Пресса современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Изучение печатных СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; печатные СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; в России газеты и журналы становятся мощным смыслопроизводящим институтом, формирующим плюрализм знаний и взглядов людей на мир; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации российского общества в конце прошлого столетия печатные СМИ становятся важным актором в процессе реформирования других социальных институтов, формирования новых демократических, экономических и межгрупповых отношений; принципиально новым в развитии СМИ становится нелинейность процессов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТиПМИ.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Введение

       Печатные  СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как  правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей.

       Изучение  печатных СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали  частью повседневной жизни миллионов  россиян, определяя их взгляды и  мнения; печатные СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; в России газеты и журналы становятся мощным смыслопроизводящим институтом, формирующим плюрализм знаний и взглядов людей на мир; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации российского общества в конце прошлого столетия печатные СМИ становятся важным актором в процессе реформирования других социальных институтов, формирования новых демократических, экономических и межгрупповых отношений; принципиально новым в развитии СМИ становится нелинейность процессов.

        В результате достижений информационных технологий традиционные СМИ трансформировались, и их функциональный и культурологический аспекты претерпели значительные изменения[1, 17].

       Особый  интерес представляют те изменения, которые коснулись печатных СМИ, в частности, газетных изданий, так  как газеты, будучи старейшим видом  СМИ, долгое время сохраняли свой традиционный облик. Именно поэтому чрезвычайный интерес представляет то, в каком состоянии газеты пребывают в настоящий момент, какую роль они играют в культуре современного общества.

       Интернет  привнес в тексты массовой информации те отличительные особенности, благодаря которым современное печатное слово стало мультимедийным. Печатный текст перестал развиваться линейно и однонаправлено, он стал многоуровневым и объемным, обладающим многочисленными связями. Так, из любой точки гипертекста стало возможным путешествие по сети Интернета в любом направлении.

       Многие  исследователи сравнивают средства массовой информации, как в высшей степени динамичную структуру, с  зеркалом, которое отражает языковые и культурные процессы, происходящие в современном обществе. Однако в  последнее время эта метафора не вполне отражает роль СМИ в современной жизни. Исследователи считают, что масс медиа не просто отражают, но реконструируют события, влияя на культуру общества и формируя систему ценностей современного человека.

       Говоря  о степени изученности вопроса, следует отметить, что исследование газет всегда находилось на стыке интересов лингвистов, филологов, культурологов, журналистов, психологов, социологов и медиадизайнеров, что свидетельствует о междисциплинарном характере исследования. Такой подход способствовал возникновению ряда новых дисциплин, таких, как коммуникативистика, лингвокультурология и критическая лингвистика. Современная газета - это не просто текст, а совершенно особая медиасреда, а в своем электронном варианте - мультимедийная среда[2,45].

       Объект  настоящего изучения настолько интересен, что огромное количество как зарубежных, так и отечественных исследователей уделяют ему пристальное внимание. Перечислим имена тех ученых, которые  внесли значимый вклад в изучаемый предмет. Проблемами СМИ занимались такие известные ученые, как В. Г. Костомаров, Д. Н. Шмелев, О. А. Лаптева, А. Бэлл, Т. В. Дейк, М. Монтгомери, Т. Г. Добросклонская, С. Г. Тер-Минасова, Л. М. Землянова, М. М. Назаров, Е. Л. Вартанова, И. С. Мелюхин, Р. Харрис. Неоценимый вклад в изучение газетных СМИ вносят специалисты по современной журналистике, такие как Е. П. Прохоров, С. М. Гуревич, С. А. Михайлов, И. И. Засурский и Я. Н. Засурский.

       Цель  данной курсовой работы состоит в  том, чтобы изучить прессу современной  России.

       Для достижения поставленной цели были выдвинуты  следующие задачи:

  1. Рассмотреть характеристику печатных СМИ в современной структуре российского общества.
  2. Проанализировать рынок рекламных изданий России.

       Таким образом, объектом настоящей работы являются печатные СМИ России. Предмет исследования – становление и развитие печатных СМИ в наше время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Характеристика печатных СМИ в современной структуре российского общества

    1. Становление современной отечественной системы печати и типологических характеристик изданий

       Типологическая  палитра средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие  достаточно основательно. Это объясняется  влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре  российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире.

       Распадается административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций).

       Ставшие независимыми издания, ранее входившие  в структуру центральной прессы, такие, как «Труд», «Комсомольская правда», «Известия», распространяются по всей территории России, но тиражами, во много раз меньшими, чем в начале 90-х гг. Тип центральной газеты трансформировался, утратив директивность. Получившие независимость газеты недолго оставались в руках журналистских коллективов и скоро в большинстве своем стали добычей банков и корпораций. На смену партийной прессе пришли коммерческие издания, принадлежащие различного рода холдингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело к появлению новых типов и видов изданий[3, 108].

       Сейчас  Россия переживает бум финансовых газет, и некоторые из них по своему уровню приближаются к элитарным изданиям, выпускающимся на Западе. Первой попыталась занять нишу элитарной прессы газета «Коммерсантъ», но она не сумела объединить вокруг себя читателей из кругов финансовой элиты и стала газетой более массовой, рассчитанной, в том числе и на тех, кто просто интересуется финансовыми вопросами.

