Подразделение тропов на виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:39, реферат

Описание работы

Основной целью этой работы является рассмотрение и анализ проблемы понимания текста и подтекста. В задачи входит:
- исследование подтекста в рекламе и использование его для манипуляций,
- исследование подтекста в художественной литературе,
- выявление основных принципов использования скрытого смысла в тексте

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 53.66 Кб (Скачать)

4. Процесс декодирования представляет собой» некий алгоритм где на каждом этапе, в процессе итеративного восприятия происходит «приращение» смысла. Рекламный текст, благодаря своему свойству - повторяемости, имеет возможность в отличие от других видов текстов, максимально-использовать особенности явления скрытого смысла. Получатель каждый раз при восприятии и декодировании будет находить в рекламном тексте новые смыслы.

 

5. Использование явления скрытого смысла позволяет:

а)формировать необходимые «ложные» умозаключения т.е. манипулировать пониманием получателя.

б) кодировать несколько смысловых конструкций в ограниченных условиях (времени, площади, изобразительных средств и т.д.)

в) привлекать получателя к  завершенному восприятию и декодированию 

рекламных сообщений путем  заинтересованности, вовлечения получателя в игру, загадку и т.д.

г) делать процесс восприятия и декодирования приятным для  получателя, доставить ему «удовольствие оттекста»

Материалом исследования послужили теоретические научно-методические, научно-популярные, исторические произведения, практические материалы, образцы современной  и древней рекламы.

Методика исследования имеет  комплексный характер: методы системного анализа позволили выявить процедуры  понимания, которые могут применяться  к рекламным текстам, а также  специфические черты рекламного текста во всей совокупности текстовых  форм. Герменевтический метод контекстуальных  подход применялись при интерпретации смысла рекламных текстов.

Научная новизна исследования:

  • определены основные виды понимания, характерные для текста рекламного типа выявлены методы интерпретации и понимания текстов рекламного характера
  • определены специфические характеристики рекламного текста как текста
  • обоснована теоретическая возможность существования скрытого смысла в рекламных текстах
  • выявлены и описаны условия существования данного явления
  • выделен философский аспект в создании скрытого смысла авторами рекламных текстов

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении процедур понимания, которые могут применяться к рекламным текстам в классификации текста рекламного характера в рассмотрении новых аспектов создания и функционирования рекламных текстовых, структур, а также в анализе отношения смысла рекламного текста и прагматической направленности, формировании условий формирования скрытого смысла.

 

Скрытый смысл в художественном тексте.

        При изучении специфики художественного текста исследователи закономерно    приходят   постулированию   тех свойств, которые составляют его  эстетический феномен. Текстоцентрический подход к изучению языка, характерный для лингвистической науки последних лет, привел к увеличению категориальных характеристик текста и уточнению его формально- содержательных параметров. При этом первостепенными в рамках толкования художественных текстов, на мой взгляд, остаются: категория "скрытых смыслов", обладающих эстетической ценностью и обуславливающих смысловую многослойность художественного текста и множественность его смысловых интерпретаций и категория эстетической целостности художественного текста как условие правильного понимания его совокупного смысла. Изучение скрытых смыслов текста осуществляется по нескольким направлениям.

Во-первых, определяется их природа и место в структуре текста, а во-вторых, анализируются текстовые элементы, за счет которых и возникает     смысловая осложненность. Исследование    особенностей смыслопостроения через словесные образы как средства актуализации скрытых смыслов в художественном тексте является составной частью проблемы научного лингвистического описания художественного текста. Многие авторитетные исследования художественного текста в различных научных направлениях признают смысловую не выраженность онтологической чертой художественного текста, критерием его художественности, ибо истинно художественное произведение говорит всегда больше того, что сообщают прямые значения слов в их совокупности. Наличие скрытых смыслов в структуре произведения влечет за собой усиление его стилистической напряженности, что, в свою очередь, определяет художественную значимость произведения. Скрытость, неопределенность смысла квалифицируется как важный показатель художественности со времен романтического стиля в Германии.

