Лексико-семантические особенности творчества А. Минкина.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

В своих разработках мы обращаемся к творчеству одного из журналистов-расследователей, обозревателя газеты «Московский комсомолец» Александра Минкина. Ранее его творчество также не было предметом исследования теоретиков журналистики.
Исходя из предмета и объекта исследований вытекают задачи исследования:
1) выявить современные тенденции жанра открытого письма;
2) проанализировать тематику публикаций Минкина;
3) проследить специфику жанра в открытых письмах А. Минкина.
4) выявить характерные особенности стиля и языка А. Минкина
Целью данного исследования: является анализ лексико-семантических особенностей творчества А. Минкина.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3
Глава 1 Жанр письма …………………………………………………………......7
1.1 Использование жанра письма в публицистике…………………….………..7
1.2 Технология создания открытого письма…………………………………....14
Глава 2 Александр Минкин как мастер жанра открытого письма…………...19
2.1 Журналистская деятельность Александра Минкина………………………19
2.2 Особенности стиля и языка в открытых письмах Александра Минкина…23
Заключение ……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы ……………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Минкин оригинал!!!.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение  …………………………………………………………………………...3

Глава 1  Жанр письма …………………………………………………………......7

1.1 Использование  жанра письма в публицистике…………………….………..7

1.2 Технология создания открытого письма…………………………………....14

Глава 2 Александр Минкин как мастер жанра открытого письма…………...19

2.1 Журналистская деятельность Александра Минкина………………………19

2.2 Особенности стиля и языка в открытых письмах Александра Минкина…23

Заключение  ……………………………………………………………………….31

Список  использованной литературы ……………………………………………33

 

Введение

 

Среди огромного разнообразия аналитических жанров открытое письмо выделяется своей необычностью. Нынешнее состояние жанра позволяет выявить некоторые позитивные тенденции его дальнейшего существования. Для этого целесообразно обратиться к анализу текстов, их жанрово-стилистическому своеобразию.

Открытые письма  отражают современную действительность. Как правило, все они посвящены поискам решения актуальных проблем: борьбе с организованной преступностью, коррупцией, наркоманией, проблемы экологии и др. При всем разнообразии тематики их объединяет наличие «кричащих» фактов, аналитический взгляд на происходящее, открытость авторской позиции.

Однако в партийной журналистике эпистолярный жанр был менее всего востребован. Формирование системы однопартийной печати и жесткое ограничение свободы слова – таков был важнейший итог для журналистики и СМИ победы Октябрьской революции.

Идеологический партийный  диктат во всех сферах жизни, в том  числе и в журналистике, борьба с инакомыслием, в том числе и физическая, закрытие всех оппозиционных и частных изданий, монополизация права издания СМИ, использование СМИ и информации как инструмента политического воздействия на людей – вот главные черты советской журналистики первых лет советской власти и последующих 70 лет существования СССР.

           Ленин сформулировал принципы партийной журналистики. “Газета – не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор”. Важнейшими требованиями журналистики стали партийность периодической печати, народность, действенность, наступательный и критический характер, непримиримость к врагам революции. Газеты оказались на службе революции. Они разъясняли политику большевиков, агитировали против войны, за выход из нее любой ценой.

          В системе однопартийных СМИ можно выделить около 10 типов печати: партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания. Тиражи советских газет быстро росли и составляли сотни тысяч экземпляров. В 1919 г. начали выходить в свет первые советские политические журналы “Вестник агитации и пропаганды”, “Спутник агитатора”, “Коммунист”, “Юный коммунист”, а также военные журналы “Политработник” и “Красноармеец”

           Характерной особенностью советской печати было стремление максимально вовлечь в обсуждение вопросов своих читателей, расширить их участие в печати. Первоначально это рождало дискуссии на страницах прессы, но большевистская печать жестко проводила идеи пролетарской революции и беспощадно боролась с инакомыслием.

   Лишь в событиях последних лет (90-е годы ХХ столетия) СМИ стали одним из главных факторов демократических преобразований. В стране начинает действовать новая экономическая модель, появляются и развиваются частные предприятия и целые отрасли промышленности, обусловившие интенсивное развитие рынка. Вследствие этого значительно возрастает роль журналистики. Появились новые жанры: письма, открытые письма, дискуссионные статьи, стали обычными шапки-призывы, лозунги, аншлаги.

