Профессиональная этика журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

«Идеальный» кодекс профессиональной этики российского журналиста.
1. В профессиональных вопросах журналист должен руководствоваться только мнением своих коллег, не поддаваясь никаким попыткам давления со стороны политических и иных кругов, напротив, он должен участвовать в контроле над правительством и другими институтами общественной жизни.

Содержание

Задание №1: «Российские и зарубежные кодексы этики журналиста» 3
Задание №2: Нарушение профессиональной этики в современных российских СМИ» 6
Задание №3: Саморегулирование журналистики. Медиакритика 11
Приложения 1 14
Приложение 2 19
Приложение 3 22

Работа содержит 1 файл

Контрольная 1.docx

— 40.55 Кб (Скачать)

Содержание

 

Задание №1: «Российские  и зарубежные кодексы этики журналиста» 3

Задание №2: Нарушение профессиональной этики в современных российских СМИ» 6

Задание №3: Саморегулирование  журналистики. Медиакритика 11

Приложения 1 14

Приложение 2 19

Приложение 3 22

 

Задание №1: «Российские и зарубежные кодексы  профессиональной этики журналиста».

 

«Идеальный» кодекс профессиональной этики российского  журналиста.

1. В профессиональных  вопросах журналист должен руководствоваться  только мнением своих коллег, не поддаваясь никаким попыткам  давления со стороны политических  и иных кругов, напротив, он должен  участвовать в контроле над  правительством и другими институтами  общественной жизни.

2. Журналист обязан  поддерживать высокий уровень  квалификации, руководствоваться высокими  этическими стандартами, своим  образом жизни и деятельностью  укреплять доверие общества к  СМИ.

Журналист обязан следить  за культурой речи и поведения.

3. Журналист обязан  публиковать только ту информацию, чье происхождение, достоверность  и точность были им проверены,  и в кратчайшие сроки исправлять любую информацию, которая окажется недостоверной.

Журналист не должен допускать влияния рекламных  и других коммерческих интересов  на свободу информации, превращать свою профессию в инструмент получения  неправомерной финансовой выгоды или  других преимуществ.

4. Журналист вправе  придерживаться определенной позиции,  но он обязан четко разграничивать  факты и мнения, новости и комментарии.

5. Заголовки газетных  статей, теле- и радиопередач должны  быть полностью оправданы их  содержанием.

6. Журналист не  должен замалчивать важную, представляющую  общественный интерес информацию  или ее подробности, невзирая  на то, какие последствия это  может иметь лично для него. Если журналиста не допускают к той или иной общественно значимой информации, он обязан сообщить об этом публике.

7. Журналист не  должен выдавать себя за другое  лицо и прибегать к другим  обманным методам для получения  информации, кроме случаев, когда  это необходимо для защиты  общественной безопасности или  здоровья людей.

8. На журналисте  лежит моральный долг хранить  профессиональную тайну в отношении  конфиденциального источника информации. Журналист не обязан раскрывать  источник своей информации, кроме  тех случаев, когда это необходимо  для защиты общественной безопасности  или здоровья людей.

9. Журналист обязан  проявлять осторожность и деликатность  при освещении любых уголовных  и трагических событий. Он должен  стараться не навредить жизни  людей и их моральному здоровью. Он не должен называть имена  подозреваемых и их родственников,  а также публиковать материалы,  позволяющие их идентифицировать.

Журналист обязан защищать права несовершеннолетних и заручиться согласием родителей или опекунов, прежде чем фотографировать несовершеннолетних или брать у них интервью. Тоже относится и к людям с ограниченными  способностями.

Журналист не должен создавать или обрабатывать информацию, ставящие под угрозу права и свободы  человека. Он не должен допускать высказываний, содержащих проявления ненависти или  призывы к дискриминации по любым  основаниям (по признаку национальной принадлежности, вероисповедания, пола, общественного положения, языка, политических взглядов и т.д.). Журналист должен противодействовать экстремизму и  ограничению гражданских прав по любым признакам.

10. Журналист не  должен сочетать свою профессию  с профессией специалиста по  рекламе, PR, работника пресс-служб  государственных учреждений и   политических  партий, дабы не  провоцировать «конфликт интересов».

11. Журналист обязан  соблюдать нормы законодательства  об авторском праве.

12. Журналист должен  отказаться от задания, если  выполнение его не согласуется  с кодексом или противоречит  личными моральными и этическими  принципами журналиста.

Журналист должен помнить, что несет персональную ответственность за подготовленные им материалы. Он не вправе перекладывать  ее на плечи руководства, оправдывая себя тем, что он всего лишь исполняет  приказы.

