Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в обосновании необходимости целенаправленного формирования имиджа учителя современной школы и построение модели его имиджа.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
1) Изучить в научной и публицистической литературе понятие "имидж педагога";
2) Определить этапы формирования имиджа педагога и выявить факторы, влияющие на формирование педагогического образа;
3) Определить основные черты собирательного образа учителя с позитивным имиджем;
4) Выявить основные характеристики образа современного педагога.
5) Построить модель имиджа педагога
Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Понятие и структура имиджа современного учителя………………………6
§2. Факторы становления имиджа педагога…………………………………...13
§3. Я-концепция и технология построения имиджа педагога………………...18
§4. Модель имиджа учителя……………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42
Говорят, что учитель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств:
1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему;
2) качества, которые обеспечивают владение собой;
3) качества, способствующие
активному воздействию на
Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.
И наконец - общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика - юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. «Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смело идите в учителя. Ребятам так надо, чтобы учитель был привлекателен как человек».
Не следует думать, что учитель - это некий ангел, «набитый добродетелями» (В.Н. Сорока - Росиньский). Главное - определить свою «породу», найти то хорошее, на что следует опереться и что следует развивать. Специалисты различают три варианта соотношения личности и профессии:
1) есть стойкие,
практически невоспитуемые
2) есть качества
или способности, которые
3) возможны также
различные по способам, но равноценные
по конечному результату
Деловой имидж и чувства стиля часто определяет дальнейший поворот в карьере. Первое общее впечатление на 93% зависит от созданного вами образа (внешнего вида, одежды, манеры поведения).
Каким должен быть деловой имидж учителя?
Конечно, каждая сфера деятельности вносит свои коррективы в создание рабочего образа.
Для более четкого представления об имидже учителя со стороны детей автором был проведен опрос среди учащихся 7- 10 классов. В нем были отражены следующие вопросы:
По результатам опроса сделаны следующие выводы. Учащиеся считают, что при первой встрече с учителем большая часть внимания обращается на внешний вид и манеру общения:
«…Я обращаю внимание на лицо, на прическу, на одежду (на макияж, если это женщина). 9 кл, жен.»
«…Я обращаю внимание на характер, манеру общения, отношение к ученикам. 10 кл., жен.»
«… На возраст, на одежду и прическу и конечно же на то, как она относится к ученикам. 10 кл., жен.»
«…Возраст, лицо, характер, голос, прическа. 7 кл., муж.»
«…Я обращаю внимание на то, как она разговаривает, как объясняет тему, на внешний вид. 9 кл., муж.»
«… Когда учитель накрашен, выглядит красивее, поэтому приятней сидеть на уроках. 7 кл., жен.»
«…Для меня важен внешний вид учителя, но все должно быть в меру. 10 кл., муж.»
«…Для меня учитель должен быть всегда опрятным, т. е не обязательно, чтобы была дорогая одежда, самое главное, чтобы было все чистое. А макияж только подчеркивает прекрасные черты лица. 10 кл., жен.»
Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.
Вот несколько выдержек из высказываний учеников:
«…. Я конечно понимаю, что они учителя, но обидно, когда они кричат. 7 кл., жен.»
«…. Самое главное качество в учителе, что она не кричит. 7 кл., жен.»
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Может не хватать самого важного аспекта личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Привлекательные люди:
Формирование личного обаяния сопровождается огромной работой над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. Помните поговорку: “Встречают по одежке, провожают по уму”? Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным “банком данных” о человеке, и на этом основании они выстаивают свои отношения с другими людьми. И, чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с вашими учениками. [27, С. 122-124].
С чего надо начинать? С улыбки! Ведь это так просто: чуть сократить некоторые мышцы лица, чуть изменить брови – и все, ты начинаешь нравиться людям. Улыбка “открывает” нас, делает доброжелательнее, доверительнее.
Необходимо подчеркнуть, что наши дети высоко ценят учителя, имеющего чувство юмора. Вот что они пишут в своих ответах:
«…Почаще улыбаться. 7 кл., жен.»
«…Для меня очень важны личные качества учителя, особенно юмор! Ведь если все время без него, то можно стать унылым. 7 кл., жен.»
