Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:39, реферат
Основной целью этой работы является рассмотрение и анализ проблемы понимания текста и подтекста. В задачи входит:
- исследование подтекста в рекламе и использование его для манипуляций,
- исследование подтекста в художественной литературе,
- выявление основных принципов использования скрытого смысла в тексте
Основными средствами создания образов традиционно считаются тропы, объединяемые в стилистике понятием "средства образности". Как известно, в художественном тексте не только троп, но и стилистически-ейтральное слово может под воздействием контекста стать источником образного смысла. В этом отношении категория образа шире категории тропа, и их отождествление, на наш взгляд, не правомерно. Однако, в силу своей функциональной заданности - давать образное представление предмета или явления, - тропы приобретают первостепенное значение при изучении средств создания образности. К тому же из всего объема разноуровневых средств представления скрытых смыслов, имеющих как синтагматическую, так и парадигматическую основу, тропы относятся к наиболее индивидуальным элементам стиля писателя и являются особо “чувственными” компонентами текста. В этой связи тропам уделено в работе особое как образным средствам, изучение которых непосредственно в плане функционирования в художественном тексте способствует решению проблемы языкового воплощения авторской точки зрения. Способность тропов (за исключением сугубо "орнаментальных") быть источником скрытых смыслов коренится в их природе – как образований, совмещающих несколько синтаксических планов в единице. Вследствие этого высокий уровень текста характеризует, как правило, "сильные", или идейные ,тексты, отличающиеся большой значимостью скрытых смыслов в общей смысловой структуре текста. Отношение между образом и тропом представлено в современной лингвистике неоднозначно, что связано, как правило, с различным пониманием образа.
Тропы и их функциональная значимость в художественном тексте
Будучи одним из наиболее древних в филологии, учение о тропах является полностью и основательно разработанным учением, основа которого была заложена Аристотелем в его "Поэтике" Общее понимание и характеристика тропов едва ли претерпела со времен античности значительные изменения. Так, по Квинтиллиану, троп есть "такое изменение собственного значения слова, или словесного оборота, в другое, при котором получается обогащение значения" (Античные теории 1990). То, что Квинтиллиан называет "обогащением значения". На мой взгляд, главной особенностью тропа является , обуславливающее функционирование в тексте как средства выражения скрытых смыслов.
Подразделение тропов на виды.
Функционирование тропов
в художественном тексте как
средство выражения скрытых
2) "Импликативные" или "креативные" тропы21, связанные с выражением скрытых смыслов "глубинного" характера, т.е. рожденных совокупностью парадигматических связей и отношений. Этот тип тропов отличается от первого своим креативным характером, тесной взаимосвязью с контекстом и активизацией читательской рефлексии. Среди тропов данного типа нами различаются тропы, связанные с микроконтестом, во взаимосвязи с которым формируются их смыслы, и "макроконтекстуальные" тропы, связь которых с текстом носит более сложный характер. Их смысл не раскрывается непосредственным контекстуальным окружением, а должен быть расшифрован читателем, исходя из целого произведения, его тональности, а также знания совокупной образной системы автора. К "макроконтекстуальным" тропам относятся прежде всего тематическая метафора и символ.
"Креативные"
тропы демонстрируют
неразрывную связь
с художественным текстом как
целым: они способствуют
Среди "креативных", или импликативных, тропов в отдельную группу выделяются так называемые односмысловые тропы, реализующие явление смыслового повтора как ведущего принципа текстопостроения "сильных", идейных текстов. Односмысловые тропы могут быть выражены как одинаковым, так и различным набором лексических средств. В первом случае мы имеем дело с тождественными образами, во втором – с синонимичными.
Использование автором тождественных образов для характеристики различных объектов или явлений действительности позволяет передать читателю их сущностное, глубинное родство, провести смысловые параллели
между отдельными персонажами, что не может быть выражено прямо в силу скрытого характера самого описываемого явления.