Реализация  настоящего кодекса зависит от осознания  того, что содержащиеся в нем принципы основываются на доверии к сознательности журналистов.

 

      В  ходе работы использовались «Этический  кодекс Союза печати Либерии», «Этический кодекс гвинейского  журналиста», «Хартия чадских  журналистов», «Кодекс журналистской  этики Эстонии», «Кодекс   поведения   журналиста»  (Кипр), «Кодекс профессиональной  этики российского журналиста»  (1994 г.) (см. Приложение 1, с.).

 

 

 

 

 

Задание №2: Нарушение профессиональной этики  в современных российских СМИ».

  1. Общественно-политическое издание: газета «Аргументы и факты», № 17 (1590), 27 апреля – 3 мая 2011 г.

Во-первых, в данном номере издания встретились «заказные» материалы:

а). Таковой является публикация «Банк на все случаи жизни», в которой представители банка  отвечают на вопросы читателей. Во-первых, уже сам заголовок материала  говорит о «джинсовом» характере  материала. Во-вторых, сам материал явно является рекламой банка, в нём  подробно рассказывается о типах  и условиях вкладов и кредитов, и о различных преимуществах  Банка Москвы, таких, как Web-банкинг, например. Пометка «Реклама» или «На правах рекламы отсутствует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б). Таков же и  следующий материал «Ипотека от УРАЛСИБА. «Наши условия доступны» (отметим заголовок как явно рекламный). В публикации рассказывается о сроках и ставках ипотечного кредитования, новинках в этой области в банке УРАЛСИБ. Пометка «Реклама» или «На правах рекламы отсутствует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во-вторых, в номере встретились и нарушения журналистской  этики в области языка и  стиля. В заметке «Бабушке – условный срок», комментирующей такое страшное событие, как убийство внука бабушкой, журналист позволяет себе ироничный (если не саркастический) тон: «Юбилей  бабушка встретит на свободе… и  без опостылевшего внука».

 

2. «Жёлтая» пресса: «Жёлтая газета», № 18, май 2011 г.

a). В публикации «Бородина нашла   любовника» явно имеется такое нарушение журналистской этики, как вмешательство в личную жизнь героев публикации: обсуждаются отношения К. Бородиной и Олега Задеры, тем более что «Сама Ксения Бородина, когда мы задали ей вопрос в лоб о новом кавалере, разгневалась: Это моя личная жизнь! И вас она не касается!».

Ещё во многих материалах газеты встречается данное нарушение  журналистской этики, и приводить  их все не имеет смысла.

б). Второй наиболее распространённый тип нарушений этики журналиста в «Жёлтой газете» - соответствие заголовка тексту. В таких публикациях, как «Марику раздели в Калифорнии» (на самом деле речь идёт о краже в аэропорту) или «Линдсей Лохан идёт в рабство» (о встулении актрисы в ряды сайентологов): заголовки явно не соответствуют тексту публикаций и служат для привлечения внимания читателей.

 

  1. Женское издание: журнал «Cosmopolitan», май 2011 г.

Из нарушений  журналистской этики в журнале  встретились только материалы рекламного характера (и в больших количествах), в основном в разделе «Мода & Красота». Пометки «Реклама» или  «На правах рекламы» в таких материалах отсутствуют. Приведём ниже несколько  примеров.

а). В материале  beauty выбор дается обзор косметических средств, причём критики в адрес ни одного средства не наблюдается, отзывы исключительно положительные (что повторяется из номера в номер).

 

 

 

 

    

 

 

 

 

б). в материале beauty lab идентичная ситуация, только описывается одно косметическое средство (новинка), что делает материал ещё более «джинсовым».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 3: Саморегулирование журналистики. Медиакритика.

 

  1. В качестве первой публикации для анализа был выбран материал  телекритика Славы Тарощиной «Имитация дозаправки» (см. Приложение 2, с. 19).

Объектом критики  в данной публикации выступает деятельность ТВ, а предметом – освещение  телевидением праздника Великой  Победы (9 мая) и его «репертуар»  в этот день («Не удалось увидеть  ни одной программы, осененной конкретной датой, а не праздником вообще. Даже концерты, и те шли в повторах»). Автор пишет о том, что «праздник  Великой Победы, приватизированный  властью через ТВ, окончательно выродился  в пародию на первоисточник», в  его имитацию, и конкретно в 2011 году даже имитация получилась «вялой, отдающей унылой обязаловкой».

