МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 03:04, курсовая работа

Описание работы

Формирование единого мирового информационного пространства превращается в глобальный фактор развития, определяет основные направления общественного прогресса, а сама информация становится важнейшим стратегическим ресурсом государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………2
ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА…………………………………………………………..4
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ…………….5
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ…………………………………………………………...7
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН. РФ…………………………..12
КИБЕРТЕРРОРИЗМ……………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Принцип уважения прав человека и основных свобод имеет  самое непосредственное отношение  к информационной сфере, так как  в составе прав человека несомненно присутствует и право каждого индивида на информацию. 

Вместе с тем, уважение прав человека предполагает и установление международного контроля над распространением информации, оскорбляющей общественную нравственность, оказывающей  негативное воздействие на физическое, психическое и моральное здоровье общества, недобросовестной рекламы. 

Сотрудничество  между государствами 

Этот принцип, согласно которому государства обязаны  сотрудничать друг с другом на основе Устава ООН, занимает важное место в  системе международно-правовых принципов, регулирующих мирное сосуществование государств. Сотрудничество государств предполагает не только проведение мер по поддержанию мира и безопасности, но и расширение сферы экономических, научно-технических, социальных, культурных и других межгосударственных отношений. 

Общепризнанно, что Устав ООН закрепляет за государствами  определенные права и, в то же время, возлагает на них определенные обязанности, в числе последних — обязанность  “осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера” (п. 3 ст. 1), а также, обязанность “поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью предпринимать эффективные коллективные меры” (п. 1 ст. 1). 

Статья 56 Устава ООН указывает на два вида обязанностей членов ООН в области международного сотрудничества: на обязанность государств сотрудничать друг с другом в достижении целей, предусмотренных Уставом  ООН, и на обязанность сотрудничать с ООН для достижения тех же целей. 

Конкретные формы  сотрудничества государств зависят  от самих государств, от их потребностей и ресурсов, от их внутреннего законодательства и взятых на себя международных обязательств. Принцип сотрудничества предполагает, что внутреннее законодательство государств не должно противоречить тем целям ООН, достижение которых возможно только на основе развития широкого и взаимовыгодного сотрудничества. 

Принцип сотрудничества между государствами в ЗА СБСЕ дан в следующей редакции: “Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Развивая свое сотрудничество, государства–участники будут придавать особое значение областям, как они определены в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, причем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенства. 

Они будут стремиться, развивая свое сотрудничество как равные, содействовать взаимопониманию  и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедливости. Они будут, равным образом, стремиться, развивая свое сотрудничество, повышать благосостояние народов и способствовать претворению в жизнь их чаяний, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного ознакомления и из прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Они будут предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире. 

Они подтверждают, что правительства, учреждения, организации и люди могут играть соответствующую и положительную роль в содействии достижению этих целей их сотрудничества. 

Они будут стремиться, расширяя свое сотрудничество, как  это определено выше, развивать более  тесные отношения между собой на лучшей и более прочной основе на благо народов”. 

Итак, принцип  сотрудничества государств занял прочное  место в ЗА СБСЕ наряду с другими  принципами, соблюдение которых является обязательным согласно современному международному праву. В Заключительном акте подчеркнут универсальный характер этого принципа, а также его соответствие целям и принципам, сформулированным в Уставе ООН. Первостепенное значение придано таким областям сотрудничества, как сотрудничество в области поддержания международного мира и безопасности, а также развитию дружественных отношений и сотрудничества между государствами- участниками общеевропейского совещания. Сотрудничество должно быть направлено на содействие взаимопониманию и доверию, на достижение справедливости и т.д. 

Реальным воплощением сотрудничества государств в информационной сфере являются созданные международные органы, регулирующие вопросы обмена информацией. На сегодняшний день создан единый банк данных ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — специализированное учреждение ООН, цель которого — содействовать промышленному развитию развивающихся стран. Создана в 1966 г. как автономный орган ООН. К 1995 г. насчитывала 166

гос-членов.), Центр  ООН по проблемам ТНК, Межправительственное бюро информатики и др. 

Равноправие и права народов  распоряжаться своей  судьбой 

В уставе ООН (ст. 2) принцип равноправия не сформулирован, однако в преамбуле Устава говорится, что “Мы народы, объединенных наций, преисполненные решимости… вновь утвердить  веру в равенство больших и малых наций”. Этот принцип включен в Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., в следующей редакции: “равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой”. 

