Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:19, контрольная работа
Краткое содержание книги В.Ф. Олешко Психология журналистики 3
Социально-психологический портрет Колесникова А. И.
В связи с проблемой манипуляций «оперативного» характера выделяется пять направлений для описания современной практики и дальнейшей систематизации:
Тема 11. Информационно-психологическая культура СМИ.
Особенное значение шрифта, этого важнейшего элемента оформления печатных СМИ. И не только содержание, но и сама структура, вид, рисунок гарнитуры ориентирует читателя на полосе или журнальной странице. Главный и единственный принцип чтения — иллюзия знаков, которые накрепко связанны с символами в нашем сознании. Шрифт позволяет вызывать вполне определенные ассоциации.
Необходимое и достаточное количество подтем в журналистском тексте должно принципиально сводиться к четырем:
1) ввод в ситуацию;
2) обозначение проблемы;
3)
предъявление оценок и
4)
практическая постановка
Журналистский образ должен быть точен, ярок, понятен, достаточно свеж, не «заезжен» до банальности. Материал должен быть элементарно грамотен с точки зрения и логики, и лексики, и стилистики, не говоря уж об орфографии и пунктуации.
Газета, журнал, любое другое средство массовой информации — это прежде всего зеркало для героев, которые «населяют» их контент.
Тема
12. Новые информационные технологии:
социально-психологический
Сформировавшаяся
субкультура современного российского
Интернет-сообщества является основой
для ее формирования и включает в себя
соответствующие нормы и ценности. Под
воздействием Интернета значительно изменяется
не только содержание традиционных СМИ,
но и социальные роли участников массово-коммуникационных
процессов, структура социальной стратификации,
интенсивность социальной мобильности.
Андрей Иванович Колесников - известный журналист, публицист, независимый политолог, главный редактор журнала «Русский пионер».
Родился в 1966 году в поселке Семибратово Ярославской области. В 1979 году, еще учась в шестом классе, стал писать статьи в районную газету «Путь коммунизма». Стал победителем конкурса «Навстречу 60-летию СССР». Окончил факультет журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, год проработал в многотиражной газете «Ускоритель» Института физики высоких энергий (г. Протвино), затем в «Московских новостях».
В 1996 году он перешел в газету «Коммерсант» специальным корреспондентом. В отделе спецкорров с ним работали Наталья Геворкян, Александр Кабаков, Игорь Свинаренко, Глеб Пьяных, Валерий Панюшкин. Для руководства подразделением был приглашён В. Д. Дранников1. Он говорил про Колесникова: « Колесников пишет то, что хочет увидеть». После экономического кризиса 1998 года эта команда распалась. Андрей Колесников остался единственным спецкорром газеты, позже, в 2009 году, В. Д. Дранников высоко оценил качество его работы:
«Нету тех, кто пишет, как это делали мы! Там один Колесо. Все. Колесников — это 20 % капитализации «Коммерсанта». Вот завтра уйдет Андрюша из «Коммерсанта», и на 20 процентов «Коммерсантъ» подешевеет. А то и на тридцать» — интервью В. Д. Дранникова, 15 декабря 2009 года2.
Андрей Колесников входил в так называемый «кремлевский пул» журналистов (2001-2008 гг.). Сейчас входит в в «пул премьер-министра».
Вместе с Н. Геворкян, Н. Тимаковой в 2000 году подготовил книгу-интервью с В.В. Путиным «От первого лица». Широкую популярность завоевали книги Андрея Колесникова «Я Путина видел» (2004) и «Меня Путин видел» (2005). Он также автор таких книг, как «Первый Украинский. Записки с передовой» и кремлевских хроник «Владимир Путин. Между Европой и Азией», «Скованные одной цепью», «Равноудаление олигархов» и документальных историй «Увидеть Путина и умереть».
Обладатель премии «Золотое перо России», лауреат нескольких премий, среди которых «За журналистику как поступок» имени Сахарова (получена за статью о Беслане3), «За образцовое владение русским языком».
Вместе с телеведущей Тиной Канделаки создал ток-шоу «Нереальная политика». Смысл программы состоял в том, чтобы пригласить на разговор о политике людей, не имеющих к политике никакого отношения. Программа блистательно просуществовала 3 года. В ноябе (5/11/2011) вышел последний выпуск. Андрей Колесников принял решение о закрытие программы после того, как с эфира сняли два сюжета. Первый выпуск был с участием Ксении Собчак. В нем светская львица и "начинающий журналист" рассказывала про снятое ею нашумевшее видео с главой Росмолодежи Василием Якеменко. Во втором гостями эфира были президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский и студентка Вера Кичанова, и обсуждался скандальный визит президента Медведева на журфак московского университета.
«Не хочу раскрывать всех подробностей, просто скажу, что, когда я узнал, что обе программы сняты с эфира, и понял, по какой причине, я принял такое решение» - из комментариев А. Колесникова4.
