Подразделение тропов на виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:39, реферат

Описание работы

Основной целью этой работы является рассмотрение и анализ проблемы понимания текста и подтекста. В задачи входит:
- исследование подтекста в рекламе и использование его для манипуляций,
- исследование подтекста в художественной литературе,
- выявление основных принципов использования скрытого смысла в тексте

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 53.66 Кб (Скачать)

                                                Введение

          Текст стал объектом лингвистического исследования лишь во второй половине ХХ века благодаря работам В. Дресслера, Х. Изенберга, П. Хартмана, Г.А. Золотовой,          И.Р. Гальперина1. Однако, в различных сферах гуманитарного знания, научного (философия, литературоведение) и практического (литература, театр, юридическая практика), постепенно накапливался опыт работы с текстом, делались наблюдения над его структурой и закономерностями функционирования. После того, как текст был осмыслен как лингвистическая единица (единица языка или речи), а не только как совокупность таких единиц, возникла необходимость осмыслить все множество уже накопленных данных в лингвистических терминах, включить их в систему лингвистических знаний. Одним из таких понятий "долингвистического текстоведения", порожденных литературной и театральной практикой, было понятие подтекста. Для концепций, которые относятся к семантическому подходу в истолковании подтекста, характерно использование в определении этого явления терминов "смысл", "содержание", "информация", а также характеристик "глубинный", "скрытый", "неопределенный", "смутный". Подтекст - скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесных значений с контекстом и особенно - речевой ситуацией, так же -  истинный (авторский, глубинный) смысл высказывания (текста), который полностью не выражен в "ткани" текста, но который имеется в нем, может быть вскрыт и понят при обращении к конкретному анализу и ко всей ситуации общения, структуре общения. Подтекст, или имплицитное содержание высказывания - содержание, которое прямо не воплощено в узуальных лексических и грамматических значениях языковых единиц, составляющих высказывание, но извлекается или может быть извлечено при его восприятии. Во всех приведенных определениях подтекст определяется как имплицитная информация (термины "смысл", "содержание" в данном случае выступают как синонимы, хотя существует точка зрения, что эти термины должны быть разведены): «Смысл текста - обобщение, это обобщенное содержание текста, сущность текста, его основная идея, то, ради чего он создан». Тем или иным образом данные определения трактуют подтекст как тот аспект семантической структуры текста, который предназначен для интеллектуального восприятия, которое, по В.А. Звегинцеву2, "приобретает специфическую двуслойность, когда к непосредственно воспринимаемой информации, заключенной в непосредственно воспринимаемой структуре объекта, приплюсовывается иная, скрытая, исходящая из модели данного объекта информация. Следует отметить, что из приведенных выше определений не следует, что смысл, образующий подтекст, в чем-либо существенно отличается от эксплицитного смысла текста: различие это относится только к способу выражения (и, следовательно, способу восприятия). Несколько иначе трактуется подтекст в концепции И.Р. Гальперина3, ставшей одной из самых популярных концепций текста в отечественной лингвистике. Исследователь начинает с достаточно традиционного определения подтекста как дополнительной информации, "которая возникает благодаря способности читателя видеть текст как сочетание линеарной и супралинеарной информации", и рассматривает подтекст как организацию, которая возбуждает мысль, органически не связанную с пресуппозицией или импликацией. Особенно ценными моментами концепции представляются разграничение фактуальной и концептуальной информации, разграничение (правда, не всегда соблюдаемое самим исследователем) подтекста как части семантической структуры текста и "подтекстовой" (имплицитной) информации и описание некоторых способов порождения подтекста.

Проблема восприятия подтекста  представляется сегодня малоизученной. Однако значение исследований в этом направлении все возрастает, так  как информационные процессы в современном  обществе требуют от личности все  большей коммуникативной компетенции, навыков эффективной переработки  информации в общении с другими. Изучением изначально интерес к  восприятию подтекста возник в связи  с как фактора речевого воздействия  с целью достижения вопросов смыслового  восприятия прагматической информации последующего взаимодействия (В.П.Белянин, 1983; И.А.Зимняя42001, Е.В.Левченко5,  Г.В.Колщанский6, 2005). Дальнейшая разработка проблемы восприятия подтекста также затрагивает решение таких задач, как оптимизация восприятия литературных текстов, принятие содержания текста адресатом, продуцирование неявного интуитивного знания (М.Полани7, 1985; А.А.Леонтьев8, 1999; Е.Б.Старовойтенко 20019). В перспективе можно говорить о двух ракурсах рассмотрения проблемы: с одной стороны, со стороны владение специальными стратегиями декодирования скрытой в отношении информации в процессе речевосприятия, с другой стороны, со стороны адресанта способность создавать продуктивные тексты, эффективные речевого воздействия, то есть вкладывать в свое речевое произведение подтекст. При этом понятие речевого произведения отграничивается от узкой трактовки понятия текста точно так же, как серийный продукт массового производства отличается по своей природе от уникального произведения искусства и культуры.

