Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей освещения реформы образования российскими печатными СМИ.
Цель определила следующие задачи работы:
дефиницию понятия «реформа образования»;
описание образовательных реформ в Российской Империи, РСФСР, СССР и России в XIX- XX вв.;
рассмотрение термина «кризис образования»;
определение средств и способов подачи информации о реформе;
провести сопоставительный анализ освещения реформы образования российскими печатными СМИ;
выявить разницу в подаче материалов при освещении реформы образования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
§ 1.1. История образовательных реформ в Российской Империи,
РСФСР, СССР и России……………………...…..….…………..6
§ 1.2. Кризис системы образования на рубеже XX-XXI веков……… 12
§ 1.3. Особенности композиционно-графического компонента в материалах о реформе образования: заголовки и фотографии………………
Глава 2. РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В СМИ
§ 2.1. Особенности восприятия реформы в прессе…………………..18
§ 2.2. Общая специфика дискурса о реформе образования в прессе
§ 2.2.1. «Российская газета»………………………………………24
§ 2.2.2. «Русский репортер»……………………………………..27
§ 2.2.3. Популярные массовые издания («Аргументы и Факты», «Комсомольская правда»)…...…………………………………...29
§ 2.2.4. Прочие ресурсы…………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….36
«На самом деле никто в новый стандарт ничего радикального не закладывал. Как объяснил «КП» руководитель группы разработчиков стандарта – управляющий директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, в старших классах предлагается ввести шесть предметных групп: русский язык и литература, иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки, а также искусство или предметы по выбору. Смысл такого разделения: к старшим классам 70 процентов школьников уже более-менее определились, кем быть: гуманитариями или технарями. […] То есть привычное профильное образование, только теперь оно законодательно закреплено в стандарте образования. Другое дело, что проект стандарта написан сложно, научно и далеко не все смогли разобраться, в чем смысл предлагаемых изменений»42.
2.2.4. Прочие ресурсы.
Невозможным представляется обойти вниманием то множество ресурсов, которое выражает открытый и довольно агрессивный протест по отношению к реформе образования.
В первую очередь это касается
уже упомянутого нами ресурса http://netreforme.org/
«Гражданская инициатива за бесплатное среднее образование – это добровольный союз граждан, которых не устраивает реформа образования в России. В рамках школьной реформы часть общеобразовательных предметов может стать платной. Задача нашей Инициативы – остановить реформирование системы образования и не дать школьному образованию стать платным43.
Однако, в остальных
материалах планка «свободы
«Не помогло отмахивание руками от очевидных фактов. Не помогло заботливое и аккуратное упрятывание головы в песок. Правы оказались городские сумасшедшие из числа оппозиционеров, которых здравомыслящие сетевые тролли упрекали в кликушестве. Вот он, новый стандарт образования. А в нем то самое урезание школьных предметов. Ночной кошмар? Нет, горькая реальность.
Еще есть среди нас простачки, верящие в непроходимую глупость чиновников. Дескать, лишь по недомыслию такую гадкую реформу могли выдумать. Нет, уважаемые, пора бы уже избавиться от политической инфантильности и понять, что умственные способности министров и их советников тут ни при чем»44.
Сходным является и содержание
сайта http://www.obraza-net.
«С 1 декабря 2010 года по 1 февраля 2011 года в Интернете на общественное обсуждение был выставлен доработанный проект закона. Первое, что потрясло, это – объём, 240 страниц, роман средней величины. Ну, не «Война и мир», а «Отцы и дети», не от Тургенева, конечно. Да что там роман, проект закона исхитрился переплюнуть даже Уголовный кодекс РФ. В УК РФ на 48 000 печатных знаков меньше (компьютер без(с)страстен в подсчёте знаков)! Представьте себе: перечень всех преступлений, совершаемых россиянами, с их определениями, с наказаниями и т. п. меньше, чем проект закона об образовании! А по сути, значительную часть его текста можно было бы изложить в двух статьях:
Статья 1. Министерство образования и науки может всё, если захочет.
Статья 2. Кто не понял, см. статью 1»45.
Масштабы народного протеста достигают таких размеров, что создаются даже толковые словари по образовательной реформе:
«РЕФОРМАТОРИЙ. Толковый словарь по образовательным реформам.
Введение
Если Вы решили посвятить себя реформам образования, то для начала Вам следует усвоить, что реформы образования и просто образование, доставшееся нам в наследство от тоталитарного прошлого - это совершенно разные виды деятельности», – гласит ресурс, содержащий далее по тексту, толкование множества актуальных для противника реформы терминов.
