Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:14, курсовая работа
Современность показывает, что общественное мнение способно служить различным политическим целям. Наибольшую опасность для граждан и государственного устройства представляет использование общественного мнения в целях политического манипулирования. Также следует подчеркнуть, что манипулирования общественным мнением имеет ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами управления. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв, требует меньших материальных затрат.
Введение 4
Глава 1.Теоретические основы изучения общественного мнения 7
1.1.Общественное мнение как социальный феномен и предпосылки его исторического появления 7
1.2.Основные направления исследований общественного мнения и определение понятия 12
1.3. Субъект и объект общественного мнения 18
Глава 2. Методы исследования общественного мнения 21
2.1. Организация исследования и методики 21
2.2 Типы и виды выборки 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28
В первый комплекс количественных исследований входят инструменты позволяющие получить статистически достоверную информацию и понять сколько людей думают определенным образом. На основе информации полученной в ходе количественного исследования можно узнать, что беспокоит людей, какие проблемы общественной жизни являются на их взгляд требующими неотложного решения.
Методы количественного исследования представлены рядом методик. Один из самых распространенных методов количественного исследования является опрос. В изученной мной литературе выделяют несколько категорий этого метода. Каждый из них является самостоятельным инструментом для изучения общественного мнения и применение одного из них позволяет проводить исследования различного масштаба и по материальным затратам.
Опросы по электронной почте являются неотъемлемым методом исследования общественного мнения. Преимуществом этого метода является его дешевизна и возможность исследования большого числа людей, отсутствие личного давления интервьюера на респондента, можно охватить респондентов находящихся в труднодоступных районах. К недостаткам метода относится: низкое качество возвращенных анкет, невозможность проверить кто заполняет анкету и самостоятельность ее заполнения.
Опросы по телефону являются
эффективным методом
Основным элементом опросов и его самой важной частью является профессиональное и грамотное составление анкет и формулировка вопросов. По мнению директора Института социологических исследований Бена Пейджа: «Неправильно сформулированные вопросы могут полностью исказить ответы»20. Это значит, что при разработки исследования этому этапу следует уделять особое внимание. Так, для того чтобы получить более достоверные данные проводя количественное исследование целесообразно провести «микро» опрос не большого числа людей, протестировать анкеты и проанализировав данные, понять и исправить ошибки которые могут быть допущены при главном исследовании.
Второй комплекс инструментов позволяет исследователям общественного мнения проводить качественные исследования. Эти методики имеют ряд существенных отличий от методик количественных исследований. Они позволяют проникнуть в глубь исследуемого вопроса, т.е. помогают понять почему, по какой причине так думают респонденты, этот метод позволяет определить наиболее важные вопросы.
Углубленное интервью является одним из методов качественного исследования. Это исследование проводится один на один с респондентом. Это позволяет получить информацию по неудобным темам. В ходе интервью представляется возможность задать такие вопросы и получить на них ответы, которые в групповом интервью не обсуждались по причине их эмоциональности и интимности. Оптимальная продолжительность исследования не более часа.
Следующий метод представляющий качественные исследования это фокус-группы. Сущность этого метода заключается в проведении коллективной дискуссии, в ходе которой собирается информация от участников по определенной теме. В ходе проведения фокус-групп анализируются мнения не отдельных людей, а групп – объединенных общими интересами, заботами и идеями. Поэтому важнейшей характеристикой качественно проведенной фокус-группы является ее гомогенность, т.е. однородность социального положения ее участников.
Большая роль при проведении фокус-групп принадлежит модератору от него зависит вовлечение респондентов в дискуссию (ведь высказываться должен каждый человек), разностороннее обсуждение заявленных вопросов и систематизация полученной информации. В рассмотренной мной литературе количество участников фокус-групп не должно превышать 12 человек, однако по мнению специалистов занимающихся проведением исследований при помощи этого метода оптимально количество участников не должно превышать 8 человек, временны рамки 1,5-2 часа.
Фокус-группы не позволяют респондентам из-за короткой продолжительности расслабиться и вникнуть в тему обсуждения. Поэтому существует видоизменный и адаптированный метод исследований общественного мнения, который называется «гражданские семинары». На него приглашаются люди различного социального статуса, вероисповедания, т.к. у них достаточно времени чтобы выслушать и понять позиции друг друга. По численности гражданские семинары обычно проводят с 20-30 людьми, продолжительностью 1-2 дня.
Наиболее любопытным и интересным мне показался метод «гражданского жюри». Формируется репрезентативная группа из 12 человек, которым делегируется право принятия решения по какому-либо значимому общественному вопросу, по которому трудно принять однозначное решение. Заказчиком такого исследования могут выступать органы власти или общественные организации, которые потом покупают у исследователей то решение, которое приняла эта группа. Конечно это не обязывает заказчиков воплотить решение в жизнь, но полученные сведения и рекомендации могут прояснить сложность ситуации.
