Электронные библиотеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.
Основными задачами данной работы является:
– на основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки.
 объяснить понятие и выявить функции электронных библиотек в рамках информационного общества

Содержание

Введение
Глава 1. Основы библиотечной деятельности -------------------------------------
1.1 Организация деятельности библиотеки --------------------------------------------
1.2 Формирование библиотечной статистики ------------------------------------------
Глава 2. Теоретико – методологические аспекты социологического исследования электронных библиотек
2.1 Понятие электронной библиотеки в рамках информационного общества --
2.2 Роль электронных библиотек в информатизации образования ----------------
2.3 Студенческая молодежь как пользователи электронных библиотек ---------
2.4 Электронные библиотеки и их роль для профессиональной деятельности -
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

готово яяя.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

При работе с системой библиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи:

  • Принимать новые книги и регистрировать их в библиотеке;
  • Относить книги к одной или к нескольким областям знаний;
  • Проводить каталогизацию книг, то есть назначение новых инвентарных номеров вновь принятым книгам;
  • Вести учет выданных книг читателям, при этом предполагается два режима работы: выдача книг читателю и прием от него возвращаемых им книг обратно в библиотеку. При выдаче книг фиксируется, когда и какая книга была выдана данному читателю и на какой срок выдается данная книга. При приеме книги, возвращаемой читателем, проверяется соответствие возвращаемого инвентарного номера книги выданному инвентарному номеру, название книги, и она ставится на свое старое место в библиотеке.

Администрация библиотеки должна иметь возможность получать сведения о должниках – читателях библиотеки, которые не вернули вовремя взятые книги; сведения о наиболее популярных книгах, т.е. наиболее часто выдаваемых книгах.

Основные функции библиотеки – информационная, культурная, образовательная, досуговая.

 

 

 

 

1.2 Формирование библиотечной статистики

Особенность статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, т.е. библиотечная статистика говорит  языком цифр, отображающих библиотечную жизнь во всем ее многообразии.

Без количественных характеристик  невозможно проанализировать процессы, происходящие в библиотечном деле. Статистика исследует количественную сторону явлений библиотечной действительности (комплектование фонда, библиотечное обслуживание, справочно-библиографическая работа, поиск информации и т. п.) в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени. Она учитывает число книговыдач, пользователей, объем фондов, часы работы.

Основными задачами библиотечной статистики являются:

  • разработка системы показателей, характеризующих масштабы, темпы;
  • пропорции развития библиотечной деятельности;
  • создание методов расчета и взаимной увязки показателей;
  • анализ факторов, обусловливающих основные тенденции развития;
  • обеспечение наблюдения и контроля над библиотечной деятельностью в целях своевременного выявления проблем развития.

На формирование библиотечной статистики оказывает влияние ГОСТ  «Библиотечная статистика». Данный стандарт устанавливает единые правила и требования к сбору и предоставлению статистических данных библиотеками. Он позволяет унифицировать статистическую отчетность на разных уровнях.

Основные статистические показатели:

Учет читателей. Показывает количество человек, которые пользуются документами библиотеки. Единицей учета служит формуляр читателя.

Учет выдачи книг. Показывает количество документов (по отраслям знаний), использованных читателями во всех структурных подразделениях библиотеки. Учёт выдачи изданий производится по числу выданных экземпляров, зарегистрированных в формуляре читателя, листке читательского требования, книжном формуляре или иной документации, принятой в библиотеке, а также в электронной базе данных (БД).

Методика составления  рейтинга книг. Рейтинг – понятие, характеризующее соотносительные значимость, место, вес, позицию данного объекта (книги) по сравнению с другими объектами этого класса (типа). В данном случае составляется и формируется в виде графика (например, 20 самых популярных книг) для обеспечения администрации библиотеки информации о наиболее читаемых книгах.

