Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 04:42, дипломная работа
Редактирование является комплексной деятельностью. Это с особой яркостью раскрывается в работе по подготовке изданий, которая выполняется редактором с использованием всех входящих в его компетенцию видов деятельности - организационной, методической, творческой, литературной и др. Комплекс задач и функции редактора требуют выполнения разнообразных видов работ - от организационно-управленческой до литературно-творческой.
Однако нельзя забывать, что тематическая направленность отражает познавательный и воспитательный потенциал литературы для детей. Причем ее тематика определяется социальным заказом, воспитательными идеалами общества. В тематике отражаются различные стороны жизни общества, нравственные позиции, сложившийся общественный идеал, который влияет на характер предмета литературы для детей.
Кроме того, учитываются конкретные интересы детской аудитории, и в содержании преимущественное внимание отдается детству, периоду роста и взросления ребят, задачам, которые стоят перед ними. Поэтому тематика детской литературы охватывает жизнь школы, летние каникулы, знакомство с городом и страной, эпизоды из жизни исторических героев, ученых, деятелей культуры и искусства.
Но тематика и отбор
фактического материала произведений
не исчерпывают общую
В процессе становления детская литература значительно углубилась, и современную литературу привлекают вечные вопросы человечества: как складывается личность, от чего и к чему идет человек и человечество.
Главное отличие справочных изданий для детей от справочных изданий, предназначенных взрослым, заключается в том, что они подразумевают иной характер чтения. Особенности справочной литературы для взрослого читателя определяются тем, что она не предназначена для сплошного чтения. Этот признак «заложен» в типологические характеристики справочной литературы и влияет на многие аспекты подготовки справочных изданий. В отличие от «взрослых» справочных изданий, эти издания для детей рассчитаны не только на выборочное, но и на последовательное чтение. Кроме того, для них характерна занимательность, яркость изложения. Язык отличается образностью, он менее, чем во «взрослых» изданиях, стандартизирован. По-иному создаются типовые схемы статей, часто используются форма вопросов и ответов, отрывки из произведений художественной литературы.
Справочные издания для детей объединяют энциклопедии, словари, настольные и отрывные календари.
Основное место среди этих изданий занимают энциклопедии и энциклопедические словари.
Первое отечественное справочное издание - анонимный перевод книги Ж.А.С. Формея (непременный секретарь Берлинской академии наук, профессор философии) «Краткое понятие о всех науках для употребления детей от шести до двенадцати лет» 1764 г., напечатанное в Московском университете. Оно представляло собой изложение вопросов и ответов. Издание вышло на русском и французском, русском и немецком языках. Параллельные тексты позволяли использовать книгу для изучения иностранных языков. Материал разделен на уроки, или «отделения», каждое из которых посвящено определенной теме: о человеке, о законах, о науках, о художествах, о времени, о космографии (изложена по Копернику), о географии, об истории, о мифологии и т.д.
Материал имеет религиозно-
Эта книга типографией Московского университета дважды переиздавалась (1774, 1788) и в другом переводе была выпущена в Петербурге типографией при Сухопутном шляхетном кадетском корпусе в 1769 г.
«Мир чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского - это энциклопедия для детей дошкольного и младшего школьного возраста, увидевшая свет в 1658 г. в Нюрнберге. В ее задачи входила популяризация научных знаний. Все сведения, включенные в книгу, соответствовали уровню науки того времени.
Высокий научный уровень материала сочетался в этой книге с наглядностью, простотой, точностью, последовательностью изложения.
В эпоху Петра I, славную своим интересом к наукам, такая книга не могла не привлечь внимание россиян. По распоряжению правительства в 1703 г. Эрнстом Глюком был сделан ее перевод на русский язык. Смерть переводчика помешала публикации книги.
Впервые на русском языке книга «Мир в картинках» была напечатана, как уже говорилось, в 1768 г. с параллельными текстами на пяти языках. В качестве учебной и познавательной книги она была распространена в России до середины XIX в.
Кроме того, в России выходили в свет оригинальные справочные издания для детей. «Письмовник» Н.Г. Курчатова - первая попытка разработать круг детского чтения. В 1769 г. он был издан в виде грамматики с прибавлением материала для чтения. Отдел «Письмовника» «Всеобщий чертеж наук и художеств» представляет собой краткую энциклопедию, охватывающую вопросы религии, философии, точных наук, медицины, искусства и др.
