Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:19, курс лекций
Понимание логики развития и взаимодействия его движущих сил дает опору для прогнозов. Прогностические исследования — непременный атрибут любого успешного бизнеса. Понимая, что нельзя рассчитывать на 100%-е попадание, можно утверждать, что проработка вероятных сценариев весьма полезна, мера этой полезности — огромные экономии бюджетов и громадные прибыли тех, кто окажется в нужное время в нужном месте.
Прикладная история
История появления основных технологий доставки звуковой информации
Конкуренция: от телевидения нигде не скрыться, даже в ванной комнате
Борьба технологий: есть приемники DAB&FM, но не видно желающих их купить
Поиск новых форм. Ручной приемник не станет центром досуга, но найдет свою нишу
То есть в каждый момент времени потенциальный клиент находится в точке с определенными физическими и логическими координатами, которые определяют его возможности, позволяют или не позволяют вещателю добраться до адресата, точнее до его слуха или зрения. В качестве примера рассмотрим типичные ситуации.
Утро, дома. Слух свободен, зрение отвлекается на тарелку и другие столовые приборы. В этой ситуации уместно радио, ТВ с акцентом на речь, не исключены газеты или прослушивание записей.
Есть доступ к стационарным коммуникациям.
Утро, на работу. Если клиент находится за рулем собственного авто, то слух его свободен, а зрение занято. Пассажир в общественном транспорте может слушать и смотреть.
Стационарных коммуникаций нет, есть только радиоканал.
День, на работе. Как правило, зрение занято, и телевидение исключено практически полностью. Возможность прослушивания без помех работе иногда имеется: дворник, водитель маршрутки или бармен с официантами вполне могут слушать радио.
Есть доступ к стационарным коммуникациям.
Вечер, дома. Открыты все возможности, но появляется конкуренция. Телевизор может быть замещен походом в кафе или кино, прослушивание радио едва ли можно совместить с чтением книг или просмотром ТВ.
Есть доступ и к стационарным коммуникациям, и радиосигналу.
Пешая прогулка. Глаза заняты, уши — не очень. Именно в этом секторе нашли успех портативные плееры и радиоприемники, которые так и называются walkman, то есть «идущий человек».
Стационарных коммуникаций нет, есть только радиоканал.
Где именно в этом пространстве радиовещанию искать своего клиента? Чем его привлечь и удержать?
Радиовещание сегодня
Tехнически нетрудно создать «трубу» для доставки информации пользователю, но бизнес станет успешным только в том случае, когда этому сервису будет найдено подходящее место в жесточайшем конкурентном окружении. Правильно выбрав время и место поединка, можно обеспечить себе ощутимые преимущества. Где искать удачу в радиовещании?
Во всякий момент времени человек находится в определенной точке физического пространства: в помещении или на улице, в автомобиле или еще где-то. Можно ввести дополнительную логическую характеристику местоположения: дома, в гостях, на работе, в магазине, спит или бодрствует и так далее. То есть в каждый момент времени потенциальный клиент находится в точке с определенными физическими и логическими координатами. Где в этом пространстве радиовещанию искать своего клиента, чем его привлечь и как удержать?
Логика действий проста: реализовать преимущества, спрятать недостатки. Для начала — понять, каковы возможности радиовещания?
Технические особенности радиовещания
Покрытие. В метровом диапазоне волн (65-74 и 88-108 МГц) сигнал радиостанции покрывает до 90% городского пространства. При достаточной мощности передатчика и высокой антенне радио ловится практически везде. Оставшиеся 10% — это места, где затруднен прием, в частности в глубоких подвалах. Сюда же включены зоны, в которых есть помехи, вызываемые многолучевым распространением, то есть влиянием отражений от домов, различных металлоконструкций и других преград, например проводов городского электротранспорта. Возникают шумы, треск — это может испортить настроение от прослушивания аналогового радио.
При передаче в цифровом виде можно существенно ослабить влияние отражений и уменьшить долю пространства, где прием затруднен. Надо только помнить, что стопроцентную гарантию в реальной жизни не дает никто. Всегда можно найти место, где сигнал будет приниматься неустойчиво. Помехи в цифровых системах передачи проявляются иначе, чем в аналоговых: вероятны хрипы и выпадения звука. И после восстановления приема звук появляется не сразу.
Реально и цифровое, и аналоговое вещание позволяет принимать сигнал в помещении и в открытом пространстве, и оставаясь на месте, и на ходу. Обратим внимание на этот факт: не все сервисы имеют такую же большую зону охвата.