Восприятие подтекста  речевого произведения приводит к появлению  прагматического эффекта коммуникации: через положительное переживание  воспринятого образа содержания усваивается  особое ценностное отношение и к  объекту речи. Это значит, что  при восприятии текста не обязательно  имеет место восприятие подтекста  данного речевого произведения. При  этом в работе акцент делается именно на процессе восприятия подтекста, а  не процессе его понимания (интерпретация  содержания текста), во многом определяемого  субъективным личностным опытом отдельного читателя. Речь идет о воздействии этого образа на адресата, доверие, принятие читателем авторской оценки описываемого, проводником которой и служит (Л.В.Ширинкина, 2004; Е.Г.Поломских, 2003; воспринятый образ 2004). Так, коммуниканты общаются не ради тавтологичной передачи информации друг другу. Каждый раз информация в сообщении наделяется коммуникативным смыслом и передается, «подается» с целью оказать в итоге определенное воздействие на собеседника, побудить его к определенным действиям или направить его мыслительную деятельность. Подтекст речевого произведения определяется как скрытый внутренний смысл содержания, который не имеет непосредственного вербального выражения в тексте. Коммуникативная эффективность глубинного восприятия информации литературного произведения в суггестивной природе его эмоционального воздействия, неимперативности влияния, содействии усвоению ценностных отношений к реальной действительности. Таким образом, объектом исследования является восприятие подтекста речевого произведения. Предметом исследования феноменология восприятия подтекста научного литературного произведения.

Основной целью этой работы является рассмотрение и анализ проблемы понимания текста и подтекста. В задачи входит:

- исследование подтекста  в рекламе и использование  его для манипуляций, 

- исследование подтекста  в художественной литературе,

- выявление основных  принципов использования скрытого  смысла в тексте

Понимание смысла как проблема и  текст как источник смысловых структур

     Исследование проблемы понимания текста, зародившееся в эпоху эллинизма в связи с задачами научного исследования классических и, религиозных текстов, имеет давнюю традицию и сохраняет свою актуальность до сегодняшнего дня. Впоследствии произошло расширение сферы применения процедур и методов понимания. Они включаются не только в традиционные сферы применения - философские, научные, религиозные, политические тексты, но и такие актуальные феномены современной жизни как реклама.

Философское толкование не может не реагировать на новые явления, которые появляются в жизни. Например, реклама, рекламные тексты. Тем более актуальность данного явления в современном обществе заключается в вездесущности рекламы, неоднозначности и противоречивости ее функционирования, что делает ее интересным объектом философского изучения. Этот интерес, состоит и в том, что рекламный текст является новым образованием, использующим новые текстовые ресурсы, и главное, имеющим ярко выраженную специфику, отличающую данный вид от классических текстов. Через анализ такой разновидности текста как реклама можно отследить, на мой взгляд, общие вопросы герменевтики, такие как: механизмы понимания, принцип контекстуальной интерпретации, герменевтического круга, соотношение смысла и значения и другие. Большой опыт философии в области понимания смысла, способность отыскивать новые грани существующих явлений позволяет осуществить попытку исследования феномена понимания скрытого смысла рекламных текстов, сделать рекламу объектом философского исследования. Поэтому не случайно тексты рекламы становятся объектом  исследования в работах таких известных философов как М. Бахтин10 и Ю. Лотман11.

Необходимость комплексного философского подхода к описанию смысловой стороны рекламы в  последнее время становится все  более очевидной. К наиболее актуальным проблемам современной рекламы  относится проблема понимания рекламных  сообщений получателем, с одной  стороны, и вопрос о манипулятивном действии рекламных текстов на получателя, с другой стороны.

Понимания смысла текста и реклама как разновидность  текста

Специфика данной работы определяется комплексным подходом к проблеме понимания, смысла рекламного текста а  также его порождения и восприятия, рассмотрению смысловых процессов  с точки зрения их связи с конкретными, субъектами коммуникативных ситуаций, с процессом познания, рассмотрению общих свойств, присущих рекламным  текстам, имеющим скрытый смысл, а также к свойствам рекламного текста, как источника смысловых  структур т.е. выходом исследования в более широкий контекст.