       И этим подтверждается, что типология  российской прессы, в первую очередь  газеты, развивается примерно в том  же направлении, что и в международной  практике, сказываются изменения, которые происходят в мире и в России. Это отнюдь не означает, что российская пресса унифицируется под западные модели, но и не свидетельствует об антагонистическом противопоставлении основных типологических структур СМИ России и развитых стран Запада. За последние десять лет резко вырос информационный компонент российских СМИ, но важнейшей частью нашей журналистики остаются аналитика, интерпретация событий и публицистика.

       В мире нашей прессы, в ее типологии  наряду с некоторым увеличением числа качественных изданий наблюдается процесс бульваризации, «пожелтения» многих газет, даже таких, как «Комсомольская правда» и «Известия». Бульварной в полном смысле этого слова ежедневной газеты нет, зато существует множество бульварных еженедельников весьма примитивного уровня типа «Мегаполис Экспресс».

       Особое  место занимают издания, объединяющие в себе несколько типов: газеты, включающие как серьезные информационные и  аналитические блоки, так и разделы, граничащие с бульварщиной, рассчитанные на широкие массы читателей, позволяющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать рекламу и широкий набор рекламодателей. К типу таких газет можно отнести «Московский комсомолец», который сегодня пользуется вниманием самой большой читательской аудитории в Москве и Московской области. Реклама стала настолько важным действующим фактором в мире российских СМИ, что способствовала появлению нового вида бесплатных газет, в свою очередь распадающихся по крайней мере на два типа - чисто рекламные, как «Экстра-M» и «Центр-Плюс», и информационно-рекламные, как «Метро».

       Изменения типологических характеристик нашей  прессы в целом позволяют сформулировать некоторые общие положения. Исчезла  партийная пресса, появились независимые  коммерческие издания, газеты мнений, элитарные газеты и массовые издания бульварного типа, которые часто относят к «желтой» журналистике, а также электронные газеты и электронные версии газет в Интернете[10].

       Сейчас  в прессе практически нет вертикальных структур, и новые типологические характеристики теперь связаны с ее горизонтальным разделением.

       Географический  принцип типологии - общероссийская, центральная или национальная, региональная пресса и пресса местная. Каждое издание  функционирует в рамках своего региона, взаимодействуя с другими принадлежащими, например, тому же холдингу и той же компании изданиями, но в плане не столько политической, сколько экономической вертикали.

       На  состояние современной типологии  прессы оказали влияние экономические  трудности. Разрушение системы городской доставки и распространения печати практически убило вечернюю прессу. Газеты, которые носят название «вечерних», распространяются в основном в розницу и издаются в течение дня.

       Типологические  изменения в нашей журналистике накладываются на изменяющийся информационный ландшафт российской прессы. И здесь можно назвать много факторов.

       В первую очередь, конечно, фактор политический. До сих пор Россия расколота на разные политические кланы, что в  значительной степени сказывается  на содержании российской прессы и ее информационной политике. Нигде в мире нет столь политизированной и конфронтационной прессы, как в Москве. Зарубежные исследователи также обращают внимание на суперполитизацию нашей прессы, находящейся под воздействием активного противоборства коррумпированных экономических группировок, проявляющих себя пока больше в сфере политики, чем экономики. Это так называемые олигархи, которым принадлежат российские, московские газеты, журналы, телеканалы[6, 165].

       Важным  фактором, определяющим специфику информационной структуры, является экономическая ситуация в стране. По-прежнему рыночная экономика недостаточно развивается в сфере средств массовой информации. Практически не действуют антимонопольные законы; нет того, что называется добросовестной конкуренцией. Монополизм, в разной форме сохранившийся и в распространении прессы, и в полиграфической сфере, и в бумажном производстве, снижает возможность, а практически делает нереальным издание рентабельной серьезной газеты. Большинство изданий живет за счет дополнительных спонсорских денег, получаемых от их владельцев, поэтому тираж и популярность газет на информационном рынке не так важны, как успех в контактах с владельцами. Эта искаженная экономическая ситуация не способствует развитию журналистики и облегчает ее использование в интересах экономических группировок, основными из которых являются крупные корпорации, банки, с одной стороны, и государство - с другой. При этом государство действует на общефедеральном уровне как регулятор деятельности и владелец средств массовой информации, а на местном уровне его влияние осуществляется через местные власти - губернаторов, мэров городов и т.д. Все это препятствует выработке той объективности, которая необходима прессе, чтобы пользоваться доверием своих читателей, слушателей, зрителей.

       Сказываются и недостатки наших правовых документов, касающихся средств массовой информации. В закон о СМИ включено много  интересных и полезных положений, но в нем не прописаны отношения  журналистов с собственниками. Проблема права собственности СМИ остается невыделенной из других сфер экономики и политики. К СМИ применяются те же законы, что и к продукции пищевой, легкой или тяжелой промышленности. Между тем информационный продукт имеет принципиальное отличие. И в данном случае владелец не может не нести ответственности за соблюдение интересов общества, всех слоев населения. Наше законодательство достаточно четко очерчивает права журналиста, главного редактора, но не определяет места владельца издания в структуре средств массовой информации.

Информация о работе Пресса современной России