В связи с тем, что в  отечественной науке явление  скрытого, тайного, явно не выраженного  в тексте получило различное терминологическое  обозначение: "подтекст" (Т.И. Сильман), "имплицитный смысл" (Г.Г. Молчанова), "текстовая импликация" (И.В. Арнольд), "глубинный смысл" (Н.А. Купина), - представляется целесообразным при исследовании вербально не выраженного смысла художественного текста пользоваться термином "скрытый смысл" как изначального и более точного, а также в силу неопределенности и многозначности широко распространенных в литературе терминов "подтекст" и "имплицитный смысл". 

  • Как категория художественного текста скрытые смыслы являются частью совокупного смысла художественного произведения и как имеющие с ним одинаковую природу рассматриваются в рамках общей теории художественного смысла. Под смыслом художественного текста вообще и скрытыми смыслами в частности понимается совокупность существенных связей и отношений между элементами текста, создаваемых автором и понимаемых читателем  как результат его рефлексивной деятельности над содержательной формой. Общий символический смысл текста включает в себя наряду с вербализованными       (равными      содержанию)     скрытые       смыслы, противопоставляемые первым по признаку выраженности и не выраженности в языковой ткани текста.

Взаимоотношение между содержанием  и смыслом может строиться  в художественном тексте по-разному. Н.Л. Галеева выделяет следующие типы отношений между значениями (что здесь может быть приравнено к содержанию) и "смыслами", т.е. компонентами общего смысла:

     1)    дополнительность (смыслы дополняют содержание, развивая,

обогащая его)

     2)    параллельность (смыслы повторяют содержание)

     3)    противоречие  или контраст ("как это бывает  в текстах пародиях"

смыслы и содержание исключают  друг друга)

                        Выделяются две ипостаси смысла:

Буквальный (равный содержанию) и подразумеваемый (равный скрытому смыслу) и определяет отношение между ними, во-первых, отношения дополнения или включения, ("аддитивные": подразумеваемый смысл включает буквальный) и, во-вторых,    как    отношения    исключения,    или    "контрадикторные", ("столкновение, конфликт, несовместимость буквального и подразумеваемого смыслов").

                 

Скрытые смыслы в структуре художественного  текста

     Существование скрытых смыслов в художественном тексте определяется, прежде всего, особенностями его структуры. Так научный текст при относительно одинаковом уровне компетентности читателя будет всегда понят однозначно. Научный текст исключает смысловую неопределенность как текстовую категорию, являющуюся неотъемлемым свойством любого художественного текста. В поэзии смысловая неопределенность создает гармонию эмоциональных переживаний автора и адресата, в художественной прозе расширяет границы интерпретации текста. Таким образом, смысловая структура художественного текста производна от его "эстетической" сущности: художественный текст постольку художественен, поскольку обладает особой организацией, обуславливающей существование скрытых смыслов. Именно в особой организации художественного текста следует искать объяснение причин существования скрытых смыслов.

Отношения, развернутые в  текст, постепенно захватывают всю  художественно-композиционную структуру  – от темы через сюжет и композицию до идеи произведения. Иными словами, тематико-рематическое членение предложения и его структура представляет на уровне текста структуру художественно-словесную, где тема и рема выступают как тема и идея. Между этими двумя фокусами "растянута" вся компонентная художественно- композиционная, изобразительно-выразительная, функционально слаженная стилистическая система произведения, "поле его энергетического напряжения", или "смысловое пространство текста".

  Движение от темы  к идее текста есть процесс  взаимодействия различных компонентов  этой системы, как одноуровневых,  так и разноуровневых. Продуктом этого взаимодействия являются скрытые смыслы, то есть то, что не выражено автором в тексте непосредственно языковыми значениями, а объективируется как результат рефлексирования   осмысления читателем содержательной формы текста (автором – реальной действительности). Скрытые смыслы могут быть привязаны как к горизонтальной, так и к вертикальной оси текста, то есть иметь как синтагматическую, так и парадигматическую основу возникновения.

Синтагматика предполагает использование различных видоизмененных образований (тропов), а также функционирование и взаимодействие в тексте многозначных лексических единиц. Иными словами, причиной  возникновения дополнительных скрытых смыслов на синтагматическом уровне является тот самый "стилистический контекст", который не снимает  языковую многозначность лексической  единицы и, более того, может сам  порождать ее.