Составление рейтинга: Делает библиотекарь. Сначала библиотекарь ищет в базе данных (делает запрос) книги (по названиям), которые больше остальных были выданы на руки читателям (по количеству выдач), сразу выбирая сколько книг внести в список рейтинга, например 20. Далее полученный список группируется по названиям книг в алфавитном порядке по убыванию количества выдач. Таким образом, самая первая книга будет являться самой «популярной» у читателей, потому что была выдана наибольшее количество раз. И далее, следующая, но уже с меньшим рейтингом выдач и т.д. В итоге получается n-количество самых читаемых книг, по которому в дальнейшем в БД делается график либо в виде диаграммы, либо отчет в виде списка в порядке убывания. Данная информация может быть полезна администрации библиотеки для дальнейшего учета интересов и предпочтений читателей.

 

Глава 2. Теоретико-методологические аспекты социологического исследования электронных библиотек.

 

2.1 Понятие электронной библиотеки в рамках информационного общества

 

Понятие «электронная библиотека»  появилось позднее, чем первые концепции  информационного общества, а конкретнее, в конце 1980-х годов. Однако точного  определения, включающего разграничение терминов «цифровая», «виртуальная», «электронная», библиотека до сих пор нет.1 В концепциях информационного общества мы не встречаем понятия «электронная библиотека», однако представляется возможным выявить некоторые предпосылки к возникновению этого явления как самостоятельной категории.

Термин «электронная библиотека»  является наиболее употребляемым в  профессиональной среде и в качестве определения наиболее точным представляется рассматривать электронную библиотеку как информационную систему, включающую упорядоченный фонд электронных документов, формируемых в соответствии с заданными критериями и предназначенный для общественного использования, и комплекс программно-технических средств, реализующих функции создания, использования и хранения этого фонда2. Некоторые исследователи отмечают, что электронные библиотеки – это информационные системы, позволяющие надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети3.

Отметим, что электронные библиотеки существуют в трех состояниях, таких  как:

  • как организованная структурная совокупность электронных ресурсов, не связанная с традиционными библиотеками и принадлежащая какой-либо организации или консорциуму, в том числе в виде Интернет-портала (веб-сайта, раздела сайта и т.п.);
  • как информационная технология в традиционной библиотеке, являющаяся одним из компонентов ее системы автоматизации, например электронная библиотека полных статей сборников, докладов, диссертаций и т.д.;
  • как специально создаваемая или реорганизуемая вместо традиционной электронной библиотеки, когда существующая традиционная библиотека переводит все документы своего фонда в электронную форму и в дальнейшем комплектует или создает их только в электронном виде. Другая модель – библиотека, которая изначально не формирует фонд печатных и иных неэлектронных носителей и собирает только электронные документы4.

Несмотря на разнообразие вариаций существования электронных  библиотек, их появление обуславливается  следующими компонентами социальной эволюции: технический прогресс, новые виды информации, дешевизна хранения электронных публикаций по сравнению с бумажными, увеличение числа каналов связи, развития телекоммуникаций, Интернет, доступ к информации и документам, корпоративность и разделение ресурсов5.

Мы можем выделить некоторые специфические функции электронных библиотек, которые отличают их от традиционных библиотек и раскрывают специфику функционирования в информационном обществе:

  • снижение уровня социального неравенства;
  • сохранение культурного наследия;
  • интеграция информационных ресурсов и навигация в них.

Снижение уровня социального  неравенства посредством электронных  библиотек связано с тем, что  социальная роль библиотек, в том  числе и электронных – это  способствование сглаживанию имеющейся  разницы в уровнях образования людей. Как отмечают некоторые исследователи, в настоящее время 4/5 населения планеты живет в странах, которые не в состоянии решить основные проблемы благосостояния граждан и еще достаточно далеки от предоставления им права на информацию. Право на информацию – это одно из основных прав человека, которое защищает жизнь и обеспечивает развитие общества. Использование этого права способно содействовать решению многих социальных и культурных проблем отдельных граждан и нации в целом. В мире произошло разделение на информационно бедных и информационно богатых, вследствие чего можно сделать вывод о существующем социальном неравенстве в информационной сфере6. Социальное неравенство в данном случае выступает как специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные границы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей7. В условиях массовой компьютеризации электронные библиотеки выступают как средство сглаживания существующего неравенства и способ реализации права на информацию как можно большего числа людей в эпоху становления информационного общества.

