Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа
В своих разработках мы обращаемся к творчеству одного из журналистов-расследователей, обозревателя газеты «Московский комсомолец» Александра Минкина. Ранее его творчество также не было предметом исследования теоретиков журналистики.
Исходя из предмета и объекта исследований вытекают задачи исследования:
1) выявить современные тенденции жанра открытого письма;
2) проанализировать тематику публикаций Минкина;
3) проследить специфику жанра в открытых письмах А. Минкина.
4) выявить характерные особенности стиля и языка А. Минкина
Целью данного исследования: является анализ лексико-семантических особенностей творчества А. Минкина.
Введение …………………………………………………………………………...3
Глава 1 Жанр письма …………………………………………………………......7
1.1 Использование жанра письма в публицистике…………………….………..7
1.2 Технология создания открытого письма…………………………………....14
Глава 2 Александр Минкин как мастер жанра открытого письма…………...19
2.1 Журналистская деятельность Александра Минкина………………………19
2.2 Особенности стиля и языка в открытых письмах Александра Минкина…23
Заключение ……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы ……………………………………………33
То, чего не приемлет А. Минкин, характеризуется у него одним словом – дрянь. Это нелитературное слово с полным правом вошло в лексический состав публикаций журналиста. Например: «Весь список до полуночи – дрянь» (Это о программе телепередач) [6].
Постоянно сидящие у телевизора А. Минкину напоминают алкоголиков. «Как алкоголики – даже те, кто понимают и страдают от своей болезни, – продолжают жрать водку» [5], – пишет журналист. Здесь опять явная метафора: смотреть телевизор запоем – это все равно, что жрать водку.
Жрать водку, на наш взгляд, – это не просто разговорное или разговорно-просторечное выражение, а то, что мы называем сленг, жаргон, хотя в словаре лексическая единица жрать помечена как прост.
Грубая лексика вообще А. Минкину не свойственна. Он ее употребляет, когда видит вокруг себя безысходность, когда он осознает, что его страна катится в пропасть, рушится на глазах.
«Модные рестораторы
на своем жаргоне говорят, что
такая пирушка обходится
Выражение на рыло – уже не разговорного характера. Это уже откровенный жаргонизм, такая лексика встречается, пожалуй, в «криминальных кругах», как сейчас говорят. Но как еще назовешь священнослужителей, которые устраивают подобные вечеринки? В скобках А. Минкин делает пометку (он извиняется, что не сдержался): «не будем считать копейки; хуже, что православных пастырей, кажется, ввели в чревоугодие, смертный грех».) [8]
Разговорная лексика в публикациях А. Минкина преимущественно оценочного характера.
Таким образом, авторские новообразования в публицистике А. Минкина играют социально-значимую роль, выявляя недостатки нашего общества, которое, по мысли автора, может быть охарактеризовано только с помощью новых слов – старая лексика уже не подойдет в силу своей устарелости, новые явления требуют новых названий – правда, по большей части отрицательного характера. С другой стороны, авторские новообразования вносят иронический и сатирический оттенок в описываемые автором явления российской действительности, о которых, на наш взгляд, невозможно говорить без юмора.
Заключение
Проанализировав в данной работе лексико-семантические особенности публицистического творчества журналиста «Московского комсомольца» Александра Минкина, а также принимая во внимание цели и задачи нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Нами были рассмотрены и определены значения терминов «письмо», «открытое письмо», выявлены характеристики, методы, технологии, современные тенденции жанра.
Мы определили, что открытое письмо – это специфический жанр публичных выступлений в прессе, получивший широкое распространение в XX веке. По содержанию обычно представляет собой обращение к обладающему властью лицу или группе лиц с требованием, просьбой, сообщением фактов или мнения подписантов по некоторому общественно-значимому вопросу, либо обращение к широкой публике с целью привлечь внимание общества к определённому вопросу. Открытые письма, как правило, публикуются в общедоступных печатных СМИ с подписями отдельных участников или групп, в которых они объединены.
2. В публикациях А. Минкина
встречаются разные типы
3. А. Минкин трепетно относится к каждому своему слову. Слово для него – это больше чем слово. Это целый мир, яркий, своеобразный и неповторимый, мир образов и ассоциаций. Слово для него является не просто возможностью высказаться на ту или иную наболевшую тему, но и осмыслить те процессы, которые в настоящее время происходят в России.
В статьях А. Минкина практически любое слово образно, метафорично. Метафора – один из приемов смыслообразования в его публицистике. Метафора у Минкина может быть отнесена к одному слову, а может быть и расширенной.
Слово у А. Минкина не только образно, оно обладает коннотативным значением. Оно наделено экспрессивным, эмоциональным или экспрессивным элементом, посредством чего журналист выражает свои эмоции и дает оценку происходящим событиям. В каждом его слове заложен внутренний смысл, дающий читателю пищу для размышлений и раздумий.
4. Одной из ярких черт публицистического творчества А. Минкина являются окказионализмы. В его статьях можно встретить индивидуально-авторские новообразования среди различных частей речи. Причем следует отметить, что эти новообразования не всегда меняют внешнюю форму слова (например, с помощью словообразовательных аффиксов). У него очень часто меняется внутренняя форма слова, т.е. его значение, что является окказионализмом особого рода.
А. Минкин при образовании новых слов использует различные словообразовательные модели. Широко продуктивным способом у него является словосложение.
5. В статьях А. Минкина можно встретить устаревшую лексику. Но автор ее обычно использует при цитировании древнерусских и религиозных памятников (например, Евангелия), поэтому данная лексика в его публикациях не является смыслообразующей.
6. В статьях А. Минкина встречается некоторое количество слов иноязычного происхождения. Но они не несут на себе никакой коннотативной нагрузки: они не экспрессивны и не оценочны. Их журналист употребляет, в основном, в качестве номинативных единиц.
7. Поскольку А. Минкин не просто пишет статьи, а ведет доверительный разговор со своим читателем, то в его публицистике широко представлена разговорная лексика.
Список литературы
Источники
Режим
доступа: http://www.mk.ru/social/
Режим доступа: http://www.testsoch.com/
Информация о работе Лексико-семантические особенности творчества А. Минкина.