Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:19, курс лекций
Понимание логики развития и взаимодействия его движущих сил дает опору для прогнозов. Прогностические исследования — непременный атрибут любого успешного бизнеса. Понимая, что нельзя рассчитывать на 100%-е попадание, можно утверждать, что проработка вероятных сценариев весьма полезна, мера этой полезности — огромные экономии бюджетов и громадные прибыли тех, кто окажется в нужное время в нужном месте.
Прикладная история
История появления основных технологий доставки звуковой информации
Конкуренция: от телевидения нигде не скрыться, даже в ванной комнате
Борьба технологий: есть приемники DAB&FM, но не видно желающих их купить
Поиск новых форм. Ручной приемник не станет центром досуга, но найдет свою нишу
Радио вчера, сегодня и завтра.
Радио вчера, сегодня и завтра. Часть 1. Вчера и сегодня
Михаил Сергеев
Прикладная история
Цифра, аналог, мобильное телевидение, Set-top-box, Wi-Max, DAB, DRM, HD-Radio, стерео, сурраунд, 16/20/24 бит, 48/96 кГц, ААС… На чем сделать акцент, куда вкладывать средства, чтобы не было потом мучительно больно? Изучение истории может принести вполне материальную пользу и звукорежиссеру, и инженеру радиостанции, да и для руководителя крупного медиахолдинга будет нелишним.
Понимание логики развития и взаимодействия его движущих сил дает опору для прогнозов. Прогностические исследования — непременный атрибут любого успешного бизнеса. Понимая, что нельзя рассчитывать на 100%-е попадание, можно утверждать, что проработка вероятных сценариев весьма полезна, мера этой полезности — огромные экономии бюджетов и громадные прибыли тех, кто окажется в нужное время в нужном месте.
Идеи получают развитие в форме конкретных планов и программ, затем следует их материализация: на смену «бумажным» этапам приходит «стекло», то есть лабораторные образцы, и только потом — массовое «железо». На теоретическую проработку и обсуждение вопросов иногда все еще смотрят как на пустую забаву ученых, но торопиться с оценками не нужно: ошибки и недосмотр на «бумажном» этапе устраняются росчерком пера, а на «железном» этапе все гораздо сложнее. Откуда же берутся ошибки и просчеты? Часть их принципиально неизбежна — невозможно предусмотреть все. Что осталось?
Ведомственный подход. Из-под пера ведомственных аналитиков нередко выходят прогнозы, приятные глазу начальника. Вполне, впрочем, логично, ведь начальник в данном случае является заказчиком. Но загорают не под хорошим прогнозом погоды, а под солнцем, и обещание солнца не заменит нам лета. Подключение вневедомственных специалистов к разработке стратегий и концепций развития — путь логичный и целесообразный. Если сегодня нет ресурсов на научную проработку плана, то можно начать с малого, но именно начать, а не заменить.
Упущенные обстоятельства. Рассматривая некий предмет в отрыве от обстоятельств окружающей действительности, мы тоже совершим ошибку. Пока радио было единственным каналом доставки звука в дом, требования к его качеству были одни, а когда расцвели альтернативные технологии, ситуация изменилась. Снижение цен на видеокамеры, например, отразилось на аудитории радио — перед тем, как нажать кнопку REC или PLAY, пользователь выключает и радио, и телевизор. Много ли таких? Сначала сотня, потом тысяча…
Другой пример: продажи дисков связаны с развитием технологии доступа в интернет и стоимостью карт памяти. Рецепт работы прост — поглядеть вокруг себя. Не всегда легко им воспользоваться. Почему? Об этом дальше.
Недостаток квалификации. Как ни прискорбно об этом писать, но диалектический материализм оказался подзабыт или недоучен. Вспомните основы: если есть движение, то есть и силы, которые его вызывают. И вещание появилось и развивается под действием каких-то сил, и переход на цифровые технологии неслучаен. В США или Западной Европе такими силами являются производители приемного и передающего оборудования. Все логично: для этих игроков открываются емкие рынки, они вернут вложенное сторицей. Что будет при механическом переносе сценария в Россию, где сегодня нет таких производителей? Будет как всегда…
Что же делать? Многих ошибок в прогнозах можно было бы избежать, если бы кто-то дал себе труд поглядеть на исторические аналогии или хотя бы просто задуматься о причинно-следственной связи явлений.
Так каким же быть завтрашнему вещанию? Ответить на этот вопрос поможет нам анализ ситуации. Итак, основные действующие силы.