«Гуманизация – не путать с реальной помощью нуждающимся детям, которая только отвлекает от реформ. Настоящая Г. с начала 90-х годов проявляется в массовой беспризорности (невиданной в мирное время), росте заболеваемости детей практически всеми известными болезнями, включая венерические и т. п. Принципиальная позиция реформаторов по данному вопросу разъяснена в специальной телепередаче министра культуры М. Е. Швыдкого, посвященной бездомным детям»46.
Таким образом, можно сделать
вывод, что агрессивных и решительно
настроенных противников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществленное исследование позволяет сделать ряд выводов общего и частного характера.
На рубеже XX-XXI веков наметился явный кризис мирового и, в частности, российского образования. Обветшалые советские стандарты утратили актуальность, новые не были разработаны, обнаружилось несоответствие фактического состояния системы образования реальным запросам современного российского государства.
Эти и многие другие факторы обусловили необходимость реформирования образования, которая выразилась в подготовке и попытках принятия Закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Основными тезисами законопроекта явилось утверждение ЕГЭ как формы экзаменации обучающихся, снижение объема информации в учебных курсах, а также сокращение учебных часов и подразделение школ по форме финансирования.
С момента своей первой публикации и по сей день закон является одним из самых обсуждаемых и резко критикуемых в истории Российской Федерации. Уже более двух лет он подвергается доработке и корректированию, однако, до сих пор его правовая составляющая не удовлетворяет многих рядовых граждан и политиков.
Закон №83-ФЗ хотя бы единожды освещался практически во всех крупных СМИ России и был представлен с абсолютно различных ракурсов и точек зрения. Проведенный нами обзор интернет-версий именитых печатных СМИ («Российская газета», «Русский репортер», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда»), а также множества интернет-ресурсов, специализирующихся на публикациях в тематике реформы образования, выявил наметившийся в обществе раскол мнений по данному вопросу, зафиксировав, однако, перевес мировоззренческих позиций граждан в пользу непринятия реформы.
Описание реформы образования в проанализированной нами прессе можно охарактеризовать, по большей части, как ярко выраженный и красочно мотивированный гражданский протест. Тексты статей изобилуют сарказмом, иронией, метафорами, отсылами к авторитетным источникам и культурным ценностям. По вопросам реформы образования проводятся социологические опросы, составляются словари и создаются целые журналистские сообщества.
Таким образом, на данный момент проблема реформирования образования в России остается спорной и весьма актуальной, а также создается необходимость в анализе динамики развития общественного мнения по данному вопросу и сопоставительном анализе самих законопроектов реформы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 Луков В.А. Реформа образования
// Энциклопедия гуманитарных наук, 2005,
№3. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/
2 Инициативе за бесплатное образование
— 2 года. 14.05.2012 URL: http://netreforme.org/news/
3 Образование: сокрытое сокровище
(Learning: The Treasure Within) , ЮНЕСКО, 1996. URL: http://www.ifap.ru/library/
4 Луков В.А. Реформа образования
// Энциклопедия гуманитарных наук, 2005,
№3. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/
5 Богуславский М.В. Реформы российского
образования XIX-XX века как глобальный проект.
URL: http://ecsocman.hse.ru/data/
6 Богуславский М.В. Реформы российского
образования XIX-XX века как глобальный проект.
URL: http://ecsocman.hse.ru/data/
7 Там же.
8 Асмолов А.Г. стратегия социокультурной
модернизации образования: на пути к преодолению
кризиса идентичности и построению гражданского
общества. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/
9 Богуславский М.В. Реформы российского
образования XIX-XX века как глобальный проект.
URL: http://ecsocman.hse.ru/data/
10 Богуславский М.В. Реформы российского
образования XIX-XX века как глобальный проект.
URL: http://ecsocman.hse.ru/data/
11 Там же.
12 Вербина О.В. Кризис современного
образования и российский постструктурализм.
URL: http://www.sgu.ru/files/nodes/
13 Бодрова Е.В., Никитина С.Б. Кризис
системы образования. Поиск новой парадигмы
образования на рубеже XX-XXI веков. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/
14 Карманова Д.А. Кризис российского
высшего образования: к проблеме аспектизации.
URL: http://journal-labirint.com/
15 Мазур Ю. Ю. Проблема образования в условиях антропологического кризиса // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. Вып. 6: Гуманитарные науки. — С. 68—73.
16 Карманова Д.А. Кризис российского
высшего образования: к проблеме аспектизации.
URL: http://journal-labirint.com/
17 Турченко В., Колесников Л. Стратегия
образования в России: кризис и перспективы.
URL: http://www.rau.su/observer/
Информация о работе Особенности освещения реформы образования российскими печатными СМИ