Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:33, курсовая работа
В филологической науке не много явлений, столь часто и столь неоднозначно упоминаемых, как деталь. Мы все интуитивно принимаем деталь как «что-то маленькое, незначительное, означающее что-то большое, значительное». Художественная деталь - изобразительная и выразительная подробность, несущая определенную эмоциональную и содержательную нагрузку, одно из средств создания автором картины природы, предмета, характера, интерьера, портрета и т.д.
I
ГЛАВА
В
филологической науке не много явлений,
столь часто и столь
Деталь, как правило, выражает незначительный, сугубо внешний признак
многостороннего и сложного явления, в большинстве своем выступает
материальным репрезентантом фактов и процессов, не ограничивающихся
упомянутым поверхностным признаком. Само существование феномена
художественной детали связано с невозможностью охватить явление во всей его
полноте и вытекающей из этого необходимостью передать воспринятую часть
адресату так,
чтобы последний получил
При анализе текста художественная деталь нередко отождествляется с метонимией и, прежде всего, с той ее разновидностью, которая основана на отношениях части и целого,— синекдохой. Основанием для этого служит наличие внешнего
сходства между ними: и синекдоха, и деталь представляют большое через малое,
целое через часть. Однако по своей лингвистической и функциональной природе
это различные явления. В синекдохе имеет место перенос наименования с
части на целое. В детали употребляется прямое значение слова. Для
представления целого в синекдохе используется его броская, привлекающая
внимание черта, и основное назначение ее — создание образа при общей экономии
выразительных средств. В детали, напротив, используется малоприметная черта,
скорее подчеркивающая не внешнюю, а внутреннюю связь явлений. Поэтому на ней
не заостряется внимание, она сообщается мимоходом, вроде бы вскользь, но
внимательный читатель должен разглядеть за нею картину действительности.
В синекдохе происходит однозначное замещение того, что называется, тем, что
имеется в виду. Художественную деталь всегда квалифицируют как признак лаконичного экономного стиля.
Главным
достоинством детали является то, что
она экономит изобразительные средства,
создает образ целого за счет незначительной
его черты. Более того, она заставляет
читателя включиться в сотворчество с
автором, дополняя картину, не прорисованную
им до конца. Короткая описательная фраза
действительно экономит слова, но все
они автоматизированы, и зримая, чувственная
наглядность не рождается. Деталь же —
мощный сигнал образности, пробуждающий
в читателе не только сопереживание с
автором, но и собственные творческие
устремления. Не случайно картины, воссоздаваемые
разными читателями по одной и той же детали,
не различаясь в основном направлении
и тоне, заметно различаются по обстоятельности
и глубине прорисовки. Помимо творческого
импульса деталь несет читателю и ощущение
самостоятельности созданного представления.
1.2.
Типы художественной
детали
Функциональная нагрузка детали весьма разнообразна. В зависимости от
выполняемых функций можно предложить следующую классификацию типов
художественной детали: изобразительная, уточняющая, характерологическая.
Изобразительная деталь призвана создать зрительный образ описываемого.
Наиболее часто она входит в качестве составного элемента в образ природы и
образ внешности. Пейзаж и портрет очень выигрывают от использования детали: именно она придает индивидуальность и конкретность данной картине природы или внешнего облика персонажа. В выборе изобразительной детали четко проявляется точка зрения
автора, актуализируются категория модальности, прагматической направленности,
системности.
Уточняющая деталь, как правило, используется в диалогической речи или
сказовом, перепорученном повествовании.
Характерологическая деталь — выполняет свою функцию не косвенно, как изобразительная и уточняющая, а непосредственно, фиксируя отдельные черты изображаемого характера. Данный тип художественной детали рассредоточен по всему тексту. Автор не дает подробной, локально-концентрированной характеристики персонажа, но расставляет в тексте вехи — детали. Они обычно подаются мимоходом, как нечто известное.
В определенном смысле все названные типы детали участвуют в создании
подтекста, ибо каждая предполагает более широкий и глубокий охват факта или
события, чем показано в тексте через деталь. Однако каждый тип имеет свою
функциональную и дистрибутивную специфику, что, собственно, и позволяет
рассматривать их раздельно. Изобразительная деталь создает образ природы,
образ внешности, употребляется в основном единично. Уточняющая — создает
вещный образ,
образ обстановки и распределяется
кучно, по 3—10 единиц в описательном отрывке.
Характерологическая — участвует в формировании
образа персонажа и рассредоточивается
по всему тексту.
1.3. Функции деталей
Выделительная
– с помощью детали писатель выделяет
событие, художественный образ, явление
из ряда подобных:
"И мысль свою Беликов также старался
запрятать в футляр. Для него были
ясны только циркуляры и газетные статьи,
в которых запрещалось что-нибудь..."
(А. П. Чехов "Человек в футляре")
Психологическая - является средством
психологической характеристики героя,
помогает раскрыть внутренний мир персонажа:
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны,
Под тобою - глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая,
В бездне воздуха и света.
(К. Д. Бальмонт "Белый лебедь")
1.4. Характеристика художественной детали
Художественные детали можно охарактеризовать следующим образом:
Вывод: Все писатели широко используют в своих произведениях художественную деталь, так как она имеет огромное значение: без неё невозможно было бы емко и точно, несколькими фразами дать индивидуальную характеристику героям, показать авторское к ним отношение, создать и охарактеризовать изображаемый мир.
Использованная
литература
1. Ю.Н. Тынянов «Поэтика»,
«История литературы».