Сегодня реклама играет ключевую роль и является важным элементом. Увеличение количества рекламы и рост затрат на ее производство не ведут к повышению  эффективности, а скорее, наоборот, раздражают получателей. Использование  психологических методик, изысканный дизайн, улучшение качества печати, не приводят к адекватному результату. Создается впечатление, что возможности  роста эффективности рекламы  исчерпаны.

Если содержание рекламы  укладывается в привычную «структуру ожидания» потребителя, если автор  не оставил места воображению  потребителя, то, естественно, пропадает  интерес к рекламируемой продукции. Словом, рекламный текст, прочитываемый  буквально, без напряжения понимания  его скрытого, глубинного смысла, не привлекает никакого внимания. Смысловая  емкость рекламного текста,  желание  раскодировать глубинный, подтекстовый смысл являются сильной мотивацией, определяющей отношение к рекламируемому предмету. Понимание или раскодирование скрытого смысла является той силой, которая заставляет сделать выбор в пользу рекламируемого продукта. Поэтому решение проблемы невозможно без изучения тайны понимания и определения герменевтических методов понимания рекламного текста.

Основу методов интерпретации  смысла текста заложила герменевтика, которая рассматривает процесс  интерпретации нераздельно от процесса порождения смыслового содержания текста. Проблемы, связанные с анализом понимания  смысла текстов, их интерпретацией и  свойством влиять на поступки людей были рассмотрены В Гумбольтом, Шпетом12, Гадамером, классификацией понимания - социологами Вебером, А Шюцом.

Эффективность действия текста, по Гегелю, достигается только на основе правильного и глубокого понимания  содержания и формы как взаимосвязанного и взаимообусловленного единства. Способ выражения мысли небезразличен для самой мысли, тем более что мысль, по мнению Гегеля, так не безразлична для содержания, что она, составляет само это содержание, а произведение, которому недостает надлежащей: формы, не является поэтому подлинным, истинным произведением.

Понятие «текст» рассматривалось  в. трудах Аристотеля, П. Рикера, 3. Шмидта, Р. Барта13, Н. Пелевиной. Причиной порождения текста является прежде всего смысловой аспект т. е соответствие процесса передачи и восприятия смысла, в котором и должен рассматриваться текст. Анализируя текст рекламы, обратите особое внимание на содержание текста, его адресность, влияние смысла на привлечение внимания, понятность и запоминаемость текста адресатом. Проблема скрытого смысла в рекламных текстах, впервые затронутая в зарубежной литературе, связана с функциональными свойствами рекламных текстов. Данное явление, однако, рассматривалось в зарубежной, а затем и в отечественной литературе, лишь в рамках психологических или правовых аспектов и до сегодняшнего дня не подвергалось серьезному философскому анализу.

В связи с этим, основной целью исследования является изучение влияния соотношения явного и  скрытого смысла на понимание и реализацию прагматических целей текста рекламного характера, а также выявление  факторов и условий возникновения  явления скрытого смысла.

      Скрытый смысл имеет специфическое выражение в рекламных текстах в рекламном тексте этот смысл выражается при помощи системы особых средств и возникает в определенных условиях этот смысл сам является средством привлечения к полному восприятию и декодированию рекламных сообщений.

1.Реклама является разновидностью текста, подходящей под ряд критериев, свойственных текстам. Спецификой рекламного текста является наличие специально закодированного скрытого смысла и достижение нужной интерпретации. Рекламный текст обладает некоторыми особенностями, имеющими огромное значение именно для данного типа текста активное использование феномена полисемичности для создания скрытых смыслов и, когда необходимо, наоборот, применение знаков с устоявшимся значением для провокации привычных ассоциаций.

2.Рекламные тексты содержат скрытый смысл, который является как результатом сознательных действий создателей текста, так и возникает независимо от действий автора. В случаях непроизвольного возникновения скрытого смысла затрудняется процесс декодирования рекламного сообщения происходит неправильное понимание текста. Целенаправленное использование данного явления позволит решать ряд проблем и задач, стоящих перед создателями рекламных текстов, например, кодировать несколько сообщений в ограниченных условиях.

3. Любой процесс декодирования скрытого смысла рекламного текста непроизвольно осуществляется получателем на основе герменевтических правил. Особенностью декодирования текста рекламы является то, что в качестве части и целого одновременно могут выступать изображения, предложения, рекламные сообщения (рекламные ролики, листовки, непосредственно тексты и т.д.) серии рекламных сообщений. Отметим, что с увеличением уровня рекламного текста (целого) возрастает степень «скрытости» смысла (смысл более высокого порядка),процесс декодирования, структурно усложняется, а процесс понимания становится более интересным для получателя.

Информация о работе Подразделение тропов на виды