Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.
Основными задачами данной работы является:
– на основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки.
объяснить понятие и выявить функции электронных библиотек в рамках информационного общества
Введение
Глава 1. Основы библиотечной деятельности -------------------------------------
1.1 Организация деятельности библиотеки --------------------------------------------
1.2 Формирование библиотечной статистики ------------------------------------------
Глава 2. Теоретико – методологические аспекты социологического исследования электронных библиотек
2.1 Понятие электронной библиотеки в рамках информационного общества --
2.2 Роль электронных библиотек в информатизации образования ----------------
2.3 Студенческая молодежь как пользователи электронных библиотек ---------
2.4 Электронные библиотеки и их роль для профессиональной деятельности -
Заключение
Список литературы
Внедрение информационных технологий в образование является результатом обновления технологий учебного процесса, инновационной деятельности в сфере образования. В в этих условиях приобретает значимость преобразование учебных технологий на основе современных научно-технических достижений, новейшей инфраструктуры образования13. Эту тенденцию внедрения в образовательный процесс средств обучения, базирующихся на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий можно охарактеризовать как информатизацию образовательного пространства, которая является весьма широким понятием и стратегическим процессом. В него входят несколько направлений, но в первую очередь, речь идет об информатизации самого учебного процесса, активном использовании информационных технологий и современного телекоммуникационного оборудования в нем. Другим направлением информатизации системы образования является разработка и внедрение конкретных информационных технологий в учебный процесс. Их перечень постоянно расширяется, что позволяет строить различные классификации, выделять типы и виды существующих и используемых информационных технологий. Третьей тенденцией внедрения информационных технологий в современный образовательный процесс является постепенное их освоение всеми субъектами образовательной деятельности. В их число входят различные социальные группы и их отдельные представители: абитуриенты, студенты, бакалавры, магистры, аспиранты, докторанты, соискатели, преподаватели различных дисциплин уровня, сотрудники различных структур вузов14.
Некоторые исследователи видят роль электронных библиотек в процессе распространения результатов инновационной деятельности в образовании, рассматривая преимущественно с учетом перспектив создания и функционирования систем информационного обеспечения инновационной деятельности.
Новые технологии обучения и методы оценок знаний студентов занимают все большее место в учебной деятельности высших учебных заведений. Однако основная причина, по которой новые технологии обучения (компакт-диски, компьютерные учебники) недостаточно широко используются в вузах – невысокая компетентность части преподавателей. Многие из них не готовы использовать эти технологии в учебной работе. Есть мнение, что наибольший прогресс достигнут в естественно-научной области знаний, в то время как в предметах гуманитарного и технического циклов наблюдается определенный застой15.
Исследователи отмечают, что в настоящий момент на образование виляют следующие факторы, которые непосредственно связаны с развитием и расширением электронного пространства:
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося17.
Роль электронных библиотек, в условиях информатизации образования и нацеленности на инновационную политику в области образования, как и других информационно-технических средств достаточно велика. Однако существует ряд противоречий, которые тормозят активное пользование данных средств. Это и неготовность преподавательского состава использовать информационно-технические средства, и недостаточная информированность субъектов образовательного процесса.
2.3 Студенческая молодежь как пользователи электронных библиотек.
Говоря об аудитории электронных библиотек, следует отметить, что большинство исследователей склонны делать выводы о том, что на сегодняшний день, наиболее активными пользователями электронных библиотек вузов, техникумов, являются преподаватели, студенты старших курсов и аспиранты. Это связано, с одной стороны, с минимальными ограничениями в доступе для этих категорий читателей и, с другой стороны, с тем, что на сегодняшний день электронные ресурсы, прежде всего, используются в работе над научными публикациями, курсовыми работами, кроме того, существуют различия в структуре использования электронных ресурсов различными профессиональными категориями читателей. Наиболее активными пользователями электронных ресурсов, как по частоте обращения в электронную библиотеку, так и по степени разнообразия запросов, являются представители экономических и гуманитарных специальностей18.
Среди пользователей электронных библиотек преобладают две основные категории – учащаяся молодежь и интеллектуальная элита, главным образом ученые и преподаватели. Причем у пользователей электронных библиотек познавательная прагматическая установка на чтение выражена сильнее, чем у аудитории публичных библиотек: в традиционных библиотеках преобладает чтение художественной литературы, в электронных – справочной, учебной и научной.
Говоря о молодежи как специфической социальной группе, следует охарактеризовать ее как совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом смысле, молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей19. Характерно, что по поводу возрастных границ молодежи нет общего имения. В отсутствии единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодежного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодежь.