Выводы по данному разделу:
1)Словесный художественный образ есть знак иконического типа, основанный на сходстве означающего и означаемого и представляющий собой сложное образование – единство смысла (выразительной стороны образа), формы его представления (внутренней формы, или изображения) и знака (тропа или стилистически нейтрального слова, приобретающего образный смысл в поэтическом контексте).
2) В художественном произведении выделяются: совокупный символический образ всего произведения как концентрированное выражение его идеи, тождественный понятию стиля произведения, единичный, или живописный, образ как структурный микроэлемент текста и образы действующих лиц, создаваемые на основе как прямого, так и образного описания.
3) Функционирование образа в поэтическом тексте связано, как правило, с порождением дополнительного, скрытого за опосредованной формой выражения смысла, который может быть "статичным", то есть привязанным к определенному текстовому отрезку и являться результатом двойственной направленности образа в окружающем его контексте, и "динамичным", то есть рождаемым в "динамике", или взаимодействии, смежных образов как результат осмысления их связей и отношений.
4) Смысловая емкость образа обуславливает функционирование его в художественном тексте в качестве смыслового узла, или конденсатора смысла, что дает основание считать художественный образ центральной смысловой категорией текста.
5) Центральным средством создания образности традиционно считаются
тропы. В связи с этим высокая тропеичность признается показателем идейно
"сильных" текстов, где образ становится одним из главных средств представления скрытых смыслов.
6)Проводимое
художественном тексте, обуславливающем их функциональное уподобление
друг другу.
7) В зависимости от
глубины скрытых смыслов,
группы: "прозрачные" и "импликативные" ("креативные).
Заключение:
В моей работе было рассмотрено формирование текста и подтекста на отдельных уровнях структуры художественного и рекламного текста. Впервые подтекст исследуется в качестве переходного звена между содержанием и смыслом, описываются механизмы, позволяющие элементам художественного текста, оставаясь носителями содержания, служить основой смыслопорождения.
Анализ словоупотребления в том или ином произведении и соотнесение видоизменений на различных уровнях текста с вариантами использования той же языковой единицы в литературном языке показывают, что формирование подтекста является следствием трансформации любой языковой нормы.
Вследствие этого появляются
многоплановость и
текста, что приводит к формированию подтекста. Обнаружение подтекста в свою очередь «запускает» процесс смыслопорождения, то есть подтекст - это основа, способствующая возникновению смысла (ментального образования) в сознании реципиента. Исследуя особенности возникновения подтекста как следствия диалогичности слова, а также проследив, каким образом формируется подтекст в рамках эпического диалога, мы пришли к следующим выводам.
Внутренняя диалогичность слова закреплена в его многозначности. Если одновременно в одном контексте оказываются востребованными разные значения одного понятия, то следствием этого становится возникновение подтекста. Иными словами, диалогичность слова в художественном тексте - основа формирования многозначного понятия.
Окружающий контекст может поддерживать эту диалогичность, а также способствовать формированию дополнительных значений слова. А это и есть условия для формирования подтекста. Поэтому подтекст можно рассматривать как следствие диалогичности слова в художественном тексте.
1 Гальперин И.Р. Грамматические категории текста. Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1977
. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. АН СССР, Ин-т языкознания. М., "Наука", 1981
2 Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М., Изд. МГУ, 1976.
3 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования., Ин-т языкознания. М., "Наука", 1981
4
Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого
сообщения как сложное перцептивно-мыслительно-
5 Левченко Е.В., Ширинкина Л.В. Восприятие текста как психологическая проблема Стереотипность и творчество в тексте
6 Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 2005.
7 Полани М. Личностное знание. М., 1985.
8 Леонтьев А.Н. Восприятие текста как психологический процесс Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия
9 Старовойтенко Е.Б. Современная психология. М., 2001.
10 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Ис-во, 1986. – 445с
11 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Ис-во, 1970. –
384 с.
12 Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы. Контекст – 1989. – М.: Правда ,
1989.
13 Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике, вып.
VIII. Лингвистика текста. – М.: Прогресс, 1978. С. 442-449.