Подразделение тропов на виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:39, реферат

Описание работы

Основной целью этой работы является рассмотрение и анализ проблемы понимания текста и подтекста. В задачи входит:
- исследование подтекста в рекламе и использование его для манипуляций,
- исследование подтекста в художественной литературе,
- выявление основных принципов использования скрытого смысла в тексте

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 53.66 Кб (Скачать)

    Основными средствами  создания образов традиционно  считаются тропы, объединяемые  в стилистике понятием "средства  образности". Как известно, в художественном  тексте не только троп, но и  стилистически-ейтральное слово может под воздействием контекста стать источником образного смысла. В этом отношении категория образа шире категории тропа, и их отождествление, на наш взгляд, не правомерно. Однако, в силу своей функциональной      заданности    -    давать   образное     представление предмета или явления, - тропы приобретают первостепенное значение при изучении средств создания образности. К тому же из всего объема разноуровневых средств представления скрытых смыслов, имеющих как синтагматическую, так и парадигматическую основу, тропы относятся к наиболее индивидуальным элементам стиля писателя и являются особо “чувственными” компонентами текста. В этой связи тропам уделено в работе особое  как образным средствам, изучение которых непосредственно в плане функционирования в художественном тексте способствует решению проблемы языкового воплощения авторской точки зрения. Способность тропов (за исключением сугубо "орнаментальных") быть источником скрытых смыслов коренится в их природе – как образований, совмещающих несколько синтаксических планов в единице. Вследствие этого высокий уровень текста характеризует, как правило, "сильные", или идейные ,тексты, отличающиеся большой значимостью скрытых смыслов в общей смысловой структуре текста. Отношение между образом и тропом представлено в современной лингвистике неоднозначно, что связано, как правило, с различным пониманием образа.

        Тропы и их функциональная значимость в художественном тексте

   Будучи одним из наиболее древних в филологии, учение о тропах является полностью и основательно разработанным учением, основа которого была заложена Аристотелем в его "Поэтике" Общее понимание и характеристика тропов едва ли претерпела со времен античности значительные изменения. Так, по Квинтиллиану, троп есть "такое изменение собственного значения слова, или словесного оборота, в другое, при котором получается обогащение значения" (Античные теории 1990). То, что Квинтиллиан называет "обогащением значения". На мой взгляд, главной особенностью тропа является , обуславливающее функционирование в тексте как средства выражения скрытых смыслов.

                                   

 

                                    Подразделение тропов на виды.

 

 

 Функционирование тропов  в художественном тексте как  средство выражения скрытых смыслов  отличается различной степенью  скрытости, или глубины, выражаемого  ими смысла. В этой связи я   подразделяю тропы на два типа.

 

  1. Прозрачные (в смысловом отношении). Отличительной особенностью  этих тропов является то, что смысл выражаемый ими, лежит на поверхности текста, прозрачен и не требует особых усилий для своей экспликации. К ним относится,прежде всего, "орнаментальная метафора". Последняя отличается более полным и подробным описанием внешних характеристик объекта, нежели его сущности. Ее цель – скорее создание визуального образа, чем сущностная характеризация обозначаемого. Традиционная синекдоха как обозначение целого его частью (например, человека через детали одежды или части тела), связана чаще всего с выражением дополнительного смысла эмоционального характера, или, иными словами, с выражением авторского отношения к описываемому объекту. Названные виды тропов не отличаются креативным характером и не требуют творческого восприятия и особых усилий со стороны читателя в экспликации выражаемого ими смысла. К данной категории тропов относятся также "стершиеся" и "формальные" метафоры и метонимии (если, однако, поэтический контекст не "оживляет" их образность и не придает им новые смысловые оттенки).

 

    2) "Импликативные"  или "креативные" тропы21, связанные с выражением скрытых смыслов "глубинного" характера, т.е. рожденных совокупностью парадигматических связей и отношений. Этот тип тропов отличается от первого своим креативным характером, тесной взаимосвязью с контекстом и активизацией читательской рефлексии. Среди тропов данного типа нами различаются тропы, связанные с микроконтестом, во взаимосвязи с которым формируются их смыслы, и "макроконтекстуальные" тропы, связь которых с текстом носит более сложный характер. Их смысл не раскрывается непосредственным контекстуальным окружением, а должен быть расшифрован читателем, исходя из целого произведения, его тональности, а также     знания     совокупной    образной     системы     автора.    К "макроконтекстуальным" тропам относятся прежде всего тематическая метафора и символ.

    "Креативные"    тропы    демонстрируют    неразрывную     связь   с художественным текстом как  целым: они способствуют созданию  этого целого и раскрывают  в нем свою креативность. Этот  тип тропов в значительной  степени определяет, наряду с  другими элементами содержательной  формы, программу смыслообразования и, следовательно, заслуживает особого внимания толкователя.

