Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 05:44, контрольная работа
Жанры современной журналистики – вещь непостоянная и в определенных ситуациях даже условная. Все чаще на помощь или во вред журналистскому произведению приходит PR-текст, подготовленный пресс-службами организаций. Аудитория одновременно находится под воздействием самой различной массовой информации – публицистической, официально-статистической, просветительской, развлекательной, рекламно-справочной и др.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие текста 4
2. СПЕЦИФИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА 7
3. СПЕЦИФИКА pr-ТЕКСТА 14
4. ОТЛИЧИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА И PR-ТЕКСТА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Библиографический список 23
7. Никогда не бойтесь “
Иные сюжеты могут быть очень запутанными, и есть опасность, что читатели запутаются, как бы хороша ни была композиция текста. Не стесняйтесь в таких ситуациях раскладывать все по полочкам, как в учебнике, сообщая читателям, что им предстоит узнать: “Этот сложный вопрос имеет четыре аспекта. Во-первых...”
8. В длинных публикациях
“Меню” – это пара предложений, излагающих основное содержание материала, сообщающих читателю, что у вас есть “про запас”. Так, если по композиционным причинам есть необходимость оставить два-три ударных момента на конец публикации, пусть читатель узнает о них в самом начале, “пригубит” их.
9. Осторожно выстраивайте последовательности.
Этот способ написания легких текстов
на общие темы используется настолько
часто, что стал почти ритуалом. Он
заключается в том, что сперва
в общей форме дается характеристика
тому, что произошло в конце
некоего события. Затем идут имена,
время и место, после чего события
излагаются в хронологической
11. Осторожно обращайтесь с “но”, “однако” и “тем не менее”.
Используя эти словечки в начале предложений, содержащих информацию, противоречащую той, о которой шла речь ранее, вы рискуете увязнуть в этой колее. Если вы не будете осторожны, то вам захочется прибегать к их помощи в каждом третьем или четвертом предложении. Чтобы свести их употребление до минимума, вы должны расположить противоречащие друг другу части материала строго последовательно, изложив сперва одну точку зрения на события и лишь потом – другую.
12.Используйте цитаты для
Как длинный кусок текста, состоящий сплошь из цитат, может быть утомительным и неэффективным в смысле объема, так и затянувшаяся косвенная речь может стать монотонной. Внесите в нее некоторое разнообразие, подключите живой голос – дайте одну-две цитаты, пусть и небольшие.
13. Утверждения, изложенные во
врезе косвенной речью,
14. В публикациях-продолжениях не
забывайте излагать содержание
предшествовавших материалов. Обдумывая
содержание публикации-
Американский писатель Эрнест Хемингуэй как-то раз сказал, что переписывал финал романа “Прощай, оружие” 39 раз, прежде чем остался им доволен. Окончание журналистского текста почти так же важно, как и начало.
Сравнительно большие
Хорошая концовка – это какой-нибудь
эпизод. Подойдут также краткие описания
финальной сцены, эффектная цитата,
какой-нибудь поворот основного
сюжета, сбереженный напоследок; можно
сделать перекличку концовки со вступлением
либо с эпизодом из статьи. В общем,
все, что придаст материалу
Большую роль играет и заголовок
вашего текста. Зачастую в современных
журналистских текстах можно
встретить следующее явление: заголовок
интригует, привлекает к себе внимание,
но к сверхсмыслу материала
Ведь основная функция
Если говорить о заголовках, то, по мнению Г.В. Лазутиной, их существует три типа:
1) прямое отражение темы: «Россияне
стали чаще страховаться», «
2) прямое отражение идеи: «Карабах
требует особого отношения», «Иметь
портфель заказов», «Федерализм
– лучшая модель», «Темпы
3) опосредованное отражение
Когда же заголовок построен на несущественных для данного материала связях, то он становится провокационным: вызывает у адресата информации определенные ожидания, заставляет его познакомиться с материалом, а в итоге эти ожидания оказываются неоправданными.
Когда журналист работает над материалом, он надеется, что его произведение не будет "проходным" (лишь бы заполнить чем-то свободную полосу), но что его оценят и читатели, и коллеги, что оно запомнится людям, как-то повлияет на их мысли, взгляды, убеждения, действия. Почему же получается, что одни газетные материалы читатель пробегает глазами и тут же забывает, другие читает медленно и вдумчиво, к третьим возвращается, перечитывает, обдумывает, цитирует их своим знакомым?
