Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:19, контрольная работа
Краткое содержание книги В.Ф. Олешко Психология журналистики 3
Социально-психологический портрет Колесникова А. И.
Примечательно, что носителями социально-психологических ролей выступают как коммуникаторы, так и их аудитория. Эти роли характеризуются относительно постоянной, внутренне связанной системой поступков и действий, которая является реакцией на поведение других лиц. Не учитывать тот факт, что и представители аудитории в большинстве своем явно или подсознательно стремятся к «ролевому участию» при восприятии продукции СМИ, значит намеренно сокращать число факторов эффективности массово-коммуникационного взаимодействия. Причем на оси восприятия субъектом этого рода продукции находятся не только рациональные оценки, но и эмоции, чувства, аффект (допустим от «ролевого соучастия»), вызываемые как вербальным (словесным) содержанием, так и эстетикой конкретного произведения или передачи.
Следовательно,
всякое журналистское произведение
можно рассматривать как
Тема 6. Психологические
факторы эффективности
Применительно к СМИ, менталитет - определенные стереотипы в оценке события, заострение внимания на каком-либо вопросе, приверженность определенным традициям.
Заимствуя какие-либо тенденции, характерные для иностранных СМИ, следует учитывать особенности восприятия информации российской аудиторией. Попытаемся сделать несколько выводов.
Итак, отечественный читатель:
• будучи склонным к размышлению, по своему менталитету больше ориентирован на аналитическую информацию. Ему важно показать, что по одной и той же проблеме может существовать несколько мнений. В то же время, во избежание дезинформации, право комментировать какое-либо событие следует предоставлять специалисту;
• предпочитает получать целостное представление о событии, разносторонний взгляд на проблему;
• интересуется как мнением высокопоставленных лиц, так и простых обывателей;
• ему
одинаково интересны как
• рядовой представитель аудитории не должен (и, как правило, не имеет желания, как свидетельствуют многочисленные социологические исследования) вовлекаться в информационные войны.
Суть «психологического» аспекта проблемы организации диалоговых отношений между СМИ и их аудиторией можно сформулировать следующим образом: когда человек живет в ладу с собой — его не преследуют комплексуалъные переживания; при создании и при потреблении продукции средств массовой информации ему достаточно опоры на собственные силы и он старается избегать жестких стереотипов, социально-политических клише, различного рода самоцельных административных схем, якобы упорядочивающих действительность.
Еще одним важным
социально-психологическим
Тема 7. Есть ли философия у новостей.
Новости — «лицо» любого средства массовой информации, поскольку все люди без исключения стремятся удовлетворить свою естественную потребность в информации. На Западе понятие философии новостей существует уже давно. В России его применяют пока не часто.
Философия новостей определяет субъективную линию редакции. То есть она необходима любому информационному изданию, которое имеет свою специфику. Философия должна быть достаточно широка, чтобы охватить большую часть возможных ситуаций, с которыми может столкнуться отдел новостей. Она должна называть общую цель, на которую должны работать журналисты и их редакционные коллеги. Философия новостей должна быть краткой, она должна быть понятной и безамбициозной.
Функции «философии новостей»:
Детальная разработка основных положений философии новостей проходит в кабинете редактора. Одно из главных положений философии новостей, которое отдается на откуп редактору — определить критерии новости, то есть четко сформулировать, что считать «новостью» при отборе информационных поводов для программы новостей или информационной подборки. Новость — это конфликт, уникальность, важность, человеческий интерес, близость (физическая и географическая). Новости условно можно разделить на четыре разных вида:
• это то, что аудитория вашего СМИ должна знать;
• это то, что ей необходимо знать;
• это то, что люди хотят знать;
• это то, что интересно знать («необязательные» новости).
Тема 8. Социально-технологический подход как фактор развития диалоговых отношений.
Диалог, как точно подметил Л. Н. Коган, — это «не только вопросно-ответная форма мышления, как он подчас трактуется в словарях, не только способ усвоения информации, не только авторский прием, но и само реальное бытие культуры»65, а если брать более узкое значение — способ реализации функций журналистики.
Именно в диалоге происходит выбор наилучшего варианта, наиболее оригинальной формы выражения смысловой позиции, взглядов, чувств, установок журналиста или СМИ в целом.
В журналистике одной из форм организации и проявления диалоговых отношений с аудиторией является интерактивность.
Реализация социально-технологического подхода:
ежедневно изучать (без посредников) читательскую аудиторию, ее потребности, и своевременно изменять газету в соответствии с этими потребностями.
Оперативные формы связи с аудиторией СМИ — это технически и творчески осуществленные, планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доверительных отношений и взаимопонимания между журналистом (коммуникатором) и конкретным представителем аудитории, группой или всей аудиторией, а также способствующие формированию его имиджа и, в конечном итоге — реализации коммуникативной функции СМИ в обществе.
Тема 9. Игрореализация в современной журналистской практике.
Игра и массово-коммуникационная деятельность имеют точки соприкосновения. Следовательно, возможно выделение и описание игрореализации субъекта массово-коммуникационной деятельности как некой формы его деятельности, как содержательной формы, несущей смысл, и как психологической и собственно творческой функции.
Характер возможности и целесообразности прагматического моделирования технологий игрореализации в массово-коммуникационной деятельности во многом определяется уровнем и типом задач сугубо творческого характера, которые ставит журналист.
Процессуально обусловленная коммуникативная ситуация игрореализации на телевидении может быть описана как хэппенинг, то есть некое «представление», в котором сюжет вариативен, а действие разворачивается как бы в зависимости от случая («хэппен» — случай, случайность) — от степени участия в нем не только «актеров», которые сами, помимо режиссера, достраивают сюжет, но и зрителей, которые могут быть, согласно замыслу, вовлечены в действие.
Творчески обусловленные коммуникативные ситуации игрореализации характеризуют прежде всего феномен так называемой «игровой депривации», то есть определенного психологического дискомфорта, свойственного аудитории или отдельному реципиенту СМИ в условиях, когда длительное время нет возможности реализоваться и как «хомо люденс» («человеку играющему»), по выражению И. Хейзинги. В связи с этим среди требований, предъявляемых к творчески обусловленным коммуникативным ситуациям игрореализации, мы выделяем следующие:
Три основных вида коммуникативных ситуаций:
Тема 10.
Социально-психологическое
Полемика в СМИ - конфронтацию, противостояние двух или более участников спора, входе которого каждая из сторон старается не только доказать с помощью логично выстроенной системы аргументации истинность своей точки зрения на ту или иную проблему и необоснованность взглядов противника, но и одержать над ним психологическую победу, а в конечном итоге — привлечь на свою сторону в споре широкие слои аудитории СМИ, сформировать соответствующим образом общественное мнение. Психологический подтекст — главное отличие полемики в СМИ, к примеру, от дискуссии.
Журналистская практика свидетельствует, что высокая эффективность взаимодействия с аудиторией предполагает в проблемном тексте полемическую заостренность лишь в сочетании с теоретической глубиной проработки вопроса
Полемическое
обращение формулируется
Журналист, организуя полемику или участвуя сам в дискуссии, полемическом обсуждении той или иной проблемы, того или иного вопроса, должен учитывать, что позиция сторон выстраивается, как правило, с включением трех основных элементов.
Под манипуляцией понимается вид целенаправленного или ситуативно обусловленного психологического воздействия при посредстве СМИ, используемый для достижения одностороннего, как правило, выигрыша посредством скрытого побуждения всей аудитории или какой-то ее части к принятию каких-либо установок или к совершению определенных действий.
Информация о работе Контрольная работа по «Психология журналистики»