Значимость сохранения и предоставления в пользование объектов культурного наследия, изданные большими тиражами только усиливается в информационном обществе. В традиционном смысле наследие может быть определено как все данные или опыт, которые общество наследует из своего прошлого и которые оно стремится передать будущим поколениям, с целью сформировать общую шкалу ценностей, обусловливающих чувство принадлежности к этому обществу и приверженность принадлежащим всем общественным ценностям8. Перевод в цифровую форму происходит все активнее во всех сферах мыслительной деятельности и творчества.

В результате этого процесса значительная часть компьютерных файлов хранится сегодня на сотнях серверов и уже  образует новые культурные, образовательные  и научные ресурсы. Эти ресурсы  дополняют или даже заменяют традиционные компоненты наследия, такие как книги и другие литературно-научные произведения, хранящиеся в библиотеках.

Отличительная функция электронных  библиотек – интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация  в них. Если традиционная библиотека оперировала преимущественно с документами, как отдельными единицами хранения, то в электронной библиотеке важнейшей функцией становится анализ содержания источников. Именно благодаря преобразованию информации, ее упорядочению, свертыванию, аннотированию, выделению дескрипторов, ключевых слов и т.п. облегчается ориентация пользователя в больших массивах информационных ресурсов. Создание электронных библиотек позволяет сократить расходы по дублированию многочисленных локальных баз данных и информационных систем9.

Однако существует проблема, которая тормозит развитие электронных библиотек - это отсутствие их правового статуса. Считается, что вопрос авторского права в электронном пространстве является одним из самых дискуссионных. Однако если узаконить статус электронных библиотек в РФ, законодательно оговорив такие параметры этого института как соблюдение авторских прав (отчисление гонораров за оцифровку и использование) и наличие технической защиты от свободного копирования и распространения, то электронные библиотеки перестанут быть ресурсом свободного пользования, каким являются в настоящее время10.

Таким образом, электронные библиотеки как элемент информационного  общества характеризуются специфическими функциями, которые отличают их от традиционных способов хранения, категоризации и предоставления информации, демонстрируя качественно новую систему передачи информации, присущую информационному обществу.

 

 

2.2 Роль электронных библиотек в информатизации образования

 

Информатизация сегодня  признается большинством специалистов как глобальная мировая тенденция, затрагивающая в той или иной степени все сферы жизни общества и характеризующая процесс перехода от индустриального типа общества к информационному. Влияние информатизации общества как глобальной мировой тенденции на образование предполагает следующие процессы:

  • информатизация процесса обучения и преподавания;
  • информатизация управления вузом;
  • информатизация деятельности служб и подразделений вуза;
  • информатизация среды функционирования вуза.

Эти направления деятельности предусматривают целую систему мер, базирующихся на общем понимании концепции информатизации образовательного учреждения и согласованной последовательности действий. Вследствие этого выделяется блок процессов, направленных на создании полнотекстовых баз данных, утвержденных и рабочих программ по читаемым курсам для самоподготовки студентов и аспирантов, формирование в библиотечно-информационном центре мультимедийных документов учебно-познавательного назначения на различных носителях11.

Как отмечают исследователи, рыночная экономика, научно-технический прогресс предъявляет новые требования к уровню подготовки выпускников российских вузов. Эти требования в свою очередь обуславливают необходимость изменений в образовательных программах, внедрения современных технологий обучения, направленных на повышение качества получаемых студентами знаний, приобретения ими профессиональных навыков, адекватных новым реалиям12.

Информация о работе Электронные библиотеки