Данная публикация относится к аналитическим жанрам журналистики, а именно представляет собой, несмотря на небольшой объём, статью (проблемную). Во-первых, материал можно чётко разделить на три  части: вступление, основная часть, заключение, – причём основная часть иллюстрируется примерами и фактами. Во-вторых, в  публикации описывается проблемная ситуация, а также выясняются причины  её возникновения («Ветераны стремительно убывают, а вместе с ними убывает  интерес общества под руководством ТВ к единственному празднику, способному сплотить нацию»).

Если говорить о  стиле публикации, то я бы не отнесла  его к объективному. Во-первых, материал написан от первого лица («Мне могут  возразить…», «Мы-то в отличие от Верницкого все это сами наблюдали»).Во-вторых, тон автора местами ироничный, если не сказать саркастический: «…выездная студия Первого разместилась на крыше  отеля «Ритц Карлтон». Трудно сказать, зачем этим людям понадобилось взмывать на тридцатипятиметровую высоту. Вряд ли для того, чтобы увидеть нечто  новое по обе стороны Кремля. Они ведь и на верхотуре занимаются тем же, что и на земле, то есть зефирными голосами вместе с Кобзоном поют старые песни о главном»; «Только на ближних подступах к трибунам премьер пропустил вперед президента, и тут уж высочайшие лица расцветились улыбками»; «… даже дефиле почетного гостя Анны Чапман в красных шпильках по брусчатке Красной площади уже не вызовет брожения в умах наших современников», и т.д. Таким образом, стиль публикации можно с уверенностью назвать субъективным.

Что касается авторской  позиции, то благодаря стилю написания  она просматривается очень чётко. Несомненно, что автор, как и многие из нас, привыкла к тому, что «9 Мая  стало днем государственного лицемерия». И поводом к написанию материала  стало то, как пишет Тарощина, что «градус цинизма, который  явили нынешние торжества, превышает  допустимые санитарные нормы». Особенно авторское отношение к вопросу  освещения ТВ праздника Великой  Победы передают часто встречающиеся  в тексте слова «шелуха», «мишура», «нафталиновое царство секонд-хенда».

Никаких прямых рекомендаций по улучшению деятельности ТВ касательно обсуждаемого в материале вопроса  автор не даёт. Наверное, этот вопрос уже не столько касается профессионализма, сколько лежит в плоскости  морали, нравственности и духовности.

  1. В качестве второй публикации для анализа был выбран материал Юрия Богомолова «Плюемся, но смотрим» (см. Приложение 3, с. 22).

Объектом критики  в данной публикации выступает деятельность ТВ, а предметом – качество телепередач  и в целом деятельность и «имидж»  отдельных телеканалов.

Данная публикация является, как мне кажется, обзором, поскольку тема одна (предмет критики), а телеканалы разные. Причём автор  использует очень интересный приём: свой обзор телеканалов он соотносит  со словами пародии на песню Юрия Антонова из новогоднего «Оливье-шоу», и представлено это в качестве комментариев к определённым строкам  песни, с которым Юрий Богомолов соглашается или не соглашается. В целом, материал делится на три части: вступление, основная часть (которая в свою очередь распадается на две: «ТВ. Опыт самокритики» и «О чувстве реальности»), и заключение.

Стиль данной публикации, несомненно, является субъективным. Материал написан от первого лица: используются личное местоимение «я» и определённо-личные предложения («…я, как телекритик…», «Что мне было милей», «Цитирую…»). Кроме того,  автор использует средства экспрессивно синтаксиса, такие, например, как вопросно-ответное построение диалогической речи («Что мне было милей? Что можно было смотреть без  отвращения? Все ту же «Культуру», недавно  народившийся телеканал «Дождь»...»), подхват («Там, правда, случился казус. Вернее два казуса»), что так же говорит о субъективности стиля  изложения.

Авторская позиция  в публикации чёткая и ясная: телекритик прямо говорит о своей нелюбви  к центральным каналам с их «витринами зеркальными, с гирляндами огней», пафосом (в том числе и  патриотическим, о чём говорится  в части «О чувстве реальности») и амбициями, и том, что предпочитает такие телеканалы как «Культура», «Дождь», который можно видеть в  основном по Интернету и т.п. В  целом, как цитирует Богомолов Юрия Антонова, ему милей «не шумные, Милей одноэтажные, От их названий ласковых Становится светлей».

Никаких особых рекомендаций по улучшению деятельности центральных  каналов Юрий Богомолов не даёт; исключение составляет, наверное, освещения  спортивных событий: «Уж сколько  раз твердили миру, и сколько было тому подтверждений, что в спорте сегодня - мы, а завтра - они. Поэтому  грузить хоккей или футбол идеологическими  концепциями и геополитическими амбициями - накладно и связано с  большими рисками».

Информация о работе Профессиональная этика журналиста