Разработчики и поставщики оборудования. Владелец патента или другого инструмента, охраняющего права, старается продвинуть свой продукт, а производитель хочет продавать. Эти силы толкают нас, приводят мир в движение. Новая технология открывает новый рынок — вот объяснение происхождения цифрового вещания, мобильного телевидения и многих других новинок. Еще раз подчеркну два обстоятельства: цель производителя — внедрить любую новую технологию во всем мире. А как именно будет использоваться оборудование? Это другой вопрос: главное — продать!
Связисты. Источник доходов — трафик. Чем больше бит будет передано, тем лучше результат. Эйфория по поводу возможности увеличения количества каналов при переходе на цифровые технологии в этом контексте становится понятна — чем больше каналов, тем больше доход оператора связи. Осталось только задуматься над простым вопросом: кто именно будет платить? Вещание как сервис — это канал передачи информации, просто «труба». Если не думать о том, что в эту трубу вливается и куда течет, то можно оказаться у разбитого корыта.
Пользователи. Они тоже принимают посильное участие в этом празднике. И именно пользователи определяют, что останется на рынке, а что уйдет на свалку. Почему же иногда новые сервисы часто создаются без учета интересов пользователей? Вполне понятно желание производителя продать и «карманный телевизор», и передающее оборудование, но в условиях естественного развития трудно представить себе картину, когда прогуливающиеся или спешащие на работу граждане смотрят на ходу на экранчик маленького телевизора. И кто же тогда будет потребителем этой услуги? В пределах границ разумного обнаружить его сегодня трудно. Но для производителя главное — не опоздать, этим многое объясняется. Даже если пользователь и не примет новый сервис, всегда есть надежда, что расходы будут возмещены следующей услугой, а технологические наработки найдут применение.
Государство. Развитие вещания не остановить, его направление определяется естественными законами природы и общества. За одним исключением: исторически вещание у нас было государственным, и этот факт накладывает отпечаток и на сегодняшние реалии. Следует признать как аксиому: государственное вещание было, есть и будет, и развитие в этом секторе происходит по особым законам. Если вещательная сеть существует на средства государства, то именно государство определяет и техническую политику развития, и стандарты, и содержание программ. Государство имеет право внедрять в своей стране технологии, владельцы прав на которые живут за рубежом, и таким образом создается рынок для оборудования, которое в России не производится.
Частное вещание должно быть предоставлено самому себе, оно само пойдет навстречу пользователю — будет развиваться в направлении максимальной прибыльности. Государство может участвовать в выборе стандартов или распределении частотных ресурсов как координатор, но не более того. Ситуацию, когда государство полностью возьмет на себя заботу об управлении вещанием, можно включить только в самый пессимистический прогноз.
В своем хозяйстве государство
вправе сохранять телевидение и
Хорошей иллюстрацией коллизии «государственное или частное» в секторе телекоммуникаций служит телефон. Мобильная телефонная связь как частный бизнес обеспечила полное покрытие в крупных городах, а цены снизились до такого уровня, что обыденным явлением стал отказ граждан от стационарного телефона, и, например, в Санкт-Петербурге исчезала очередь на их установку.
Бизнес в вещании: что, где и когда
Итак, предположим, что разделено государственное и частное вещание. Негосударственное вещание видится как бизнес, ориентированный на получение доходов, и регулируется объективными экономическими законами и «Законом о защите прав потребителей». Государственное вещание реализуется в других категориях.
Не вдаваясь в технические детали, на уровне здравого смысла можно допустить, что начать следует с создания региональных моделей развития, учитывающих местные факторы: от рельефа местности и плотности населения до экономических и культурных особенностей конкретного региона. В интересах производителей — глобальная унификация. Унификация позволяет удешевить производство — это выгодно всем. В итоге, например, цена DVD-плеера опустилась ниже 1000 рублей, сделав его доступным практически всем слоям населения. Унификация решила судьбу персонального компьютера, но полного единообразия в этом секторе не наблюдается. И столкновение интересов производителей не всегда идет на пользу. Например, неудачей закончилась попытка создать ЧМ-вещание, которую предпринял в сороковых годах прошлого века известный инженер Эдвин Говард Армстронг. Автору не удалось уладить противоречия интересов с FCC и RCA, и ЧМ-вещание в диапазоне 42…50 МГц прекратилось… Не забудем и про социально-этические аспекты внедрения новых технологий: далеко не все, приемлемое в Амстердаме, например, будет принято с пониманием в небольшом городке в центре России.