Для достижения интерактивности абонентское устройство должно иметь передатчик или другое средство для обратной связи. За интерактивность придется заплатить повышенным расходом электричества в абонентском устройстве, его ценой и сложностью. Кроме того, для организации обратного канала нужна среда распространения: эфир или провод. Ограниченная емкость эфира накладывает свои лимиты, специфика проводной связи — свои.
В обоих случаях радикально уменьшается зона покрытия сервисом или существенно повышаются расходы абонента.
Потери информации. Потенциально качество аналогового вещания весьма высокое. При приеме хорошим тюнером со стационарной антенной можно обеспечить практически полное отсутствие искажений. Автомобильный приемник с хорошей антенной в реальных условиях позволяет получить звук вполне приемлемого качества за счет изысканной схемотехники и эффективной обработки сигналов. У пешехода ситуация хуже: при жестком лимите веса и энергопотребления и простейшей антенне трудно избавиться от помех, шумов и искажений, но слушать можно.
Строго говоря, передать сигнал абсолютно без потерь невозможно в принципе, и вопрос нужно ставить иначе: какие искажения и потери можно считать допустимыми? Если обратиться к ГОСТ 11515, то обнаружим, что деление на классы качества основано на заметности искажений. Канал высшего класса вносит искажения, которые не замечают 75% слушателей. Именно высший класс качества может обеспечить аналоговое стереофоническое вещание в метровом диапазоне волн. Потенциально… Реально массовый слушатель довольствуется гораздо более скромным звучанием, не отказываясь, например, от МР3 128 кбит/с.
Конкуренция: от телевидения нигде не скрыться, даже в ванной комнате |
Аналог и цифра. Переход на цифровую технологию позволяет уменьшить потери информации в радиоканале почти до нуля за счет исправления ошибок. Увеличение избыточности позволяет снизить потери, но требует увеличения скорости потока данных. Компрессия данных снижает скорость потока, но не проходит бесследно для качества звука. Оптимум — посередине.
В аналоговой системе можно организовать монопередачу и двухканальную стереофонию. Цифровая технология дает более широкий выбор: от простейшего моно до многоканальной стереофонии.
Получается, что радиовещание потенциально может обеспечить качество весьма высокое. Но нельзя забывать, что между потенциалом канала и реальным звуком расположено абонентское устройство. Именно приемник, точнее его акустическая часть, обычно и определяет качество звука. Прилично выглядит автомобильная аппаратура, но большая часть парка — скромненькие носимые приемники и так называемые мини-системы. Этот факт — мера отношения массового слушателя к вещанию как сервису. Безразлично, аналоговому или цифровому.
Радио и отношение к нему
Так чего же слушатель ждет от эфира? И как получить ответ на этот вопрос? Начните с друзей и знакомых, поинтересуйтесь, зачем они слушают радио? Ответы меня поразили. К некоторым хотелось бы дать комментарий.
«Хочу получать информацию». Информация… Не зная, как зовут соседей по лестничной площадке, можно совершенно искренне интересоваться перипетиями судьбы почтальонки из Глазго, которой подфартило в лотерее EuroMillions.
«Хочу знать погоду». Сколько раз приходилось под шум дождя слышать из радиоприемника «сейчас в нашем городе солнечно», но не помогает. С завидным упорством ждут еще и прогноза.
«Хочу быть в курсе финансовых новостей». Действительно, как на свете можно прожить, не зная, почем нынче в Лондоне тройская унция, куда гнется тренд платинидов и где подешевле акции Панамского канала? Примите во внимание еще и ситуацию прослушивания — утро, завтрак… Что, слушатель бросится в банк, отодвинув недоеденный омлет и сметая все на своем пути? Или примется звонить своему брокеру и велит выйти в кэш?
Прикладная полезность всей этой «информации»- ноль, но респонденты были совершенно искренни. К чему я веду? Так уж устроен человек, что чем меньше он разбирается в предмете, тем охотнее его обсуждает. Радио — это коммуникатор. Мы не ждем от него информации в академическом смысле, но черпаем темы для разговоров. Радио дает нам возможность поругать синоптиков, именно в этом полезность прогноза.
Теоретически тему для контакта может дать и диск, и концерт, и другое событие или явление, при условии, что мы были его участниками или хотя бы знаем о нем — достаточно услышать об этом по радио. Слушают люди радио и получают точку соприкосновения: «Вы знаете — Мамыкина снимают с должности?» Вот и есть о чем поговорить!
Чего еще желает слушатель?
