Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 05:44, контрольная работа
Жанры современной журналистики – вещь непостоянная и в определенных ситуациях даже условная. Все чаще на помощь или во вред журналистскому произведению приходит PR-текст, подготовленный пресс-службами организаций. Аудитория одновременно находится под воздействием самой различной массовой информации – публицистической, официально-статистической, просветительской, развлекательной, рекламно-справочной и др.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие текста 4
2. СПЕЦИФИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА 7
3. СПЕЦИФИКА pr-ТЕКСТА 14
4. ОТЛИЧИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА И PR-ТЕКСТА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Библиографический список 23
Любой PR-текст содержит в себе социальную
информацию особого рода, основными
характеристиками которой мы назвали
инициированность со стороны базисного
субъекта PR, оптимизированность и селективность.
По своей глубинной природе PR-текст
никогда не спроецирован на актуализацию
деструктивных социальных процессов,
а, наоборот, на создание конструктивных
отношений данного базисного
субъекта с его целевой общественностью,
и в этом заключается его социальное
значение. PR-текст в своих
Принято разделять понятия «первичный
текст» и «текст массовой коммуникации»,
в котором используются, систематизируются,
сокращаются, перерабатываются и особым
образом оформляются все другие
виды текстов; это текст со своими
особыми законами оформления и построения.
В отличие от всех других текстов
текст массовой коммуникации не предполагает
диалога с получателем
Базисный субъект PR –– это субъект
или институт публичной сферы, инициирующий
распространение среди целевой
общественности, объекта PR, оптимизированной,
т.е. максимально доступной и
PR-текст — особого рода
Любой текст вне восприятия его аудиторией может рассматриваться как ущербный, поскольку конкретный текст реально существует лишь в процессе восприятия аудиторией (читателем). Коммуникативная направленность текста выражается в ориентации на определенный тип читателя-адресата. Не случайно в психологии существует термин «проекция текста» — результат восприятия текста его читателем. PR-текст как вид коммуникационной деятельности — это всегда работа с адресатом, которому базисный субъект PR направляет свое текстовое послание. «Предназначенность для всех» придает PR-тексту интегрирующий характер, а расчет на ту или иную социальную группу адресатов –дифференцирующий. Целью PR является формирование системы эффективных коммуникаций субъекта с его общественностью. Под общественностью понимается нами «элемент широкой общественности, интересы и ценности которого связаны с рыночной, социально-политической или иной, имеющей публичный статус, общественной деятельностью субъектов PR». Общественность субъектна, ибо состоит из индивидуумов с индивидуальным общественным и личностным сознанием. Но она же и объектна, т. к. связующим звеном является ее общественная деятельность вокруг объекта, имеющего содержание и общие интересы и ценности.
А.Б.Зверинцев в своих
Внешние коммуникации не могут быть налажены без внутренних - необходимо информировать персонал о главных направлениях деятельности фирмы (организации) и целевых установках руководства. Важен корпоративный климат взаимодействия внутри организации для обеспечения успешности внешних контактов. Уровень внутренней коммуникации способствует чувству сопричастности к общей проблеме, повышению ответственности и инициативы. Внутренние коммуникации ориентируются на общие ценности и определяют цели, структуру взаимоотношений, традиции влияют на общую культуру.
Функции PR-текста — информирование
и влияние на целевую общественность.
Информирование в PR-тексте должно быть
оптимизированным и иметь заранее
просчитанную целеустановку и
Разделяют гносеологические, познавательные,
социологические и
• Гносеологические — функции конструирования публичного дискурса.
• Социологические — адаптирующие функции (воспитательные, социализирующие), функции культурной трансформации, функции социорегуляции (информационная, целеполагающая, управленческая).
• Познавательные — PR текст является источником, средством и способом социального познания.
• Конструктивные — производство и трансформация существенных представлений целевой общественности о базисном субъекте PR. С помощью PR текста происходит формирование дискурса между субъектом PR и его целевой общественностью [Пивонова].
4. ОТЛИЧИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА И PR-ТЕКСТА
Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью, средствам массовой информации дает следующее описательное толкование: «PR-текст — отличается от журналистского текста тем, что в нем отражены интересы клиента и общественности. Журналист стремится к объективности, пиармен продвигает и защищает интересы организации».
Следует также сразу отметить, что
связи с общественностью как
вид коммуникативной
Журналистский текст, в основе которого
лежит базирующаяся на фактах социальная
информация, однако, в отличие от
PR-текста, не оптимизированная, всегда
объективно отражает социально значимое
событие. Журналистская информация,
как пишет С. М. Гуревич, «представляет
собой социальную информацию, особым
образом обработанную, — с целью
быстрейшего ее поступления к
потребителю, облегчения ее восприятия
и сильнейшего воздействия на
него». Исследователь также указывает
на двойственную природу журналистской
информации: «С одной стороны, это
продукт духовного
Если основные характеристики журналистского
текста как продукта журналистского
творчества, как «сложного и
Отличительная черта PR-текста - цель,
подчиненная корпоративным
PR-текст отвечает тем же
Принципиальная разница между
журналистским и PR-текстом может
заключаться в
Поэтому о беспристрастности в отношении PR-текстов говорить достаточно сложно, об объективности - чуть проще, но вот аргументированность и доказательность – факторы, которые должны объединять как журналистские, так и PR-тексты.
Основным жанром PR-специалиста
является пресс-релиз: “оперативно-новостной
документ PR, содержащий краткое, социально
значимое сообщение об актуальных фактах
или событиях, так или иначе
соотносимых с паблицитным
Условно пресс-релиз можно разделить на информационный и аналитический. По мнению А.А. Тертычного, “цель аналитического пресс-релиза заключается не просто в том, чтобы показать, что данная организация или личность способны решить какие-то проблемы данной аудитории, но и доказать это. Поэтому автор аналитического пресс-релиза обращается к доказательному рассуждению, к использованию аргументации, подтверждающей его утверждения” [Тертычный, 2000. С. 232].
Можно попытаться подсчитать эффективность
текста. Например, к универсальным
правилам написания текстов в
сфере связей с общественностью
относятся простота предложений, простые
слова, убедительность, естественность
стиля. Главными показателями эффективности
текстов газеты являются наличие
персонифицированной информации и
текстов, инициаторами которых были
читатели газеты. Именно активность аудитории
в создании газеты является свидетельством
доверия к ней аудитории. С
другой стороны, доверие – это
оценка получателем сообщения
Так какой же автор побеждает
и завоевывает доверие
заключение
Подводя итоги, отметим следующее.
Как журналистский, так и PR-текст
оперируют социальной информацией,
в основе которой лежит факт. Факт
в журналистском тексте есть некая
объективная реальность, представляемая
(в зависимости от жанра) как самодостаточная,
или анализируемая, или «совмещенная»
с образным видением ее автором. Факт,
лежащий в основе PR-текста — это
всегда определенный «отрезок» действительности,
представленный таким образом, чтобы
максимально полно служить цели
создания благоприятной коммуникационной
среды базисного PR-субъекта. Факт, лежащий
в основе PR-текста, — это факт,
важный для субъекта PR и приобретающий
важность для целевой аудитории,
а в случае опосредуемости текста
в СМИ — и для массовой аудитории.
PR-текст в любом случае должен
выражать идеологию фирмы, в нем
должна быть выражена корпоративная
миссия. Напомним в этой связи, что PR
определяют иногда как «ориентированную
журналистику», поскольку в PR-тексте
присутствуют всегда тщательно отобранные
(и соответствующим образом
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информация о работе Отличительные особенности журналистского текста и PR-текста