           Однако в теории журналистики жанр открытого письма почти не исследован, в связи с чем вопросы, которые исследует автор настоящей работы, являются более чем актуальными.

В своих разработках мы обращаемся к творчеству одного из журналистов-расследователей, обозревателя газеты «Московский комсомолец» Александра Минкина. Ранее его творчество также не было предметом исследования теоретиков журналистики.

Объектом исследования является жанр открытого письма в публицистике.

Предмет исследования: особенности стиля и языка открытых писем А.Минкина.

Исходя из предмета и объекта исследований вытекают задачи исследования:

1) выявить современные тенденции жанра открытого письма;

2) проанализировать тематику публикаций Минкина;

3) проследить специфику жанра в открытых письмах А. Минкина.

4) выявить характерные особенности стиля и языка А. Минкина

 

          Целью данного исследования: является анализ лексико-семантических особенностей творчества А. Минкина.

          Актуальность выбранной нами темы обусловлена недостаточностью изученности лексико-семантических особенностей газетной и журнальной публицистики, а ее новизна связана с тем, что творчество отдельных журналистов вообще находится за пределами семантических исследований, в том числе и творчество Александра Минкина.

           Материалом для данного исследования послужили открытые письма Александра Минкина, опубликованные в еженедельнике «Московский комсомолец». Выборка проводилась с 2008 года по 2012 годы. Так же были использованы расшифровки интервью самого Александра Минкина  с радиостанции «Эхо Москвы» и статьи.

Исследование на базе выбранной методологической основы, а также в соответствии с поставленными целями, проводилось в три этапа.

Структура научного исследования:  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Жанр письма

        1.       Жанр письма в публицистике

 

Когда перечисляют жанры, созданные еще в античности и  унаследованные европейской литературой  нового времени, обычно называют эпос, лирику, трагедию и комедию, историческую, ораторскую и философскую прозу, и очень редко вспоминают о жанре письма.  Когда пишут письма, как правило, заботятся лишь о точной передаче смысла, художественность обычно отодвигают на последнее место. Письма Толстого или Чехова представляют для нас скорее исторический и биографический, чем художественный интерес. Исключением является лишь сравнительно небольшая группа писем, так называемые «открытые письма» – те, которые публикуются в печати, обсуждаются, вызывают отклики, становятся фактом общественной и литературной жизни.

Например, в античности все письма были «открытыми». Это не значит, что  они предназначались для немедленного широкого опубликования; но это значит, что человек, автор письма который  писал письмо другу, твердо знал, что его послание прочтет не только адресат, но и другие его друзья, а многие из них перепишут письмо для себя и покажут собственным друзьям, и так далее, и поэтому он заботился о легкости изложения и красоте слога не менее, чем если бы писал речь или трактат. А потом также письма собирались – иногда самим автором, иногда его учениками и поклонниками – и издавались отдельными книгами к сведению всех любителей изящной словесности. Было достаточно также и таких писем, какие мы пишем сейчас: коротких, деловых, небрежных, написанных для того, чтобы их прочли, приняли к сведению и забыли. А откуда же возникло слово «эпистолярный»? Ответ прост: «письмо» по-гречески – «эпистола», «литература писем» – «эпистолография». Значит, эпистолярный жанр – это жанр письма. [11]

           Эпистолярный жанр в публицистике используется давно. Это специфическое выступление, обращение автора к адресату с призывом, предложениями, мыслями и чувствами. Возникло оно в результате насыщения форм личной и деловой переписки элементами социально-политической литературы. Будучи опубликованным, письмо становилось достоянием широкой аудитории. В силу этого представлять данный жанр могут в полной мере только такие письма, которые затрагивают интересы, важные для широкой аудитории. Да и привнесение в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом, сыграло свою роль в становлении письма как самостоятельного жанра журналистики.

Значительное влияние  на характер жанра оказали всевозможные прокламации, листовки, воззвания, распространявшиеся среди населения в периоды восстаний, бунтов, революций. Они публиковались и в газетах, что не прошло для журналистики бесследно.

А если вспомнить, что русская публицистика зарождалась в период социальных взрывов, когда средневековая раздробленная Русь обменивалась письмами между городами, охваченными пламенем гражданской войны, то становится ясно, что эпистолярный жанр – один из старейших в русской публицистике.

Выражение идей, значимых для общества в целом, и стремление побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступления и определили сущность его жанровых признаков.