Слушатель как человек желает покоя. Радио вещает про абсолютно ненужный мне в 7 утра курс валют… Не важно, что именно оно вещает, спокойный голос диктора поддерживает во мне веру, что все под контролем. И уверенность: если что и случится, то мне сообщат. Это как страховочный трос у водолаза, который тоже есть связь с миром.
Борьба технологий: есть приемники DAB&FM, но не видно желающих их купить |
Сегодня можно использовать сервис RDS для переключения на экстренные сообщения, помня, что доля приемников, поддерживающих эту возможность, невелика, около 20%. Можно вернуться к памятному: «Внимание! Внимание! Работают все радиостанции! Передаем сообщение ТАСС». Если же в эту минуту я отвлекся от приемника, то информация пройдет мимо меня.
Завтра цифровые технологии
откроют возможность для
В цифровой системе можно организовать доставку слушателям тематической подборки новостей или другой информации — это даст сервису новое качество, и пусть небольшое, но ощутимое преимущество перед обычным аналоговым вещанием.
Позволю себе напомнить читателям, что качество сервиса — это не только возможности канала, но и свойства контента. Звуковые материалы для эфира должны отбираться с пониманием условий прослушивания — сложная музыка не годится как фон. Отдельный вопрос — аранжировка, ее надо сделать так, чтобы и вполуха можно было с удовольствием слушать.
А на широте тематики не хотелось бы экономить. В одной среде принято обсуждать блондинок, в другой — компьютерный быт. Есть множество молодежных субкультур со своими интересами. Вечна тема воспитания детей. Социология найдет точный ответ, но приблизительную оценку можно дать уже сейчас: мы движемся к тематическому, нишевому радио.
Чем может удивить радио? Наступление по всему фронту и на флангах
Ассортимент?
Давно ли вы слышали по радио Марианну Фэйтфул (Marianne Faithfull) или «Митрохин бэнд»? Песню в исполнении А. Градского или хора Турецкого? Список можно продолжить: Лариса Григорьева, Артур Гладышев, Марк Мерман. Не будем обсуждать сейчас вопросы формата, просто напомню основы основ организации сервиса — клиент всегда прав. Если я хочу послушать, например, Пелагею, я ее послушаю — включу запись и выключу радио. А может ли радио конкурировать с домашней фонотекой?
Поиск новых форм. Ручной приемник не станет центром досуга, но найдет свою нишу |
По данным (http://www.moskva.fm/) на 19 августа 2007 года 40 московских радиостанций передают в эфир больше 30 тысяч песен почти 6 тысяч исполнителей. При стопроцентном использовании получается фонотека размером больше 2000 компакт-дисков. Реально с диска в эфир идет всего одна или две песни; даже если все три, то коллекция разрастается до 10 тысяч дисков.
Тонкая коробка имеет толщину 5 мм, обычная — до 10. Получается стопка высотой 50 м. Или даже 100… Толщина самого диска 1,2 мм, так что даже если хранить диски без упаковки, то стопка получается высотой больше 10 м. Держать такое сокровище дома едва ли кто решится.
В то же время 30 тысяч песен — это всего две тысячи часов звука. Не так и много. При скорости потока 256 кбит/с общий объем фонотеки не превысит 300 ГБ — один современный винчестер, даже школьника не удивить. Так что по разнообразию сегодня домашняя фонотека вполне может обойти радио.
Дома у слушателя может быть огромнейшая музыкальная база, но остается вакантной должность музыкального редактора. Имея под рукой «тысячу пластинок», слушатель оказывается в затруднительном положении: а что же выбрать? Последствия известны по притче о Буриданове осле: однажды сложность выбора песни превысит удовольствие от ее прослушивания.
Желание послушать конкретное произведение слушатель удовлетворяет самостоятельно, а возможность просто послушать музыку дает ему радио со штатом музыкальных редакторов. За право без напряжения слушать плоды чужого труда приходится расплачиваться прослушиванием рекламы. Недорого. Недорого стоит и МР3-плеер, в который можно «зарядить» пару сотен песен — весь репертуар некоторых радиостанций. Музыка без рекламы и глупой болтовни ведущих мне нравится больше. А вам?
Качество?
Можно уменьшать искажения, переходить на многоканальную стереофонию. В условиях стационара можно будет заметить различия. Но в стационарных условиях против радио выступают ТВ, видео и компьютер. Велики ли здесь у радио шансы на победу? Гораздо проще удержать внимание аудитории в ситуациях, когда занято зрение и видеосервисы не отвлекают, то есть в фоновом режиме. Искажения звука отступают в этом случае на задний план.