Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа
Цель работы - охарактеризовать роль средств массовой информации в победе в Великой отечественной войне.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены особенности развития прессы в период Великой Отечественной войны, исследовано участие СМИ в формировании победы.
Введение___________________________________________________ стр.3
Глава 1. Развитие СМИ в годы Великой Отечественной войны _______ стр.7
1.1 Система СМИ в годы Великой Отечественной войны__________ _ стр.7
1.2 Основная проблематика выступлений советской прессы в годы
войны _____________________________________________________ стр.14
Г лава 2. Анализ тематики и проблема публицистики в период Великой Отечественной войны на примере творчества___________стр.24
2.1. Понимание и описание Великой Отечественной войны в творчестве А.Т.Твардовского. тема войны в …______________________________ стр.24
2.2 Социальная роль медиакритики____________________________ стр.32
3.Заключение стр.37
4.Список литературы__________________________________________стр. 39
И
это в разгар военных действий!
А изданные рукописные письма с фронта?
Это целая глава в истории
общества и его культуры. Здесь
и переиздание книжных
Конечно,
в силу ограниченных возможностей военного
времени большинство изданий
имело строгое оформление. В то
же время в 1943 г. издательство "Искусство"
приступило к изданию двух серий
«Изобразительное искусство» и «Театр»,
выпуски которых содержали
Роль
и место книги в истории
Великой Отечественной войны
и книжной культуры в культурном
строительстве общества еще ждут
своего достойного отражения в исследованиях
и публикациях историков, культурологов,
книговедов.
2.2
Тема войны в
стихотворных произведениях
А.Т.Твардовского.
Многие помимо Твардовского говорили о святости отечественной войны. Но в чём она (святость) заключается для народа? Дело в том, что народ осознавал свой великий долг перед будущими поколениями, чувствовал себя причастным к тому историческому процессу, который происходил в это время в России, и старался повернуть его на пользу своей стране.
Каждый человек, борясь за свободу своей родины, боролся и за тот небольшой кусочек земли, на котором вырос сам. В лирике Твардовского есть образ его малой родины, «родной стороны» - Смоленщины, которую захватил враг:
Ветром,
что ли, подунуло
С тех печальных полей, -
Что там с ней, как подумаю,
Стороною моей!
Общая тревога порождает конкретные сюжеты и обращения, например, у Твардовского есть стихотворение «Партизанам Смоленщины», которое призывает покарать пришедшего грозного врага. Поэт поднимает боевой дух бойцов, заявляя: «Нет, твой враг не похвалится тыловой тишиной!» В стихах нет конкретных образов партизан, они все обобщены, названы «весёлым народом» и даже «зоркой местью». Поэт убеждён, что победа близка, о чём говорит в финале. Но не только партизаны принесут победу России. В лирике Твардовского встречается образ танка, который значит для поэта гораздо большее, нежели просто гусеничная машина. Известно его стихотворение, которое так и называется – «Танк»:
И, как
будто первопуток
Открывая за собой,
В сталь одетый и обутый,
Танк идёт с исходной в бой.
В
этих строчках слышатся какие-то былинные
мотивы: богатыри на Руси тоже обладали
такой огромной мощью, что могли
одним пальцем проложить «
И
всё же не вся военная лирика Твардовского
состоит из обобщённых образов и
пространных размышлений. Поэт написал
и несколько фронтовых
Что ж, бой
не ждёт. -
Влезай сюда, дружище! –
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём…
Картинка
эта запечатлевается в памяти
танкиста навсегда, и, хотя он не знает
имени мальчика, он уверен, что узнает
его среди тысяч лиц. Поэтом подчёркнута
сплочённость народа – каждый хорошо
помнит своего боевого товарища, с
которым вместе они боролись против
общего врага. И, на самом деле, все
люди сами хотят помочь бойцам в
военные будни. Сказанное выше можно
охарактеризовать так: крепкая связь
фронта и тыла. На самом деле, эта
тема красной нитью пронизывает
всю военную лирику поэта. Есть среди
его стихов обращение к далёкой
невесте («Песенка»), послание Украине
с её «землёй золотой» и воспоминания
о «хрупком жеребёнке», юмористический
рассказ со слов некой старушки о
петухе, который не давался в руки
врагу.
Война закончилась, но тем не менее военная
лирика Твардовского нашла своё продолжение
и в послевоенное время.
Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. Жестокость же её заключается как раз в том, что невозможно жить и радоваться жизни так же, как и до войны, чувствуя свою вину: «Но с радостью прежней не смею смотреть на поля и луга».