Публикации, выполненные  в жанре письма, часто называют эпистолярной публицистикой (от греч. ерк1о1а – послание). Эпистолярная публицистика всегда содержит форму непосредственного обращения автора к читателю или слушателю.

В жанровом отношении  её следует отличать от публикаций самых разных жанров (начиная с  заметки и кончая полноценным  очерком), которые помещаются под  рубрикой "Письма наших читателей" во многих газетах и журналах. В данном случае рубрика означает лишь то, что материал поступил в редакцию по почте и что автор его не является штатным работником редакции. На жанр публикации такая рубрика не влияет, и ее нельзя считать жанрообразующим фактором (хотя, разумеется, под этой рубрикой может быть опубликован текст, который действительно представляет собой произведение эпистолярной публицистики).

Письмо как эпистолярный жанр обладает присущими ему характерными признаками. Первый из этих признаков – форма непосредственного обращения автора к адресату (читателю, слушателю). Второй признак – стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом речи.

Журналист обращается к  жанру письма в исключительных случаях. Эти случаи, как правило, связаны с необходимостью для адресата немедленно вмешаться в ход дела, заняться той или иной ситуацией, процессом, проблемой, которые в противном случае могут привести к нежелательным последствиям либо для отдельных людей, их групп, либо для общества в целом. Чаще всего современная пресса использует жанр письма для обращения к видным деятелям - руководителям государства, министрам, депутатам, президенту и т.п., поскольку их незамедлительное вмешательств может разрешить тот или иной "вопиющий" вопрос. Такое обращение на виду у общества напрямую к сильнейшим мира сего может стать кратчайшим путем решения какой-то "неразрешимой" проблемы. Выступая с подобными обращениями, журналист как бы бросает вызов своему адресату, вызывает его на арену, где он должен продемонстрировать не только свои профессиональные качества, свою силу лица, облеченного властью, но и свое личное мужество, свою нравственную стойкость. Естественно, что не каждый может выступить в роли рыцаря на турнире, поскольку мало кому из власть предержащих нравятся подобные вызовы. Но логика журналистской профессии не позволяет ее представителям исключать из своего арсенала жанр письма.

           Использование письма в средствах массовой коммуникации должно быть строго мотивировано необходимостью немедленно вмешаться в ход дела, заняться той или иной ситуацией, процессом, проблемой, которые в противном случае могут привести к нежелательным последствием для отдельных людей, их групп или общества в целом.

           Выделяют следующие разновидности жанра открытого письма [1]:   

            Письмо без адреса - публицистическое выступление, адресованное группе читателей, не поименованным автором послания.

Такая форма эпистолярного  жанра позволяет вынести насущный вопрос, актуальную проблему на обсуждение общественности. При этом автор безадресного письма понимает, что непосредственное решение судьбы обсуждаемой ситуации не зависит напрямую от адресата, поэтому степень эмоциональности здесь несколько ниже, чем в открытом письме.

Письмо в редакцию - публицистическое выступление, являющееся либо откликом на материал, посвященный актуальной теме, либо привлекающее внимание редакции и общества к проблемной ситуации.

Каждое письмо в редакцию – это результат индивидуального или коллективного творчества читателей, отклик на позитивные или негативные тенденции в экономической, политической или духовной сферах деятельности. Фиксируя факт, событие или явление, автор письма в силу своих образовательных и интеллектуальных возможностей анализирует его, высказывает собственное суждение и предлагает пути решения кризисной ситуации. Таким образом, редакционная почта дает журналистам и высшим социальным структурам фактический материал и повод для постановки важных проблемных вопросов, возникших в жизни общества.

Открытое письмо – публицистическое выступление, адресованное конкретному лицу, но имеющее при этом всеобщий интерес. Оно отличается ярко выраженным личностным характером, эмоциональностью, непосредственной апелляцией к возможностям, которыми обладает адресат, к его поступкам, решениям, реакции на события.

           Основная задача эпистолярно-публицистического жанра – убедить адресата в правильности позиции автора, в необходимости скорейшего решения обозначенной в письме проблемы. Это требует от журналиста умения убеждать, понимания психологии своего адресата, знания практических и теоретических наработок по вопросам информационного воздействия. Кроме того, автор излагает проблему, опираясь на логически выверенную аргументацию, следовательно, ему необходимо знание истории вопроса, умение анализировать уже предпринятые в решении ситуации шаги, понимание реальных возможностей изменить что-либо в лучшую сторону.

Информация о работе Лексико-семантические особенности творчества А. Минкина.