В 1913-1914 гг. известный русский книгоиздатель И. Д. Сытин (1851-1934) выпустил переработанный с добавлением статей о России (природа, промышленность и т.д.) перевод английского издания энциклопедии Артура Ми.
К подготовке этого издания были привлечены известные ученые, профессора Ю.И. Вагнер, С.А. Князьков, Н.А. Морозов и др. Книга давала широкий круг знаний по естественным наукам, географии, технике, промышленности и т.д. Материал располагается в десяти тематических разделах. Энциклопедия включает много интересных сведений, написана хорошим языком, имеет большое количество иллюстраций (цветные вклейки и черно-белые рисунки). Энциклопедия была адресована читателям от 10 до 15 лет.
В 1958-1962 гг. Академия педагогических наук выпустила первую отечественную «Детскую энциклопедию» в 10 томах для читателей среднего и старшего школьного возраста. В 1964-1969 гг. в издательстве «Просвещение» вышло второе, переработанное издание «Детской энциклопедии» в 12 томах, в 1970 г. - книга «Познание продолжается», являющаяся дополнением к энциклопедии.
В 1990-е годы российский рынок насыщается справочными изданиями для детей - отечественными и зарубежными. К сожалению, приходится констатировать, что современные переводные справочные издания, как правило, слабо адаптированы к российским условиям, и статьи, посвященные России, поверхностны и проигрывают по сравнению со статьями о других странах. Остановимся на некоторых изданиях.
«Детская энциклопедия» построена по тематическому принципу. По сути, это книга для чтения и самообразования, для расширения и углубления знаний, получаемых в школе. Во втором издании энциклопедии появились новые разделы (например, языкознание, которое вместе с литературоведением представлено в XI томе), в отдельный том выделено искусство. Подготовка подобного издания - большой труд целой творческой группы. Авторский коллектив насчитывал до 1000 человек - ученых, инженеров, агрономов, педагогов, общественных деятелей. В состав редколлегии входили С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Л.А. Кассиль, Е.П. Афанасенко, И.А. Карпов, академик С.Д. Сказкин.
Хотя в издании представлен обширный материал по различным отраслям знания, критика отмечала, что в статьях слабо освещены роль химии и ее применение в народном хозяйстве, последние достижения в некоторых областях физики, биологии и др.
В 1968 г. Академия педагогических наук выпустила первую советскую энциклопедию для младших школьников в двух томах «Что такое, кто такой?». В основе составления словника - содержание школьной программы 3-4-го классов, понятия, термины, имена, которые составляют первоочередные знания культурного человека.
Издание ставит задачу дать школьникам сумму знаний по отдельным отраслям науки, техники, познакомить с основными понятиями. Материал расположен в алфавитном порядке имен и предметов. Издание учит детей самостоятельно находить справки по интересующим их вопросам. Энциклопедия неоднократно переиздавалась.
Одна из задач познавательной литературы для детей - профессиональная ориентация подростков - может быть прекрасно решена именно средствами справочных изданий.
Примером ее решения могут служить отраслевые энциклопедические словари издательства «Педагогика». Раскрывая определенную отрасль - музыку, театр, литературоведение, - такая книга дает целостное представление о деятельности в конкретной сфере. Читатель знакомится с формами и методами работы, познает историю, теорию соответствующей отрасли, узнает биографии людей, способствовавших ее развитию.
Чтобы показать подход к подготовке этого вида издания, остановимся на трех конкретных словарях. «Энциклопедический словарь юного музыканта» адресован прежде всего ребятам, которые учатся в музыкальных школах, занимаются в хоровых студиях, ансамблях, оркестрах, в других музыкальных самодеятельных коллективах. Кроме того, задача данного издания - расширить кругозор каждого читателя, увлечь его, помочь разобраться в мире музыки и полюбить его.
Здесь представлена музыка как вид искусства, раскрываются связи музыки с жизнью, с другими видами искусства, показаны выдающиеся композиторы, важнейшие школы и направления искусства разных стран и народов в разные эпохи развития цивилизации. Словарь дает представление о выразительных средствах музыки - мелодии, гармонии, ритме, ладе, о музыкальных инструментах, профессиях, связанных с музыкой, о концертных залах, музыкальных театрах, конкурсах и фестивалях. В книгу включены практические советы начинающим музыкантам, рассказано, как сделать простейший музыкальный инструмент, как провести викторину по музыке и т.д.