Андрей Колесников – персона публичная. Сложно не обратить внимание на человека, который пишет о В. Путине, к тому же пишет так. Журналист не стесняется в выражениях, комментариях к своим репортажам. У него есть свой стиль: репортажи всегда объёмные, информационные, с нотками иронии. Не уходит от внимание и интонация, которой пропитаны его тексты. Именно она даёт в полной мере ощутить эмоциональный характер события, о котором пишет журналист. Интонация же указывает и на отношение автора к происходящему.
Самое важное для Колесникова - передать ощущение личного присутствия. Он не зацикливается на одном: он пишет не только о политике и В. Путине. Три недели он был обозревателем олимпиады в Ванкувере, писал про спортсменов5 (это 4 олимпиада журналиста). В 2007 году им была выпущена книга «Отцеводство. Пособие для взрослеющих родителей», про своих детей.
Главным здесь оказывается нахождение "событий" и "ситуаций" в ситуации, когда никаких событий не происходит. Он сам наделяет "статусом события" самые обычные описания. Как в греческом эпосе, где нет главного и второстепенного (щит Ахилла описывается с немыслимой подробностью), здесь тоже нет главного и второстепенного - все уравнивает интонация. Именно интонация создает "событие" и наделяет "статусом события" любое описание.
Колесников использует «прием остранения»6. При остранении вещь не называется своим именем, а описывается как в первый раз виденная. Здесь важную роль играет символизм. У него есть замечательная статья «В 10.30 должен был прилететь»7, в которой множество образов, передающих настроение трагедии: растерявшийся поляк, вечерний туман, рыхлый песок и твёрдая земля на месте крушения самолёта, проклятый русский лес и т.д.
Этот репортаж отличается от большинства остальных, нет ни капли иронии. Колесников писал её совсем с другого ракурса.
Я считаю, что Колесников пользуется свободой слова на все 100%. Он не стеснялся в своих материалах акцентировать внимание свое и читателей на мелочах, ощущениях, разбавляя сухую фактуру эмоциями. Ключевое понятие, которое характеризует Андрея Колесникова как человека и как журналиста, - самодостаточность. Его злые, безжалостные зарисовки о жизни обитателей Кремля - это не способ изжить свои комплексы и не попытка доказать, что он лучше других. Это просто его видение правды. Он не кичится своей близостью к власти, не роняет как бы невзначай фразы, говорящие о том, что президент страны имеет какое-то особое отношение к нему, Колесникову. Сам журналист на вопрос «Как вас терпят в пуле»? отвечает: «Я-то знаю, что я не любимый журналист Путина. Хотя бы просто потому, что ему очень многое не нравится в моих материалах. Он вообще, по-моему, журналистов не очень любит. Он может относиться с уважением к журналисту, в том числе и к тому, который его критикует. И именно к тому, кто его критикует, он чаще относится с уважением. Вот мой случай скорее такой».
Но мне всё же кажется, что не без покровительства…
Конечно, если Колесников пишет о премьер-министре, то это значит, что он пишет о политике, точнее о событиях в политике. Хотя ему уже давно надоела эта тема. Название его книги абсолютно адекватно отражает суть его отношений с президентом и с читателями. Он может писать о чём угодно. Как писалось раннее: и политика, и спорт, и детская тема. И любая тема будет понятна читателю. Потому что журналист пишет для аудитории, понятным языком. В своих статьях он наделяет героев обычными человеческими качествами. Он всегда подчёркивает своё отношение к ситуации, высказыванию и призывает к диалогу.
Любой репортаж должен отвечать на несколько вопросов: что, где, когда. Обязательно надо рассказать «что». А рассказать «что» — это и есть эксклюзив в репортаже. Потому что, как правило, то, что официальные лица пытаются выдать за рассказ, что было, этим «что» не является. Найти это «что» — в этом главная задача. Может у Колесникова это невсегда удаётся. Но и в таких ситуациях он стремится к тому, чтобы можно было разглядеть и уловить настроение, общий фон происходящего, из которого люди смогли бы сделать адекватные выводы.
Творчество Колесникова многогранно. Он публицист, репортер в общенациональной деловой газете «Коммерсантъ», главный редактор журнала «Русский пионер», бывший телеведущий программы «Нереальная политика». Т.е. можно сказать, что он пробовал себя везде.
Кстати, сам журналист утверждает, что свобода слова существет только в печатных изданиях, и её совсем нет на телевидиние.
Колесников пишет именно для аудитории. Его статьи можно увидёть как на страницах печатных СМИ, так и в интернете. Его обсуждают и комментируют.
Заключение
Андрей Колесников, несомненно, является современным королём репортажей. Трудно найти умного, хорошо образованного человека, который ни разу в жизни не читал его гениальных репортажей. Его репортажи первым делом ищут на страницах «Коммерсанта» и, несомненно, его имя войдёт в историю русской журналистики.
Информация о работе Контрольная работа по «Психология журналистики»