Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей освещения реформы образования российскими печатными СМИ.
Цель определила следующие задачи работы:
дефиницию понятия «реформа образования»;
описание образовательных реформ в Российской Империи, РСФСР, СССР и России в XIX- XX вв.;
рассмотрение термина «кризис образования»;
определение средств и способов подачи информации о реформе;
провести сопоставительный анализ освещения реформы образования российскими печатными СМИ;
выявить разницу в подаче материалов при освещении реформы образования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
§ 1.1. История образовательных реформ в Российской Империи,
РСФСР, СССР и России……………………...…..….…………..6
§ 1.2. Кризис системы образования на рубеже XX-XXI веков……… 12
§ 1.3. Особенности композиционно-графического компонента в материалах о реформе образования: заголовки и фотографии………………
Глава 2. РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В СМИ
§ 2.1. Особенности восприятия реформы в прессе…………………..18
§ 2.2. Общая специфика дискурса о реформе образования в прессе
§ 2.2.1. «Российская газета»………………………………………24
§ 2.2.2. «Русский репортер»……………………………………..27
§ 2.2.3. Популярные массовые издания («Аргументы и Факты», «Комсомольская правда»)…...…………………………………...29
§ 2.2.4. Прочие ресурсы…………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….36
Что касается отношения к закону №83-ФЗ, то большинство ресурсов предлагают о нем следующие отзывы:
«Знакомство с
продуктом нормотворческой
Содержание реформы, в свою очередь, описывается не многим более лестно:
«Сама реформа состоит из двух основных частей. Первая, видимая и понимаемая всеми правильно – постепенное ведение платного образования, что сделает его в конечном итоге недоступным для основной массы населения (которое реагирует примерно так: «раз началась новая реформа – значит, будут грабить»). Вторая часть, менее заметная но, пожалуй, ещё более страшная, смертельно опасная для будущего страны и всего населения России – искусственная деградация российского образования как такового. Основные составляющие этой части реформы – снижение объёма получаемого образования (через «оптимизацию», то есть уменьшение количества ВУЗов) и качества образования (через «деление» среднего и высшего образования на части, которые потом переводятся на платную основу)»29.
Существуют даже ресурсы, созданные специально в качестве протеста Закону №83-ФЗ, такие как netreforme.org или отдельные блоги на сайте scepsis.ru.
Красноречиво свидетельствует
об отношении к реформе в обществе
тот факт, что встретить ярко выраженных
положительных отзывов
«Первое в стенах Госдумы обсуждение законопроекта «Об образовании» было достаточно показательным с той точки зрения, что вопросы, заданные министру, носили уточняющий характер, а не дискуссионный. «Таким образом, законопроект является плюс-минус, но устраивающим все стороны», – заметил он: «Закон действительно содержит много нового, но самое главное, что статья 6 этого закона гарантирует неотъемлемое конституционное право на образование вне зависимости от расы, национальности, языка и так далее. А, кроме того, общедоступность и бесплатность образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Это, пожалуй, лучший ответ тем товарищам, которые пытались торпедировать обсуждение и принятие закона беспочвенными предположениями, что образование станет платным. Это ложь и провокация, все эти гарантии в законе сохранены, «Единая Россия» об этом говорила с самого начала, и слово сдержала», – напомнил Бурматов»30.
Как мы видим, главным достоинством «плюс-минус устраивающего» закона, по мнению парламентария, является не его преобразовательская составляющая, способная в дальнейшем принести пользу обществу, а всего лишь гарантия реабилитации «честного имени» партии и компромиссность проекта.
Большинство положительных
отзывов можно встретить
«Конечно, сейчас наша страна находится в переходном периоде. Мы приходим к принципиально новому обществу и государству. Меняется и система образования. Принципиально важно чтобы молодые люди, приходящие в эту нелёгкую профессию, занимались самосовершенствованием, а успех и престиж придёт со временем. Государство со своей стороны принимает ряд мер, которые, на мой взгляд, способствуют этому. Высказанные мнения завучей, молодых учителей, школьников, несомненно, свидетельствуют о положительной динамике роста интереса к решению проблем молодых педагогов»31.
Обтекаемые формулировки,
апеллирование к финансовой стороне
вопроса и переходному
Обратимся, однако, к краткому обзору газет и журналов, представленных в интернете, а также прочим информационным ресурсам с целью составить наиболее полную характеристику описания реформаторской деятельности в сфере образовании России с 2010 года и до настоящего времени.