В словаре около 200 статей, расположенных в основном в алфавитном порядке. Однако составители использовали и тематические связи между статьями: например, статьи о жизни и творчестве М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и других великих русских композиторах расположены после статьи о русской музыке XVIII - начала XX в.
В издании имеется алфавитный указатель, составленный из терминов всех статей словаря. Кроме того, включен список книг, рекомендуемых для расширения знаний читателей о музыке.
«Энциклопедический словарь
юного литературоведа»
Статьи в основном расположены в алфавитном порядке. Однако жизнь и творчество крупнейших писателей, литературных критиков, литературоведов следуют, как в рассмотренном выше «Словаре юного музыканта», за статьями о соответствующем периоде развития той или иной национальной литературы.
Аппарат включает алфавитный указатель и список рекомендуемых книг, посвященных художественной литературе и литературоведению. Этот список позволяет читателю при желании расширить границы содержания данного словаря.
«Словарь юного зрителя» раскрывает несколько областей: театр, кино, цирк, эстраду, телевидение. Он включает историю их развития, особенности художественного языка, роль и место в социальной жизни, показывает судьбу и творчество выдающихся артистов, режиссеров, драматургов, демонстрирует известные театры мира, прослеживает историю развития театрального искусства. Зарождение театра показано в статье об античном театре, особенности национальных театров - в статье «Восточный театр», где повествуется об Индии, Китае, Японии. Средневековый театр и театр эпохи Возрождения, формирование национального театрального искусства в различных странах мира рассматриваются в специальных статьях. Кроме того, читатель получает общее представление о творчестве Гольдони, Мольера, Шекспира, Шиллера, Шоу и многих других драматургов. Целый комплекс статей подробно рассматривает историю, теорию, практику отечественного театра. В книге представлен также детский театр. Отдельные статьи раскрывают искусство эстрады и цирка («Эстрада», «Цирк»), кино (история отечественного и зарубежного киноискусства) и его собственные выразительные средства («Кадр», «Монтаж в кино и на телевидении»).
Словарь содержит ряд практических рекомендаций: как организовать в школе работу театрального кружка, поставить спектакль, наложить грим, снять кинофильм.
В словаре более 120 статей. Расположение алфавитное с использованием тематических комплексов, когда к обобщающим статьям примыкают отдельные статьи по конкретным вопросам.
Аппарат включает алфавитный указатель и список рекомендуемой литературы.
Функции словарей - обучающая, воспитательная; они формируют интерес к искусству, направлены на то, чтобы этот интерес перерос в стойкую потребность постоянно знакомиться с произведениями искусства. Книги способствуют эмоциональному, эстетическому развитию читателя, расширяют кругозор, влияют на формирование круга чтения ребят.
К справочной литературе относят также отрывные и настольные календари («Календарь школьника», «Звездочка» и др.), которые представляют собой иллюстрированные сборники произведений всех видов литературы для детей, составленные по логическому принципу, когда структура определяется последовательностью продвижения календарного времени, а содержание связывается с историей, культурой, географией в соотнесении с датами года.
Практические пособия для детей помогают им овладеть навыками деятельности в какой-то области.
Практические пособия предназначены не только для чтения. Они знакомят читателей с методами выполнения определенных операций, с навыками труда, с организацией труда, помогают в техническом и художественном творчестве (серия «Знай и умей», серия «Мир твоих увлечений», «Практикум начинающего радиолюбителя»).
Книги по профориентации
посвящены различным
Эти книги издаются сериями («Учащимся о профессиях», «Кем быть?»), которые в совокупности дают представление о различных отраслях знания и сферах деятельности.
1.2 Специфика
изданий для детей.
Читательский адрес -
определяющая категория изданий
для детей. Понимание роли и содержания
характеристик читателей
Характеризуя читательскую аудиторию изданий для детей, мы прежде всего обращаем внимание на тот факт, что она представлена целой гаммой отдельных групп читателей с самостоятельными качествами. Каждая группа имеет своеобразные оттенки восприятия книги, отношения к книге и к окружающему миру, особый интерес к нему.
Информация о работе Особенности работы редактора над детскими энциклопедиями