Персональный имидж современного учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в обосновании необходимости целенаправленного формирования имиджа учителя современной школы и построение модели его имиджа.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
1) Изучить в научной и публицистической литературе понятие "имидж педагога";
2) Определить этапы формирования имиджа педагога и выявить факторы, влияющие на формирование педагогического образа;
3) Определить основные черты собирательного образа учителя с позитивным имиджем;
4) Выявить основные характеристики образа современного педагога.
5) Построить модель имиджа педагога

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Понятие и структура имиджа современного учителя………………………6
§2. Факторы становления имиджа педагога…………………………………...13
§3. Я-концепция и технология построения имиджа педагога………………...18
§4. Модель имиджа учителя……………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа №1 Котышева Е.А..doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Это и отношения  с учащимися, и взаимоотношения  не только с коллегами, но и с представителями администрации, а также с общественностью. Если педагог, руководствуясь нравственными, этическими нормами, верно, выстроит свою "линию поведения", то ему легко и приятно будет общаться на всех уровнях.

В зависимости  от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности педагога. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя. Для учителя с позитивной Я-концепцией обычно характерны:

1) Чувство собственной значимости;

2) Уверенность в способности к избранному виду деятельности - педагогической работе;

3) Твердая убежденность в импонировании другим людям в целом, своим воспитанникам в частности;

4) Гибкость мышления, любовь к экспериментированию.

Таким образом, неоднократное упоминание развития у педагога чувства самоуважения и уверенности непроизвольно создает тот действующий имидж педагога, который можно назвать положительным и, в некоторой степени, идеальным, характеризующий педагога как творческую, всесторонне развитую, высокопрофессиональную, личность.

Построение  имиджа, какой бы практически-ориентированной области это ни касалось, становится процедурой, которая поддается определенным обобщениям. Одна из немногих наук, которая позволяет увидеть направленность этого процесса, - семиотика, как наука о знаковых системах. Знак определяется как условное объединение формы и содержания в единую сущность. Основные процессы семиотических свойств в технологиях построения имиджа. Наиболее важные из них:

1) Движение к дистинктивным отличиям данного объекта от других.

2) Подчеркивание личностных характеристик, которые семиотически можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие "свой", в отличие от понятия "чужой".

3) Вписывание имиджа "лучший или идеальный учитель" в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.

4) Вписывание имиджа "лучший или идеальный учитель" в семиотическую модель уже реализованного лидера (учитель-новатор, мастер и т.п.), именно в модель, так как оперирование понятия лидер определяется символом, а не как реальной личностью.

5) Вписывание имиджа "лучший или идеальный учитель" в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков.

6) Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых выступает визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной, что обычно слабо учитывается.

7) Символизация автономных сфер: одежды, прически, взгляда и т.п.

В то же время, если говорить о целенаправленном формировании имиджа, можно выделить следующие этапы в построении имиджа педагога:

1) Мотивационно-целевой. Развитие позитивной мотивации нынешних педагогов к созданию имиджа учителя в своей профессиональной деятельности собственными силами.

2) Концептуально-стратегический. Определение стратегии процесса имиджирования, глубокое осмысление основополагающих принципов явления и философско-концептуального аппарата (Я-концепции).

3) Консультативно-технологический. Изучение личностных свойств воспитания, самоопределение его внутри профессиональной деятельности, эмпирическое использование философско-концептуального аппарата, сочетание ведущей стратегии с тактическими вариантами.

4) Результативно-оценочный. Корректировка имиджа учителя.

В свою очередь, поэтапность создания индивидуального образа подразумевает необходимость придерживаться определенных звеньев процесса имиджирования. Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):

1) Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности;

2) Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности;

3) В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого;

4) Обязательно необходимы эксперты со стороны. При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность.

Огромную роль в становлении имиджа как процесса играет приобретение учителем профессионализма в педагогической деятельности. Следует сказать, что без становления профессионализма не могут сформироваться и полностью проявиться все компоненты имиджа, приводит к ущербности Я-концепции, неудовлетворенности результатами деятельности. Индивидуально неокрашенный имидж приводит к стереотипизации. Такой имидж ущербен, что ощущают, в первую очередь, ученики [5, С. 109-111].

§4. Модель имиджа учителя

 

Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя - это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже - это немаловажная задача педагогической деятельности.

Обучение детей - это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже - это также профессиональное требование.

Перечислим слагаемые  имиджа. К ним относятся: визуальная привлекательность; вербальное поведение; невербальное поведение; манеры, этикет; соответствие необходимому образу; обаяние.

Рассмотрим модель имиджа учителя. Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность  нашего образа так важна. Во все времена  люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Привлекательность учителя зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность- это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы - это уже стиль. А стиль - это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа. [29, С. 31-32].

Основной стиль учителя - это классика. Этот стиль символизирует  следующие качества: уверенность  в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль - это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков. Стоит учесть, что цвет одежды воздействует как научителя, так и на его окружение. Он является психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные - дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, нужно задуматься - какое воздействие вам надо оказать на детей.

Говоря об одежде, следует вначале сказать два  слова о современной ситуации в школе. «Демократизация» школьной жизни привела не только к отмене школьной формы, но и принесла лавину неуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт.

Одежда учителя  несет еще большую психологическую  нагрузку. Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. Во - вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. В - третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день. [10, С. 85].

Особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных  металлов (золото, серебро, платина) и  натуральных камней. Идеальным вариантом  считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца. Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам. То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, так как они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам  можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.

Классический  стиль подразумевает, что ваш  макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов - легкий. Прическа - современная, но без  остромодных деталей.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

В стандартных  ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у  его участников. Психологи называют такие стандартные выражения  лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.

Лицо учителя  должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ученика выражение лица учителя  должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

Ни у кого не вызывает сомнения, что руки учителя  должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно - розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти. Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение. [20, С. 20-21].

Но не только визуальная привлекательность, но и  вербальное поведение является основой  персонификации. Мы можем донести  информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами. Вербальное поведение - это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж. Нельзя забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение - это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение - это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Говоря о  вербальном и невербальном поведении  стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой  этикет. Речевой этикет - это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении. Неречевой этикет - это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п. Манеры - это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта. [11, С. 298-300].

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние -это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние - наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе - это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психо-терапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.

Информация о работе Персональный имидж современного учителя