Написать журналистский
По мнению Д. Рэндалл, существует пять признаков хорошо сделанного текста: ясность, живой язык, точность, честность, адекватность. Рассмотрим эти признаки подробнее.
ЯСНОСТЬ
Любой текст должен быть
ясным по мыслям, по композиции
и по языку. Если это не
так, над ним нужно еще раз
подумать и/или переписать
ЖИВОЙ ЯЗЫК
Избегайте всяческих клише. Подходите к каждой статье как к индивидуальному, новому проекту. Избегайте использования в тексте модных словечек и фраз.
ЧЕСТНОСТЬ
Пишите только то, в истинности чего уверены.
ТОЧНОСТЬ
Журналистика должна быть врагом неточности. Статьи должны отвечать на вопросы читателей, а не вызывать у них новые. А вопросы, на которые журналист должен стараться ответить, и ответить как можно точнее, таковы: Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?
АДЕКВАТНОСТЬ
Адекватность – это
3. СПЕЦИФИКА pr-ТЕКСТА
Ближе всего к понятию PR-текст, на мой взгляд, подошел Е. Блажнов, который вводит в научный оборот понятия «PR-обращение» и «PR-письмо», подразумевая под первым любой текст, несущий на себе функции PR, а под вторым — текст «директ мейл» — прямой адресной (почтовой) рассылки, предлагая еще и один из классифицирующих признаков PR-текста — способ его доставки целевому адресату.
Любой текст должен иметь свою тему
— это то главное, о чем говорится
в данном речевом произведении, это
и материал, организуемый в соответствии
с целями и задачами текста. Для PR-текста
— это событие (новость) или ситуация,
связанные с деятельностью
В отношении к PR-тексту будем рассматривать
тип авторства как скрытое: PR-текст
является отражением корпоративной
точки зрения, где его автор (или
авторы) по определению выражает корпоративное
суждение. Для PR-текста это «надличностное»
авторство. Это означает, что любой
PR-текст, будучи составленным сотрудником
PR- или пресс-службы организации, не
подписывается конкретным лицом (или
мнимо подписывается первым лицом
организации, как, например, байлайнер
или поздравление). Контактное лицо,
указываемое в ряде жанров PR-текста,
не обязательно подразумевает
Итак, основными дифференциальными признаками PR-текста становятся паблицитность и скрытое авторство [Кривоносов, 2002].
Под PR-текстом мы понимаем простой или комбинированный текст, содержащий PR-информацию, инициированный базисным субъектом PR, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций, служащий целям формирования или приращения паблицитного капитала данного базисного PR-субъекта, адресованный определенному сегменту общественности, обладающий скрытым (или значительно реже прямым) авторством, распространяемый путем прямой рассылки, посредством личной доставки или опосредованный через СМИ.
Итак, PR-текст не сообщает о новых товарах — он содержит информацию о новостных событиях в жизни базисного субъекта PR. Тексты PR всегда имеют четкую адресную аудиторию. PR-текст формирует или поддерживает паблицитный капитал базисного субъекта, но, в отличие от рекламного, не товара или услуги. Наконец, PR-текст, исходя из понятия «паблицитный капитал», не способствует реализации идей, начинаний, товаров, а ориентируется на создание благоприятной коммуникационной среды вокруг тех же идей или начинаний. «Текст PR, — пишет Г. Г. Почепцов, — „мимикрирует" под новостийный текст, но фоном его являются просчитанные последствия введения этой информации. Реклама как „обнаженный" вариант коммуникативных технологий и в первичной, и во вторичной коммуникации является направленной на поведенческие изменения». Ф. Буари приводит в своем исследовании материалы рабочей комиссии, созданной в Швейцарии в 1961 г. для изучения проблемы «о праве общественности на информацию», где, в частности, говорится: «Материалы PR, которые могут быть опубликованы на редакционных площадях, должны одновременно отвечать потребностям общественного мнения (читателей) в информации и выполнять привычную для прессы информационную функцию. Когда они исходят от коммерческого предприятия, для которого извлечение прибыли является главной целью, паблик рилейшнз в прессе имеют тем более рекламный эффект, чем лучше им удается создание атмосферы доверия». «Тексты PR, — как справедливо, на наш взгляд, указывает Г. Г. Почепцов, — не отличаются от других новостных сообщений, в то же время рекламные тексты отличны, поэтому они попадают на платные страницы газет, а тексты PR — на бесплатные». Остановимся на этом суждении подробнее.
PR-текст, будучи
Информация о работе Отличительные особенности журналистского текста и PR-текста