Война оставила в жизни людей глубокие, заметные следы. У поэта есть зарисовка на эту тему:
Полным-полно,
народ в проходе
Бочком с котомками стоит.
И о лихой морской пехоте
Поёт нетрезвый инвалид.
И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом.
Я знаю,
никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе,
-
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
Финальные слова означают недоговорённость. Хотя Твардовский понимает, что никакой вины объективно нет (действительно, он полностью выполнил свой долг, пройдя всю войну в роли военного корреспондента), всё же он её ощущает. Эта вина выражает мысль о неоплаченном долге перед погибшими защитниками России.
Чувство
обязательства живых перед
“Я убит подо Ржевом” — стихотворение,
написанное от первого лица. Эта форма
показалась Твардовскому наиболее соответствующей
идее стихотворения — единства живых
и павших. Погибший солдат видит себя лишь
“частицей народного целого”, и его волнует,
как и всех, чьи “очи померкли”, все, что
свершилось потом, после него. Робкая надежда
на то, что “исполнится слово клятвы святой”,
вырастает в прочную веру: наконец-то попрана
“крепость вражьей земли”, настал долгожданный
День Победы.
Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он? —
Пожалуй, что нет. И не надо!
«Я убит подо Ржевом…» - это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время:
Я –
где корни слепые
Ищут корма во тьме.
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.
Но не только о себе грустит погибший солдат. Тревогу вызывает у него то, что будет с новым поколением, сможет ли оно уберечь все великие завоевания военного времени. Несмотря на собственную смерть, он говорит: «завещаю в той жизни вам счастливыми быть».
Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины...” — лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же — в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы “все же”, выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. “Я” — живой и “другие” — мертвые — вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.
Поэма
“Василий Теркин” в жанровом отношении
— свободное повествование-
В основе поэмы — образ главного героя — рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.
Теркин
— кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Образ
Теркина имеет фольклорные
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, “заслонясь от смерти черной только собственной спиной...”. А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат:
Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски...
То серьезный, то потешный,
...Он идет — святой и грешный...
В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать-земля
родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы — ради жизни на земле”.
И
последнее, что можно сказать: вся
поэзия Твардовского - это служение
высокому долгу, включающего в себя
вечное служение военной теме.
Заключение.
Как бы ни отличались друг от друга лучшие книги о войне, одно объединяло без исключения: тведое убеждение, что эту кровавую, ужасную войну выиграл не Сталин, как бы его ни превозносили в свое время, да и нынче, на митингах "крано-коричневых"; не группа талантливых полководцев, как бы велики ни были их заслуги, а народ, он вынес на своих плечах неимоверную ее тяжесть, заплатив и по тем страшным счетам, которые возникли из-из банкротства сталинского руководства, подставившего разваленную им перед войной армию под сокрушительный удар хорошо отлаженной гитлероской машины. Именно эта мысль составляет пафос одного из вершинных произведений нашей литературы, романа В. Гроссмана
"Жизнь и судьба". "Фашизм и человек, - пишет Гроссман,- не могут сосуществовать. Когда пождает фашизм, перестает существовать человек,
остаются лишь внутренне преобразованные, человекообразные существа". Гроссман не только показывает злодеяния фашизма, он изобличает философию, на которой покоятся преступления против человечности, идеологию, которая все это оправдывает, психологию, которая снимает моральные преграды. Писатель выступает против фашизма с общечелоческих позиций и поэтому не делит зло на свое и чужое. Он непримирим и к своему злу. "Феномен" личности Сталина не занимает Гроссмана, внимание его сосредоточено на сталинщине, на сковавшем страну тоталитарном, антинародном и антидемократическом режиме. Устоять, одолеть захватчиков нельзя было, не освободив скованные сталинщиной силы народа, не стряхнув духовное оцепенение, не преодолев вбитое в общественное сознание "Сталин знает, Сталин укажет, Сталин решит". В романе Гроссмана раскрывается этот процесс - пусть неосознанный, пусть непрямой - "десталинизации", начавшийся в войну, захватывая довольно широкий круг людей. Решать пришлось каждому, ответственность легла на всех. Защитить родину и свободу могли только свободные люди. Гроссман пишети о главной исторической трагедии войны, о том, что великая победа в Сталинграде, рожденная неудержимым порывом народа отобрана, использована для его подавления,использована для его подавления, для укрепления тоталитарного, лагерного режима в стране, для торжества сталинщины. "Сталинградское торжество, - пишет Гроссман, - определило исход войны, но молчаливый спор между победившим народом и победившим государством продолжался. От этого спора зависела судьба человека, его свобода".
Информация о работе Печать в период Великой Отечественной Войны