МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 03:04, курсовая работа

Описание работы

Формирование единого мирового информационного пространства превращается в глобальный фактор развития, определяет основные направления общественного прогресса, а сама информация становится важнейшим стратегическим ресурсом государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………2
ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА…………………………………………………………..4
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ…………….5
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ…………………………………………………………...7
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН. РФ…………………………..12
КИБЕРТЕРРОРИЗМ……………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Сердцевиной действия правовых рычагов в международных  информационных отношениях является постоянное развитие института права интеллектуальной собственности. Поскольку в развитых странах все больше сосредоточение именно информационная составляющая деловой активности, то существует постоянная потребность в совершенствовании механизмов правовой защиты созданных информационных продуктов. Например, вклад только копирайт-индустрии, то есть отраслей, которые создают, распространяют копирайт-продукты или иным образом зависят от изделий, которые защищены авторским правом, в создание ВВП США в конце прошлого столетия оценивались в 7,3%. Поэтому ТНК, материнские компании которых базируются в основном в развитых странах, прибегают, например, к установлению таких юридических ограничений при продаже технологий, как соглашения об ограничении экспорта, источников поставок, обучение местного персонала и т.д. 

Политические  рычаги влияния в сфере международных  информационных отношений является прерогативой государств, хотя их инициаторами могут выступать и субъекты предпринимательства или международные организации. Примеры - экономические санкции США против Украины на основании обвинений страны в производстве и распространении "пиратских" лазерных компакт-дисков или угроза санкций в отношении Украины через ее занесения в "черный список" Международной организации по вопросам противодействия отмыванию преступных доходов (БАТЭ). 

Факты неравноправных международных информационных отношений  могут быть охарактеризованы как проявления своеобразного "информационного колониализма". Вместе с тем, последний частично способствует развитию "интеллектуального пиратства", создавая для его распространения определенное морально-этическое основание в среде эксплуатируемых. 

Вместе с тем  надо обратить внимание на обострение в последнее время противоречий между развитыми странами, в первую очередь между США и Европейским  Союзом, что нашло свое отражение  в международных информационных отношениях. Так, в ответ на перехват коммерческой информации с помощью американской системы наблюдения "Эшелон", Европарламент принял решение о создании аналогичной европейской системы. 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ 
 

Российскими учеными  уже было доказано, что для отношений в области информации и коммуникации первостепенное значение имеют общие принципы международного права. 

Вместе с тем  в условиях перехода мира к “многополярности”  имеют место попытки отдельных  государств изменить устоявшуюся систему  международной безопасности (ООН, СБСЕ, общие принципы международного права и т.п.). При утверждении законности такой политики активно используются и средства массовой информации. 

Общие принципы международного права зафиксированы  в Уставе ООН и каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из этих принципов. 

В отечественной  юридической литературе под общими принципами международного права понимаются принципы международного права, применяемые  к любой сфере деятельности, к  любой области правоотношений. В отличие от нормы, которая призвана регулировать конкретное правоотношение, касающееся определенного объекта международного права, принцип распространяет свое действие на целую область правоотношений. Общие принципы — это наиболее важные, наиболее общие и общепризнанные императивные нормы международного права. 

Общие принципы международного права представляют собой особую правовую категорию, характеризующуюся  всеобщностью действия как по территории, так и сфере регулируемых отношений, обязательностью, выступающую в качестве критерия законности в отношении всех остальных принципов и норм, имеющую характер jus cogens4 (ЮС КОГЕНС — лат. Императивная норма общего международного права.) 

Современная практика свидетельствует, что государства обязаны руководствоваться основными принципами международного права не только при заключении международных договоров, но и в своих односторонних актах, затрагивающих интересы других субъектов (государств, их юридических лиц и граждан), в том числе и в своем законодательстве. 

Общие принципы международного права обладают высшей юридической силой в международных  отношениях, им свойственна императивность, они выступают в качестве критерия законности, системообразующего фактора  и могут быть основой для принятия решений по конкретным делам. 

Общие принципы современного международного права  в развернутом виде приводятся в  Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН, принятой XXV сессией ГА ООН 24 октября 1970 г.6 и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. (в дальнейшем ЗА СБСЕ). 

С учетом изложенного  остановимся на особенностях действия общих принципов международного права в информационной сфере. 

Суверенное  равенство, уважение прав, присущих суверенитету 

Принцип суверенитета — важнейшая и незаменимая  правовая гарантия осуществления государством самостоятельной внутренней и внешней  политики, беспрепятственного развития экономических связей с другими государствами. Принцип суверенного равенства сформулирован в п. 1 ст. 2 Устава ООН, в Декларации принципов и в ЗА СБСЕ. В последнем говорится: “В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации. Они считают, что их границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности”. 