Рассматривая студенческую молодежь как особую подгруппу молодежи, представляется необходимым подробнее остановится на специфике данной социальной группы. Студенчество – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных признаков и специфики труда, в данном случае, учебы. Студенчество занято учебой, то есть подготовкой к выполнению высококвалифицированного умственного труда, в период обучения активно участвующего в разнообразной общественно-полезной деятельности. Закономерным в процессе развития студенчества является возрастание его социальной активности, расширение связей с другими группами общества. В качестве основания выделения студенчества в самостоятельную социальную группу может рассматриваться особое место в общественном воспроизводстве. Ему придается особа роль в формировании интеллигенции, в воспроизводстве среднего класса общества. Важным группообразующим признаком студенчества является особый вид студенческой субкультуры, отличающийся от других молодежных субкультур. Студенчество характеризуется определенным общественным положением, ролью и статусом в обществе, общностью интересов, специфическим образом жизни и возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы.
В современных социально-
Таким образом, учащаяся молодежь, в частности студенческая молодежь, выступает как особая социальная группа, которая обладает специфическими чертами, одной из которых является активное использование молодыми людьми сети Интернет и информационных технологий. По роду занятий (учебы) студентами используются навыки работы с компьютерными и информационными технологиями в образовательном процессе. Поэтому, возникает прямая необходимость в возникновении электронных библиотек в самом учебном заведении. студенческий молодежь электронный
К основным элементам электронной библиотеки относятся:
1. Локальная инфраструктура (в дополнение к локальным местным сетям нужны локальные библиотечные системы на местах). Задача интегрированной библиотечной системы – обеспечивать все базовые виды библиотечных услуг, обрабатывать как полнотекстовые документы, так и электронные данные.
2. Доступ к самой информации, а не только к информации о ней; необходимым является также наличие обязательного экземпляра электронных публикаций.
3. Адекватное оборудование для потребителей (аппаратные средства, линии коммуникации, пользовательский интерфейс), поскольку, как уже говорилось, одна из характеристик библиотеки - представление абонентам прямого доступа к информации на их рабочих местах.
4. Обязательный доступ к коллекциям на печатных носителях с помощью электронных средств. Библиотеки будут развиваться в своего рода «гибридные», предоставляя услуги на базе как печатных так и электронных носителей.
5. Оказание услуг непосредственно отдельным пользователям на рабочем месте и дома;
6. Предложение в дополнение к библиотечным каталогам и библиографиям фактов, полнотекстовых публикаций и другой необходимой информации.
2.4 Электронные библиотеки и их роль для профессиональной деятельности
Доступность материалов
в различных электронных
"Электронная библиотека – информационная служба, в которой все информационные ресурсы содержатся в машиночитаемой форме, а все функции комплектования, хранения, обеспечения сохранности, выдачи и доступа обеспечиваются за счет использования цифровых технологий".
Отмечают ряд существенных изменений, которые появились вследствие применения современных информационных и коммуникационных технологий в библиотеках.
Проанализируем эти тенденции на примере профессиональной деятельности учителя.
Все это, несомненно, повышает
интерес педагога к преподавательской
и научно-исследовательской
В то же время существует ряд проблем, связанных с функционированием электронных библиотек, которые до сих пор не удается преодолеть, и, скорее всего, не удастся это сделать в ближайшем будущем. Часть из них очень серьезны (такие, как проблема информационной безопасности), какие-то дублируют аналогичные проблемы любой традиционной библиотеки (когда она закрыта, то ее фондами точно так же нельзя воспользоваться, как и в случае технических неполадок в Сети). Одни проблемы можно периодически решать (например, обновлять устаревшее компьютерное оборудование и программное обеспечение), а другие – нет (до сих пор не удалось разработать достаточные основания для защиты прав интеллектуальной собственности).
Какие материалы может найти к примеру учитель для своей профессиональной деятельности в режиме свободного доступа в приднестровских электронных библиотеках? Это во многом зависит от статуса и финансирования библиотеки, ее связей с научными центрами.
Несомненно лишь то, что электронные библиотеки будут развиваться и совершенствоваться. Постепенно от копирования печатных изданий и создания фондов оцифрованных материалов библиотеки перейдут к выполнению более сложных работ, начнут выполнять не только консультационные, но и обучающие функции. Более того, в дальнейшем электронные библиотеки превратятся в «общественные центры информационного общества». Создание крупных и доступных национальных электронных библиотек способствует более эффективному использованию информации, что в дальнейшем положительно отразится на уровне развития науки и техники, культуры и позволит улучшать систему образования. Электронные библиотеки, предоставляющие возможность работы с современными электронными образовательными ресурсами в режиме свободного доступа, будут способствовать повышению эффективности и качества профессиональной деятельности.