Тот же здравый смысл подсказывает, что к проекту полезно на самых ранних этапах подключать учебные заведения. Без разработчиков не появятся новинки, без обслуживающего персонала новинки просто не нужны. Скорость развития технологий превышает адаптационные возможности высшей школы, шансов на радикальные перемены нет, отчасти еще и потому, что образование в принципе — институт инерционный. Объединение усилий учебных, научных и производственных структур позволяет сократить разрыв до приемлемого: студенты и педагоги будут работать в реальных новых проектах. Одновременно будет происходить подготовка кадров (как «техников», так и «управленцев»), будут обкатываться модели бизнеса, здесь же найдется место и для научной работы.
История появления основных технологий доставки звуковой информации |
Каким же должно быть новое вещание? Как минимум — успешным, в противном случае затея не имеет смысла. Успех достигается в конкурентной борьбе. Сначала надо увидеть своих противников, понять их слабые и сильные места. Кто еще претендует на слух человека? Выше на рисунке показаны основные технологии в секторе доставки звуковой информации. (Есть еще кинотеатры и другие места проведения досуга, которые могут отвлечь клиента от радио).
Полвека тому назад слух человека ублажали АМ-радиоприемники. Можно было послушать и записи с грампластинок и магнитных лент. Появление телевидения изменило ситуацию, а потом пошло по нарастающей. За 20 лет существования компакт-диск проник всюду и везде. DVD, анонсированный десять лет назад как «цифровой видеодиск», очень быстро превратился в «многоцелевой» и тоже используется весьма широко. На этом фоне хорошо видно, как угасла грампластинка, угасает магнитная запись, как аудио, так и видео… Не вызывает оптимизма и ситуация с АМ-вещанием: интерес слушателей явно падает под давлением со стороны носителей и других способов дать пищу слуху. Тенденцию угасания уже можно заметить и в эфирном телевидении, оно вытесняется другими сервисами, от кабельных сетей до интернета.
Если в середине прошлого века конкурентами радиовещанию были грампластинки и сосед-баянист, то сегодня список получается гораздо более длинный: от всевозможных плееров (дисковых или на основе флеш-памяти) до интернета.
По мере роста доступной скорости подключения к интернету сначала стало возможным «скачивание» и обмен звуковыми файлами, потом настала очередь видеоматериалов. Сначала — для «стационарного» пользователя, а теперь появляются и беспроводные каналы.
В части ассортимента бездонный интернет легко выигрывает у радиовещания и магазинов с дисками. Скачав файлы, их можно прослушать в удобное время, это оказывается существенным преимуществом перед потоковыми сервисами, к которым относится и обычное эфирное вещание.
Если оглянуться назад, то мы увидим, что начиналось вещание как смелый эксперимент, невозможный без поддержки со стороны крупного бизнеса или государства. На этом этапе были построены мировые сети АМ-вещания, накоплен опыт производства оборудования и организации бизнеса. Развивались технологии, уместно вспомнить эксперименты со стереофоническим вещанием в АМ-диапазонах, начало ЧМ-вещания и появление телевидения, развитие записи-воспроизведения.
Второй этап можно характеризовать как период экстенсивного развития, когда расширялся охват населения, увеличивалось количество программ вещания.
Начало третьего тысячелетия можно считать началом третьего этапа развития вещания. В этой фазе обостряется конкуренция, эфирное вещание испытывает существенное давление со стороны альтернативных технологий. Кто-то из тех, кто раньше составлял основу массовой телевизионной и радиоаудитории, увлекся любительскими видеосъемками, кто-то играет в компьютерные игры или общается с друзьями по скайпу. Ничего фатального в ситуации нет — идет естественная замена одних технологий другими. Исчезли постепенно лавки, где продавался керосин, и примус можно увидеть только в кино или антикварном магазине — это объективная реальность, а не плод усилий какого-то человека или института.
И обратите внимание: не имеет значения, аналоговые или цифровые методы доставки сигналов используются. Какие из сегодняшних технологий доставки информации останутся на рынке через 10 лет? Невозможно предсказать точно, но очевидно, что нас ждут большие перемены.
Возьмите для примера сервис 101. ru, организованный ВКПМ. Время покажет, станет ли этот сервис эффективным бизнесом или останется недешевой забавой, но технические вопросы вещания в интернете уже решены.
Технически нетрудно создать «трубу» для доставки информации пользователю, но успех возможен только в том случае, когда этому сервису найдено подходящее место в жесточайшем конкурентном окружении. Правильно выбрав время и место поединка, можно обеспечить себе ощутимые преимущества.
Где искать удачу?
Во всякий момент времени
человек находится в