Основой, материальным обеспечением суверенитета государства  служат его экономическая независимость, свобода государства в области  внутреннего законодательства и  управления. Однако эта свобода предполагает, что соответствующие мероприятия, проводимые государством, не должны причинять вред другим государствам. В Заключительном акте особо обусловлено, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву. 

Очевидно, что  понимание суверенитета как неделимого и неотчуждаемого (в отдельных  его элементах) неизбежно уходит в прошлое, противореча живой  практике, которая свидетельствует о том, что при развитых международных связях суверенные права делимы и отчуждаемы. Практически любое обязательное для государств-участников соглашение содержит известные ограничения сторонами своих суверенных прав. 

Любое соглашение есть в определенной части ограничение суверенных прав государства, идущего добровольно на это соглашение. Это ограничение допустимо только на взаимной и равной основе. Не может быть абсолютного суверенитета. 

В международном  общении государства устанавливают свою взаимозависимость друг от друга, и если такая взаимозависимость равноправна, она не противоречит принципу суверенитета. 

В целом, в международном  праве общепринято, что государство  без его согласия не может быть привлечено к суду (т.е. быть ответчиком) иностранного государства, при этом исходят из того, что “равный над равным не имеет юрисдикции”. Без согласия государства нельзя также осуществить меры по предварительному обеспечению иска, т.е. накладывать арест на имущество и т.п. Государство имеет также иммунитет и от принудительного исполнения принятого решения. 

Существует также  принцип функционального иммунитета в соответствии с которым, если государство  заключает торговые сделки, то оно  не может претендовать на иммунитет  и в этом случае становится в равное положение с партнером. В настоящее время принципа функционального иммунитета придерживаются США, Великобритания, Франция, ФРГ, Канада, ЮАР, Украина и ряд других стран. Европейская конвенция о государственном иммунитете 1972 г. также исходит из принципа функционального иммунитета. 

В целом, положения  об иммунитетах государства, содержащиеся в международных конвенциях, представляют собой разрозненную и неполную совокупность норм, требующую кодификации. В настоящее  время Комиссией международного права ООН предпринята систематизация в форме проекта статей с целью принятия будущей международной конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. 

Принцип суверенного  равенства, уважения прав, присущих суверенитету, применительно к информационной сфере означает право государства проводить самостоятельную политику в информационной сфере. Основой суверенитета государства в информационной сфере служат его информационная независимость, свобода государства в области своего информационного законодательства и управления. 

Из права государств на суверенитет вытекает также их право по пресечению враждебной информационной деятельности, представляющей угрозу их национальной и международной  безопасности. 
 

Невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства 

Принцип невмешательства  в дела, входящие во внутреннюю компетенцию  другого государства в п. 7 ст. 2 Устава ООН, сформулирован как запрет ООН “на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию  любого государства, и не требует от членов ООН представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава”. При этом, в Уставе речь идет только о запрете на вмешательство со стороны ООН. Однако в дальнейшем в Декларации принципов и в ЗА СБСЕ Устав был дополнен, и он запрещает вмешательство не только ООН, но и любого государства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства. 

При толковании данного принципа исследователи  обращают особое внимание на понятие  “внутренние дела” для определения сферы действия данного принципа. К внутренним делам обычно не относят права человека, международные преступления. Вмешательство иностранного государства в случае массового нарушения прав человека и совершения международных преступлений является правомерным. 

Применительно к международной информационной сфере данный принцип имеет самое  непосредственное отношение. 

С одной стороны, государства, исходя из своих собственных  интересов, должны способствовать распространению  информации. 

С другой стороны, государства вправе не допускать вмешательство иностранных средств массовой информации и других информационных структур в свои внутренние дела. При этом под вмешательством во внутренние дела понимается распространение информации, специально направленной на оскорбление национальных чувств граждан, их религиозных чувств, на подрыв установившихся в том или ином государстве норм морали, общественного порядка и т.п. 

Мирное  разрешение международных  споров 

Принцип мирного  разрешения международных споров сформулирован в п. 3 ст. 2 Устава ООН и в ЗА СБСЕ. В последнем говорится: “Государства–участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Они будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве. В этих целях они будут использовать такие средства, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования, согласованную до возникновения споров, в которых они были сторонами”. 

Действие принципа мирного разрешения споров в информационной сфере проявляется в том, что информационные споры отличаются большим своеобразием и требуют особо подготовленных судей. Учитывая это обстоятельство, было бы эффективным разрешение информационных споров в рамках единого органа международного правосудия. 

Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мыслей, совести, религии и убеждений 

В соответствии со ст. 55 Устава ООН “Организация содействует  всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для  всех, без различия расы, пола, языка  и религии”. Этот принцип закреплен и в ЗА СБСЕ, где говорится, что “государства-участники будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития”. 

Информация о работе МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