По мнению некоторых  авторов, действие его выражается в требовании недискриминации в отношении наций, борющихся за свою независимость. Такие нации, как субъекты международного права, имеют право на ведение экономических, культурных и иных международных отношений и на них полностью распространяется принцип равенства субъектов международного частного права. Это же справедливо и в отношении их юридических и физических лиц. 

Однако, соглашаясь с этой точкой зрения, очевидно, что  действие принципа равноправия распространяется не только на нации, борющиеся за свою независимость, но и на все субъекты международного права. Неравномерность экономического развития привела к появлению промышленно развитых стран и развивающихся государств. 

Применительно к информационной сфере принцип  равноправия означает, что недопустима какая-либо дискриминация развивающихся государств в получении доступа к открытой информации и к новым информационным и коммуникационным технологиям. Нации, борющиеся за свою независимость должны иметь право свободно излагать свои взгляды в средствах массовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН.

РФ. 

Основным источником в этой области является Федеральный  закон «Об участии в международном  информационном обмене». Его цель —  создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований, а также защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

К объектам международного информационного обмена относятся: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного  обмена.

Субъектами международного информационного обмена в РФ могут быть: Российская Федерация, субъекты федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства международного информационного  обмена относятся к объектам имущественных  прав собственников и включаются в состав их имущества.

Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем.

Собственник или  владелец документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена вправе обжаловать в суд действия должностных лиц по ограничению международного информационного обмена, если, по его мнению, эти действия необоснованны и нарушают его права.

При обнаружении  нештатных режимов функционирования средств международного информационного  обмена собственник или владелец этих средств должен своевременно сообщить об этом в органы контроля за осуществлением международного информационного обмена и собственнику или владельцу взаимодействующих средств международного информационного обмена.

Доступ физических и юридических лиц в РФ к  средствам международного информационного  обмена и иностранным информационным продуктам осуществляется по правилам, установленным собственником или владельцем этих средств и продуктов. Собственник или владелец обязан обеспечить открытость установленных им правил доступа и возможность ознакомления с ними пользователя.

Отказ в доступе  к средствам международного информационного обмена и иностранным информационным продуктам может быть об жалован в суд РФ, если их собственник или владелец находится под юрисдикцией Российской Федерации, либо в международный коммерческий арбитраж.

Распространение недостоверной, ложной иностранной документированной информации, полученной в результате международного обмена, на территории Российской Федерации не допускается.

Контролируют  международный информационный обмен  федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции.

При ввозе информационных продуктов, информационных услуг в Российскую Федерацию импортер представляет сертификат, гарантирующий соответствие данных продуктов и услуг требованиям договора. В случае невозможности сертификации ввозимых на территорию Российской Федерации информационных продуктов, информационных услуг риск за использование данных продуктов и услуг лежит на импортере.

Деятельность  по международному информационному  обмену в РФ подлежит лицензированию в случаях, когда в результате ее вывозятся за пределы территории России государственные информационные ресурсы либо ввозится на территорию Российской Федерации документированная информация для пополнения государственных информационных ресурсов.

За противоправные действия при осуществлении международного информационного обмена физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства на территории Российской Федерации несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Споры, возникающие при международном информационном обмене, могут быть рассмотрены в суде, арбитражном суде или третейском суде в соответствии с их компетенцией.

Рассматриваемый Закон касается вопросов международного информационного обмена документированной  информацией на материальном носителе и не затрагивает вопросов интеллектуальной собственности при этом. Учитывая вхождение России в информационное общество, интегрируемое в международное информационное пространство, основанное на применении трансграничных информационных сетей, по нашему мнению, необходимо безотлагательно ликвидировать этот пробел и либо дополнить данный Закон соответствующими нормами, или срочно подготовить новый проект федерального закона по обмену информацией в информационных сетях. 
 
 

КИБЕРТЕРРОРИЗМ 

О концептуально-методологическических  проблемах борьбы с кибертерроризмом 

Термин «кибертерроризм» ввел в середине 1980-х годов Коллин Б. для того, чтобы обозначить террористические действия в виртуальном пространстве. Автор термина предполагал, что о реальном кибертерроризме можно будет говорить не раньше, чем в первые десятилетия 21 века, однако первые кибератаки были зафиксированы в начале 1990-х годов.  

В 1996 году Поллит М. предложил определение кибертерроризма: «Преднамеренная, политически мотивированная атака против информации, компьютерных систем, компьютерных программ и баз  данных в виде насильственного вторжения  со стороны международных групп или секретных агентов».  

Шнайер Б. предлагает определить четыре следующих понятия: кибервойна , кибертерроризм , киберпреступность  и кибервандализм.  

Информация о работе МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