«…Когда видишь учителя в хорошем настроении, то тебе сразу радостно и хорошо на душе. 9 кл., жен.»
«… Мне бы хотелось, чтобы у каждого учителя было чувство юмора. 7 кл., муж.»
«…Всегда образ хорошего настроения. 8 кл., жен.»
«…Самое главное, чтобы учитель относился к нам хорошо и могла, где надо пошутить. 8 кл., муж.»
«…Нельзя прийти и без эмоций провести урок, нужно в меру пошутить. 10 кл. жен.»
«… Лучше, когда учитель веселый, а не скучный. 9 кл., жен.»
В одном из исследований десятилетним девочкам предъявлялись фотографии наборов женской одежды. Девочки достаточно уверенно и согласованно определяли и социальный слой “носительницы” одежды, и даже ее личные характеристики.
Наиболее ясные знаки – знаки превосходства. Прежде всего, это цена одежды, которая определяется качеством одежды, модностью.
С социальным статусом,
кроме цены связан и силуэт одежды.
Многие люди называют одежду высокого
статуса “строгой”, “официальной”.
(Высокостатусным считается
Также важен цвет одежды. В нашей стране признаком высокого статуса всегда была черно-белая гамма. Чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус.
Надо сказать, что все факторы действуют только в сочетании.
Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).
В одежде учителя должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и учителем должна возникать определенная дистанция.
Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет одеждой подчеркивать свою женскую привлекательность (сексапильность), он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.
Вот так комментируют учащиеся ответы на вопросы о внешности и о моде:
«… Учитель должен выглядеть красиво и молодежно. 7 кл., жен.»
«…Честно говоря, я считаю, что учитель должен быть одет современно, но в умеренных пределах, но конечно, лучше, если учителя носят деловую одежду, соответствующую своей профессии. 7 кл., жен.»
«…По учителю и мы одеваемся также, ставим себя, как учитель. 7 кл., жен.»
«…Я считаю, что учитель должен выглядеть строго, в деловом костюме, с красивой прической . 7 кл., жен.»
«…Учительница должна подавать пример своим ученицам. 7 кл., жен.»
«…Все зависит от вкуса, может быть учителю не идет модная одежда. 7 кл., жен.»
«…Каждый учитель одевается по-своему, ученик не должен судить учителя по одежке, а должен по знаниям. 8 кл., жен.»
«…Он может модно одеваться в школе и на улице. 8 кл., жен.»
«…Это не самое главное. Некоторые учителя одеваются не модно, зато уроки ведут хорошо. 7 кл., жен.»
«…Желательно, правда все упирается в финансы. 10 кл., муж.»
«…Было бы здорово, но у каждого свой стиль, поэтому это личное дело каждого. …Возможно ему хотелось бы быть одетым по моде, но не хватает средств, и никто не может его судить. 10 кл., жен.»
«…Конечно. Ведь если учитель одет в соответствии с современной модой, то он более современный, более схож с подростками, и значит, лучше понимает их, и соответственно быстрее сможет найти подход к своим ученикам. 10 кл., жен.»
«…Не обязательно, но мы живем в городе, и учитель не должен выглядеть, как работник колхоза. 10 кл., жен.»
«… Да. Но не совсем, ведь это учитель и должен подавать пример. А если учитель придет в драных джинсах, с дыркой в носу или пирсингом в пупке, будет не очень приятно. 9 кл., жен.»
«…Нет. Можно просто носить строгий костюм. 8 кл., жен.»
«… Мне кажется,
что учитель имеет право
«… Нет. Если учителю много лет, и он будет одеваться по модному, то есть носить брюки на бедрах, то это получается не школа, а дурдом. 8 кл., жен.»
«…Конечно, а то подумают, какая-то бабушка старомодная пришла. 9 кл., жен.»
«…Пусть учитель может не носить современную одежду, но главное, чтобы человеку она шла, и соответствовала прическа на голове. 7кл., муж.»
Немаловажное значение имеет и образ жизни. Имидж вашего образа жизни – это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение, характер. Как ни странно школьники проявляют живой интерес к личной жизни учителя. На вопрос “Интересует ли вас личная жизнь учителя?” только 43% ответили “нет”, 67% ответили положительно (подавляющее большинство - девочки).