§ 2.2. Общая специфика дискурса о реформе образования в прессе
§ 2.2.1. «Российская газета»
«Российская газета» – официальная газета правительства России, в которой публикуются новые законы и указы Президента, постановления Правительства и Федерального собрания, а так же новости официального характера32. Однако в данной газете мы можем встретить самые разноплановые статьи, касающиеся реформы образования.
«Зато за последний год школьное расписание перекроили почти до неузнаваемости. Во-первых, с 1 сентября 2012 года в школах повсеместно станут преподавать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». А во-вторых, по новому стандарту едиными для всех старшеклассников будут не 15 предметов, а только … 6. Это, напомним, русский язык и литература, иностранный язык, математика, история, физкультура и ОБЖ. Причем, не русский язык, литература, а именно «Русский язык и литература». Как будут выглядеть совмещенные уроки русского языка и литературы – сказать сложно. Филологи вам подтвердят, что это все-таки разные предметы. И не случайно же на филфаках университетов группы сразу же делятся на тех, кто изучает языкознание или литературоведение. Излишняя щепетильность, скажете? Возможно», – пишет корреспондент «РГ» в номере от 5 июля 2012 года.
Многоточие, свидетельствующее о замешательстве и негодовании автора, риторические вопросы, отсылки к авторитетным мнениям – такими средствами выразительности пестрят многие репортажи о реализации реформы на практике.
«Грамотный учитель, наверное, сумеет и без подсказок «сверху» блестяще провести урок «словесности». Да только таких «звезд» в школах немного»33, – сарказм и отчаяние сквозят в тексте. В невозможности изменить реальность, журналист ударяется в насмешку и иронию.
Годом ранее, 1 сентября 2011 года обзор реформы выглядел совсем иначе и был представлен точкой зрения В. Дымарского и его статьей «Баба ЕГЭ и другие страхи», в которой в частности писалось:
«Как тут не вспомнить нашего выдающегося историка Василия Ключевского, заметившего: «Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу». Ну, а теперь российская «старина» пытается дискредитировать реформы, настраивая против них общественное мнение, запутавшееся в многочисленных и разноречивых «экспертных» оценках», – вся статья была посвящена положительной оценке ЕГЭ и других аспектов реформации, с помощью научной терминологии, способствующей восприятию информации «на веру», автор стремится к убеждению граждан в благоприятном характере изменений. Тем более контрастно смотрится на страницах газеты ответное мнение А. Запесоцкого, опубликованное 20 сентября того же года:
«Лично я думаю, что народ у нас умный. Не глупее власти. Просто почти каждый, кто учился в советское время, и теперь наблюдает за учебой своих детей, видит разительные перемены к худшему. И никакая пропаганда реализуемых реформ не убедит людей в их полезности. Более того, продолжение осуществляемого насилия над сферой образования - реальный путь к дальнейшему понижению его качества и усилению социальной напряженности»34.
Налицо разница менталитетов и разнящиеся социальные позиции. К слову, Д. Медведев по тому же вопросу занимает пограничное положение, что отражено журналистами в следующем тексте: «Взгляды премьера на российское образование действительно меняются вместе с развитием сферы. Все эти годы Дмитрий Медведев был откровенным сторонником Единого госэкзамена. А этим летом через ЕГЭ прошел сын главы правительства, и, признался он, отношение к экзамену стало менее однозначное, но недостаточно, чтобы признать провал тестовой системы оценки знаний выпускников. – Вероятно, и очевидно, что ЕГЭ должен совершенствоваться, – заявил премьер. – И внедрение в него новых компонентов, на мой взгляд, абсолютно неизбежно»35.
Самое существование подобных дискуссий между оппонентами показывает, насколько велик раскол в обществе, как далека Россия от целостного и объективного восприятия реформы.
§ 2.2.2. «Русский репортер»
«Русский репортер – это журнал для людей, которые не боятся перемен, не избегают ответственности, предпочитают сами определять стиль своей жизни»36. Материалы «РР» поражают своей живостью, актуальностью и простотой речи. Создается впечатление, что ты читаешь не статью в именитом журнале, а слушаешь эмоциональный рассказ:
«Баталии вокруг реформы школы продолжаются. Недовольные учителя и родители кричат: «Власть хочет разрушить нашу школу!», «Уроки скоро будут платными!». Насколько обоснованы их опасения, не может сейчас сказать никто. Потому что чиновники и теоретики от образования не могут внятно сформулировать, что же они собираются делать. […] Подозреваю, что образование реформировали всегда. Вот случился Большой взрыв — вещество отделилось от излучения, и тут же стали появляться новые стандарты для средней школы и прочие документы. Но меня тогда не было»37.
