Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:19, курс лекций
Понимание логики развития и взаимодействия его движущих сил дает опору для прогнозов. Прогностические исследования — непременный атрибут любого успешного бизнеса. Понимая, что нельзя рассчитывать на 100%-е попадание, можно утверждать, что проработка вероятных сценариев весьма полезна, мера этой полезности — огромные экономии бюджетов и громадные прибыли тех, кто окажется в нужное время в нужном месте.
Прикладная история
История появления основных технологий доставки звуковой информации
Конкуренция: от телевидения нигде не скрыться, даже в ванной комнате
Борьба технологий: есть приемники DAB&FM, но не видно желающих их купить
Поиск новых форм. Ручной приемник не станет центром досуга, но найдет свою нишу
Если мне захочется послушать музыку в полном качестве, то я в подходящее для меня время в удобном для меня месте поставлю диск, а не буду ловить удачу на радиоволне. От радио слушатель не ждет удивительного качества.
Живой контакт в прямом эфире?
С каким воодушевлением рассказывают работники радио про общение со слушателями в прямом эфире! Но вспомним арифметику. Реальная аудитория скромненькой радиостанции в большом городе составляет десятки тысяч человек. Десять позвонивших на десять тысяч слушателей — это много или мало? И с какой целью давать их в эфир? «Передаю привет моим друзьям, которые меня знают, и тем, кто меня не знает, тоже хочу посвятить песню». Откровенно говоря, интерес массовой аудитории к такого рода живым включениям кажется преувеличенным.
Еще пример: ток-шоу на радио. Сколько проведено исследований, сколько потрачено денег и сломано копий… Изучается реакция фокус-группы или другой выборки на шоу в целом, на его элементы и составляющие, вплоть до самых-самых мелочей. И, внимание, вопрос: а может ли реальный слушатель достоверно определить, является шоу именно живым или представляет собой продукт высоких технологий. Способ проверки прост — прийти в студию. Поскольку личное присутствие «поверяльщиков от слушателей» отметаем, что остается? Ничего не остается. Реальные слушатели реальной радиостанции не способны различить живое шоу и запись. Да не особенно и хотят это делать. Бормочет и мурлычет что-то радиоприемник — вот и славно.
Оперативность?
«Самая свежая информация о погоде и курсе валют!»
Такая идея гораздо лучше, чем вообще никакой, но слушатель не ждет от радио скорости. Сколько раз я слышал рассказ про бегущего к эфирному микрофону корреспондента с горячей новостью… А зачем? Откуда прибежал в студию корреспондент? А позвонить он, что, не мог? В нынешний-то век всеобщей мобилизации?
Так что делать?
Универсального ответа нет. Рассмотрим несколько частных случаев, приведенных в таблице:
Типичные ситуации жизни аудитории | ||||||
№ |
Ситуация |
Ожидания слушателя |
Слух |
Зрение |
Режим восприятия |
Конкуренты |
1 |
Дом, утро, сборы на работу |
Войти в курс событий, послушать сплетни, иметь живые часы |
Почти свободен |
Немного занято |
Фоновый |
ТВ, интернет, разговоры домашних |
2 |
Поездка на работу |
Получить пищу для разговоров, скоротать время, получить настрой |
Немного занят |
Занято |
Фоновый |
Звук в записи |
3 |
Офис, рабочий день |
Скоротать время, послушать песни и свежие сплетни |
Немного занят |
Занято |
Фоновый |
Звук в записи, интернет |
4 |
Поездка с работы |
Получить пищу для разговоров, скоротать время, немного отвлечься |
Немного занят |
Занято |
Фоновый |
Звук в записи |
5 |
Вечер |
Провести время, развлечься |
Свободен |
Свободно |
Активный |
Вся индустрия развлечений |
6 |
Поздний вечер |
Провести время, отвлечься |
Свободен |
Свободно |
Фоновый |
Интернет, ТВ, записи |
В таблицу сведено несколько типичных ситуаций. Их анализ позволяет понять, есть ли у радио шанс на победу или хотя бы на ничью.
«Субботний вечер… Я надеваю штиблеты и галстук-шнурок, я закрываю свою дверь на висячий замок». Для радио этот абонент недоступен, он находится вне зоны обслуживания: у него буги-вуги до утра.
Ассортимент микрофонов широк, но кому разговаривать со слушателями? |
Поездка на работу. Вести машину и смотреть телевизор — затруднительно, это дает преимущества звуковым сервисам, остается конкуренция только за слух. В этой ситуации именно у радио шансов на победу в борьбе за внимание абонента довольно много. Сделайте ему приятное — и он не останется в долгу.
Вечер. «Кто — куда, а я к дивану, недалекому экрану». Можно спокойно посидеть в тишине, можно «побродить» по интернету или поглазеть в экран телевизора. Чем может радио привлечь и удержать слушателя? Трудно конкурировать с ТВ и интернетом, лучше искать удачу в другое время и в другом месте.
Рабочий день. Не всем категориям трудящихся удается послушать на работе радио, но потенциальная аудитория получается значительной. Просмотр телевидения на рабочем месте начальство обычно не поощряет, а к радио относится терпимо, это повышает шанс на успех. А если правильно выстроить программу, то начальство и само будет включать радио.
Удовлетворение желаний
Радио существует не в чистом поле — со всех сторон наступают конкуренты. Вошли в нашу жизнь интернет и компьютер с неописуемыми возможностями. Не сдают позиций ТВ и видео, предлагают свои услуги клубы и прочие заведения индустрии развлечений. Под давлением этих сил изменяется ситуация на рынке, и модели построения радиобизнеса, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом веке, рассыпаются буквально на глазах.
Надвигается цифровое вещание.
Новым смыслом наполняется
Мир жаждет простоты и меры, а наука позволяет перевести в разряд измеряемых многие явления. В конкретном регионе вполне можно измерить ожидания слушателей и своевременно дать им адекватный и вполне симметричный ответ. Дело за малым — было бы желание.