В заключении этого параграфа целью которого было рассмотреть методы исследования общественного мнения хотелось бы сделать краткий вывод. Правильное проведение количественных исследований позволяет получить статистически достоверные цифры, на основе этих данных легче принимать управленческие решения. Качественные исследования позволяют определить факторы, которые влияют на принятие каких-либо решений. Таким образом количественные и качественные методы взаимно дополняют друг друга и при их использовании исследователи могут получить исчерпывающую информацию об интересующем их объекте исследования.
При рассмотрении такого явления как общественное мнение нельзя обойти стороной такой существенный при его изучении этап как формирование выборки исследования.
Наиболее подходящей трактовкой понятия выборки на мой взгляд является определение Белова А.А., которое формулируется следующим образом: «Выборкой называется совокупность опрашиваемых людей, составленная так, что каждая из основных образующих ее социальных групп представлена пропорционально структуре общества в целом»21.
На мой взгляд на практике это означает, что если мы проводим всероссийский опрос то все возрастные группы, люди разного социального положения, образования и пола – должны быть представлены в выборке. Все эти представители являются единицами исследования, а вся совокупность этих единиц наблюдения, имеющих отношение к изучаемой проблеме называется генеральной совокупностью, а ее часть которая непосредственно подлежит изучению в процессе исследования называется выборочной совокупностью. Поэтому в процессе изучения исследователи общественного мнения работают с выборочной совокупностью, в которой должно быть представлено в пропорциональном виде вся генеральная совокупность.
«Имеется три основных типа выборок. Они различаются по принципу подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной:
Одной из главных проблем, которая является предметом научных дискуссий это определение того, сколько человек необходимо опросить, чтобы получить репрезентативные сведения. В литературе нет единого и универсального ответа на этот вопрос, поэтому рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности сложно.
По видам выборки бывают:
Таким образом, при изучении общественного мнения для получения достоверной информации необходимо соблюсти правило пропорциональности генеральной совокупности по отношению к выборочной совокупности. Также необходимо учитывать, что чем более точные данные мы намереваемся получить в ходе исследования общественного мнения, тем большее количество респондентов необходимо из генеральной совокупности включить в выборочную совокупность. Однако обратной стороной увеличения, станет увеличение затрат на проведение исследования.
Определяя общественное
мнение как социально-политический
феномен, его следует рассматривать
через механизм общественного воздействия,
который участвует в
Общественное
мнение имеет свою внутреннюю структуру
- субъект и объект. Несмотря на разногласия
среди исследователей в вопросе
о субъекте общественного мнения,
я понимаю под субъектом
Таким образом, общественное мнение выступает одним из средств включения граждан в политику и представляет определенную важность при принятии политических решений.
В практической части работы рассматривались методы изучения общественного мнения. Практическая часть курсовой работы показала значимость правильности соблюдения методов исследования общественного мнения, взаимодополняемость количественных и качественных методов, а также принципы формирования выборочной совокупности для изучения общественного мнения.
1 Социология общественного мнения / Под ред. О.В. Кузьмен.- Новосибирск: СибАГС, 2006.- С. 4
2 Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М., 1999. – С.34
3 Касьянов, В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. –С.135
4 Там же
5 Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. – 464 с.
6 Лапаева, В. В. Общественное мнение и законодательство / В.В. Лапаева // Социологические исследования. –1997. – № 9. –- С. 16-28.
7 Там же
8 Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. – с.233
9 Социология общественного мнения / Под ред. О.В. Кузьмен.- Новосибирск: СибАГС, 2006.- С. 6
10 Там же
11 Социология общественного мнения / Под ред. О.В. Кузьмен.- Новосибирск: СибАГС, 2006.- С. 7
12 Социология общественного мнения/Под. ред. И.Д. Фомичевой – М.: издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009.- С. 5
13 Общественное мнение – [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.wikipedia.org/wiki/ Липпман,Уолтер
14Общественное мнение – [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.wikipedia.org/wiki/ Липпман,Уолтер
15 Социология общественного мнения/Под. ред. И.Д. Фомичевой – М.: издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009.- С. 5
16 Социология общественного мнения / Под ред. О.В. Кузьмен.- Новосибирск: издательство «Сибагс», 2006.- С. 9
17 Социология общественного мнения / Под. ред. И.Д. Фомичевой – М.: издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009.- С. 6
18 Общественное мнение: критерии идентификации / В. Матусевич – Институт социологии НАН Украины, 2002.-С. 9
19 Социологические проблемы изучения общественного мнения / Под. ред. Митькиной О.В. – издательство ДГТУ, 2008.-С. 59
20 Взаимодействие администрации города с общественностью и СМИ / лекция Бен Пейдж – 2002.- С.10
21 Теория и практика связей с общественностью: учеб. gособие/О.М. Ермакова; СИБАГС.-Новосибирск, 2008.-С.122
22 Теория и практика связей с общественностью: учеб. пособие/О.М. Ермакова; СИБАГС.-Новосибирск, 2008.-С.123
Информация о работе Общественное мнение и методы его исследования