Как видно из текста, автор данной статьи относится к реформе с опаской и недоверием, реформа воспринимается одновременно как что-то естественное, но и что-то неведомое и пугающее. Между делом, среди ярких метафор, сравнений и присказок корреспонденты «РР» выносят, однако же, приговор реформе:
«Как утверждают его авторы, «образовательный стандарт рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством». Пока с обществом договориться не получилось. Маше — Мандельштама, Пете — микроскоп. Если верить открытым письмам и многочисленным репликам публики, то новый стандарт — это нечто чудовищное. Как минимум: литература, история и математика перестают быть обязательными предметами. Как максимум: все предметы в школе, кроме трех непонятных дисциплин, становятся платными»38.
Автор статьи не стесняется в выражениях – «чудовищный», «ужасный», «вопиющий» – все эти эпитеты можно встретить по отношению к Закону №83-ФЗ.
Очень тонко вплетены оценочные суждения в текст посредством пунктуации и незначительных на первый взгляд ремарок:
«Мы знаем, что у нас будет три типа школ – муниципальные, автономные и бюджетные… Это неизбежно, – добавила она, услышав, как вздохнули педагоги, сидящие за столами.
Реформа образования завершится к 2020 году. К тому времени эти дети уже давно окончат школу. Они внимательно изучают карточки, и, кажется, всерьез верят в то, что сейчас будут строить школу будущего, и именно в такой школе будут учиться их дети»39.
Тихая грусть и ощущение безысходности читается между строк. И это относится к подавляющему большинству статей на тему реформы образования, представленных журналом «Русский репортер». Такого, по мнению редакции, неутешительное мнение ответственного гражданина, переживающего за судьбу Родины.
§ 2.2.3. Популярные массовые издания («Аргументы и Факты», «Комсомольская правда»).
Издания, которые мы условно объединили по признаку массовости и востребованности у читателей, по-разному подходят к вопросу реформирования образовательной системы.
«Аргументы и факты» выступают, как правило, на стороне противников реформы. Приводя в тексте статей цитаты авторитетных личностей, журналисты строят свои суждения вокруг их посыла:
«Борис Бим-Бад, академик Российской академии образования, педагог:
«То, что систему нашего образования нужно менять, неоспоримо. Это понимают граждане. Это констатируют власти, но проводимая ими модернизация заводит нашу школу в ещё большие дебри». Уже то, как начинается образование наших детей, закладывает в их развитие большой минус. […] Следующая ступень, школьное образование, без внимания государства не осталась. Вроде бы «реформируют», вкладывают много денег. Но что в итоге? Нынешняя школа по своему содержанию ничем не отличается от той, которую я закончил более 50 лет назад. А обязана была измениться! Реформаторы меняют только формы, что без изменения наполнения учебного процесса – бессмысленно»40.
Лаконичность стиля, вопросно-ответная форма – подобная организация текста создает эффект структурированного описания с прочной доказательной базой. Прибегают журналисты «АиФ» и к образным средствам языка, проводя довольно художественные и живописные параллели:
«Наша система образования оказалась сегодня на краю пропасти. И учителя, и преподаватели вузов, и специалисты на производстве в один голос твердят: образовательный уровень, кругозор выпускников, абитуриентов крайне низок. Если срочно не принять меры, страна окажется выброшенной из списка претендентов на мировое господство - никакое Сколково не поможет. […] Как из этого выбраться? Достигли мы дна, от которого можно будет оттолкнуться? Видимо, да, достигли. И поэтому начинаем снова рождать очень много талантливых детей»41.
Контрастно при сопоставлении с материалами «АиФ» смотрятся статьи «Комсомольской правды». При наличии неких претензий к осуществлению реформы, журналисты «КП» все же, ссылаясь на разработчиков стандарта, стараются сгладить конфликт и убедить читателей, что ничего радикального по большому счету не происходит:
Информация о работе Особенности освещения реформы образования российскими печатными СМИ