      Среди "креативных", или импликативных, тропов в  отдельную группу выделяются  так называемые односмысловые тропы, реализующие явление смыслового повтора как ведущего принципа текстопостроения "сильных", идейных текстов. Односмысловые тропы могут быть выражены как одинаковым, так и различным набором лексических средств. В первом случае мы имеем дело с тождественными образами, во втором – с синонимичными.

Использование автором тождественных  образов для характеристики различных  объектов или явлений действительности позволяет передать читателю их сущностное, глубинное родство, провести смысловые  параллели

между отдельными персонажами, что не может быть выражено прямо  в силу скрытого характера самого описываемого явления.

 

Выводы  по данному разделу:

 

1)Словесный художественный образ есть знак иконического типа,  основанный на сходстве означающего и означаемого и представляющий собой сложное образование – единство смысла (выразительной стороны образа), формы его представления (внутренней формы, или изображения) и знака (тропа или стилистически нейтрального слова, приобретающего образный смысл в поэтическом контексте).

 

  2) В художественном произведении выделяются: совокупный символический образ всего произведения как концентрированное выражение его идеи, тождественный понятию стиля произведения, единичный, или живописный, образ как структурный микроэлемент текста и образы действующих лиц, создаваемые на основе как прямого, так и образного описания.

 

   3) Функционирование образа в поэтическом тексте связано, как правило, с порождением дополнительного, скрытого за опосредованной формой выражения смысла, который может быть "статичным", то есть привязанным к определенному текстовому отрезку и являться результатом  двойственной направленности образа в окружающем его контексте, и "динамичным", то есть рождаемым в "динамике", или взаимодействии, смежных образов как результат осмысления их связей и отношений.

 

  4) Смысловая емкость образа обуславливает функционирование его в художественном тексте в качестве смыслового узла, или конденсатора смысла, что дает основание считать художественный образ центральной смысловой категорией текста.

 

      5) Центральным  средством создания образности  традиционно считаются

тропы. В связи с этим высокая тропеичность признается показателем идейно

"сильных" текстов,  где образ становится одним  из главных средств  представления скрытых смыслов.

 

  6)Проводимое противопоставление  тропов как единичных языковых  образований не носит абсолютного  характера и тем более нарушается  в

художественном тексте, обуславливающем их функциональное уподобление

друг другу.

 

7) В зависимости от  глубины скрытых смыслов, порождаемых  функционированием тропов в тексте, последние подразделяются на  две

группы: "прозрачные" и "импликативные" ("креативные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

    В моей работе  было рассмотрено формирование текста и подтекста на отдельных уровнях структуры художественного и рекламного текста. Впервые подтекст исследуется в качестве переходного звена между содержанием и смыслом, описываются механизмы, позволяющие элементам художественного текста, оставаясь носителями содержания, служить основой смыслопорождения.

Анализ словоупотребления  в том или ином произведении и  соотнесение видоизменений на различных  уровнях текста с вариантами использования  той же языковой единицы в литературном языке показывают, что формирование подтекста является следствием трансформации  любой языковой нормы.

Вследствие этого появляются многоплановость и семантическая  перспектива

текста, что приводит к  формированию подтекста. Обнаружение подтекста в свою очередь «запускает» процесс смыслопорождения, то есть подтекст - это основа, способствующая возникновению смысла (ментального образования) в сознании реципиента. Исследуя особенности возникновения подтекста как следствия диалогичности слова, а также проследив, каким образом формируется подтекст в рамках эпического диалога, мы пришли к следующим выводам.

Внутренняя диалогичность  слова закреплена в его многозначности. Если одновременно в одном контексте оказываются востребованными разные значения одного понятия, то следствием этого становится возникновение подтекста. Иными словами, диалогичность слова в художественном тексте - основа формирования многозначного понятия.

Окружающий контекст может  поддерживать эту диалогичность, а  также способствовать формированию дополнительных значений слова. А это и есть условия для формирования подтекста. Поэтому подтекст можно рассматривать как следствие диалогичности слова в художественном тексте.

 

 

1 Гальперин И.Р. Грамматические категории текста. Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1977

. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. АН СССР, Ин-т языкознания. М., "Наука", 1981

2 Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М., Изд. МГУ, 1976.

3 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования., Ин-т языкознания. М., "Наука", 1981

4 Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения как сложное перцептивно-мыслительно-мнемическая восприятие речевого сообщения

5 Левченко Е.В., Ширинкина Л.В. Восприятие текста как психологическая проблема Стереотипность и творчество в тексте

6 Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 2005.

7 Полани М. Личностное знание. М., 1985.

8 Леонтьев А.Н. Восприятие текста как психологический процесс Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия

9 Старовойтенко Е.Б. Современная психология. М., 2001.

10 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Ис-во, 1986. – 445с

 

11 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Ис-во, 1970. –

   384 с.

12 Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы. Контекст – 1989. – М.: Правда ,

    1989.

13 Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике, вып.

     VIII. Лингвистика текста. – М.: Прогресс, 1978. С. 442-449.


Информация о работе Подразделение тропов на виды