С другой стороны, скрытые  смыслы могут возникать как следствие  взаимодействия смежных образов  в частности, синонимических образов, вариантов тематической метафоры или  как следствие метонимического  стяжения метафорических образов (подробнее  об этом – в главе второй), как  результат повторов различных видов (лексических, синтаксических, тематических, смысловых). В этом случае мы говорим  о парадигматической основе возникновения  скрытых смыслов. Таким образом, вертикально- горизонтальная организация художественного текста и его "двухфокусность", представляется главным условием существования скрытых смыслов как совокупности связей и отношений текстовых элементов. Причиной же их возникновения является на одном конце замысел автора, а на другом – читательская рефлексия, объективирующая скрытые смыслы в читательском понимании.

Выводы по данному разделу:

  1)Скрытые смыслы представляются онтологической категорией художественных текстов и определяются как совокупность существенных связей и отношений между элементами текста, задаваемых автором и восстанавливаемых читателем.

  2) Скрытые смыслы характеризуются:

     а) имплицитностью – невыраженностью в языковой составляющее текста.

   б) процессуальностью – развертываемостью по тексту по мере

      понимания  его читателем.

  в) рематичностью – представленностью в качестве "нового" в

      понимании.

  г) интерсубъективностью – отнесенностью ко всем и каждому

      субъекту  понимания.

  3) Скрытые смыслы образуют (наряду с вербализованными) общий символический смысл художественного произведения и, являясь наиболее значимой его частью, отличают тексты сильные, или идейные, характеризующиеся       значительным    несовпадением      идейного    и содержательного планов.

  4) Существование скрытых смыслов как совокупности текстовых связей и отношений в структуре художественного текста обусловлено особой, горизонтально-вертикальной организацией последнего и его двуфокусностью, определяющей движение читательской рефлексии от темы к идее. Художественный текст представляет собой единство трех составляющих – содержания, смысла и формы его представления (содержательной, внутренней формы текста), конституирующих его эстетическую целостность.

  5) Конфигурация скрытых смыслов в смысловой структуре текста определяется авторским замыслом и строится на осях смежности, сочетаемости, исключения и тождества, представляя собой процесс "растягивания" смысла по всему тексту. При этом особое значение приобретает принцип смысловой идейной перевыраженности, как один из основных принципов построения "сильных текстов".

 6) Смысловое пространство текста включает в себя наряду с самим текстом (наличествующей целостностью) авторское и читательское сознании как начальную и конечную точки, в движении между которыми текст появляется и существует как смысловое единство и смысловая множественность.

7) Установленное триединство:  автор – текст – читатель, - представляет собой универсальную инвариантную смысловую структуру и модель понимания, замкнутую в своей отнесенности к отдельному читателю и являющейся открытой в отношении возможных будущих интерпретаций.

 

             Художественный образ как средство актуализации

скрытых смыслов

      Языковая  не выраженность скрытых смыслов  не означает их эфемерности.  Они закреплены в языковой  ткани текста и находят свое  опосредованное выражение именно  в ней. По словам Д. Мартини, "поэтическое творчество во  всех формах своего проявления  есть прежде всего продукт  языка и именно в нем находит  свое многообразное и все же  закономерное воплощение" .Средства языка суть внешне видимое, воспринимаемое инобытие смысловой структуры. Поскольку именно внешний, языковой ряд воспринимается реципиентом, он служит основой, отправным моментом рефлексивного движения. Художественное произведение значимо все. Все элементы его имеют некоторый художественный смысл и подчиняются общему замыслу, идет ли речь о композиционной структуре, ритме или образной системе произведения. И все же исходной точкой в процессе понимания авторского замысла всегда было и остается слово, слово порождающее образ, то есть слово образное, поэтическое. Поэтическое слово в художественном произведении является носителем микрообраза. Именно с нее, или, иными словами, на уровне образов происходит восприятие художественного текста читателем и осуществляется связь с действительностью.

Информация о работе Подразделение тропов на виды