетровской церковной русская культура и литература имели отдельные прогрессивные черты общенационального значения, то примерно с 1725 г. начинает отчетливо формироваться дворянская культура как культура, выражающая интересы исключительно господствующего класса. Возникает ряд ученых и учебных заведений, имеющих явно и подчеркнуто дворянский характер. Даже задуманная еще Петром, но открытая уже после его смерти Академия Наук была вынуждена на первых порах своего существования уделять значительное внимание подготовке придворных иллюминаций, фейерверков, празднеств с увеселениями и торжественными одами. Совершенно законченный дворянский характер имела так называемая «Рыцарская академия», позднее известная под именем Сухопутного шляхетного корпуса (1732). Это был первый и очень важный рассадник дворянской интеллигенции, из стен которого вышли такие крупные деятели русской культуры XVIII в., как поэты А. П. Сумароков и М. М. Херасков, а Также актеры Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский и т. д. Однако значение Академии Наук, как я созданного по инициативе Ломоносова Московского университета (1755), воспитавшего Фонвизина, Новикова, Аничкова, Десницкого и ряд других Крупных деятелей русской литературы, науки и общественной мысли XVIII в., выходит, разумеется, далеко за пределы дворянской культуры.

     Не  следует упускать из виду еще одного важного события « истории  русской культуры 1725—1762 годов, а  именно — начала сценической деятельности Ф. Г. Волкова (1750) и открытия русского театра (первые спектакли состоялись в феврале 1757 г.).

     Усилившаяся после смерти Петра реакция, поддерживаемая его слабыми и бесталанными преемниками, поставила перед передовыми русскими писателями новую задачу общенационального вначения: при Петре нужно было пропагандировать его мероприятия и развивать новые прогрессивные явления русской культуры, при его преемниках необходимостью стало отстоять уже завоеванное, сохранить его и сберечь. Борьба за петровские начала, пропаганда идей преобразования становилась в таких условиях знаменем прогрессивных — как дворянских, так и демократических—русских писателей 1730-х, 1740-х и отчасти 1750-х годов.

Информация о работе Ранний этап развитии журналистики в России