Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:24, курсовая работа
Цель курсовой работы классифицировать интервью, публикуемых в журнале «Премьер Эксперт».
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение ряда задач:
1.изучить теоретический аспект функционирования интервью в современной системе СМИ;
2.исследовать классификации интервью;
3.исследовать типы интервью СМИ различной направленности.
Введение.....................................................................................................................3
Глава I Интервью как жанр журналистских публикаций……………………...5
1.Жанр как явление в журналистике……………………………………5
2.Система журналистских жанров………………………………………7
3.Виды интервью, различные классификации…………………………15
Выводы по первой главе
Глава II Интервью на страницах журнала «Премьер Эксперт»……………….20
2.1 Типичные интервью журнала «Премьер Эксперт»……………….....20
2.2. Виды интервью в журнале «Премьер Эксперт»…………………….21
Выводы по второй главе
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы................................................................................................33
Интервью-портрет, или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.
Рассмотрим еще один вид интервью, когда журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества. Такое креативное интервью чаще называют беседой, диалогом. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п. Первое условие такого интервью — большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе — правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе — общечеловеческое начало [3. C. 137-143].
Рассмотрим виды интервью по характеру получаемой информации:
1. Интервью для получения чисто фактических сведений:
Здесь личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает.
2. Интервью для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме:
Здесь важна оценка мнений: что она отражает – личную позицию или он выступает как член группы.
3.
Интервью для получения
Оно отличается особой важностью психологической атмосферы беседы. От журналиста требуется внимание не столько к фактическому содержанию словесных высказываний опрашиваемого, которые будут содержать факты, мнения, оценки, сколько к его личности [11. C. 134].
Существует другая классификация видов интервью:
1. Нарративное интервью – интервью, при котором собеседнику задается определенная тема и предоставляется полная свобода рассказа без уточняющих и наводящих вопросов. Особенность: рассказчик сам выделяет наиболее важные для него аспекты, переосмысливая и структурируя факты и события.
2. Структурированное интервью – интервью, построенное по определенной, заранее запланированной схеме, при котором вопросы и ответы могут быть заранее обговорены участниками беседы или заранее есть согласие собеседника работать по определенному плану.
3.
Полуструктурированное
4. Лейтмотивное интервью – интервью, когда среди широкого круга вопросов вы получаете информацию, относительно ограниченного числа аспектов, постоянно возвращающихся к определенной цели.
5.
Фокусированное интервью – беседа
или интервью на строго определенную тему,
относительно которой нужно
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что интервью – это область журналистики, метод получения информации для её дальнейшего представления публике. Это целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы.
Мы видим, что существуют различные виды интервью в зависимости от того, как и какие журналист задаёт вопросы, как собеседник на них отвечает, использует ли он какие-то фактические сведения или пользуется своим мнением. В вопросах журналиста к собеседнику конкретизируются актуальные аспекты темы, возникают поводы для дискуссий.
При исследовании мы опирались на различные классификации интервью многих авторов. Вместе с тем нужно отметить, что задача интервью – сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Специфика состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого в силу каких-то особых причин важно для читателя.
Глава II Интервью на страницах журнала «Премьер Эксперт»
2.1. Типичные интервью журнала «Премьер Эксперт»
Тематика. В издании регулярно публикуются рубрики: хронограф (новости за период), «Тема номера» (основное интервью номера, которое задает основную тематику журнала), «Финансы» (основные актуальные финансовые темы и проблемы бизнеса; в качестве экспертов привлекаются руководители финансовых организаций); «Профессионалы» (интервью и комментарии ведущих тольяттинских, региональных специалистов в различных сферах деятельности которые высказывают свое мнение по актуальным проблемам); «Недвижимость» (рубрика о коммерческой и жилой недвижимости в Тольятти, регионе, стране и мире); «Корпоративная культура» (обсуждается проблематика корпоративной культуры, имиджа, репутации); «Социальная ответственность» (освещается позиция тольяттинских и региональных компаний в вопросах социальной ответственности бизнеса, публикуются репортажи с мероприятий, посвященных социальной ответственности); «Туризм», «Красота и здоровье».
Интервью
мы анализировали по следующим классификационным
признакам, изученным нами в ходе
теоретической части
I. 1) протокольное интервью;
2)информационное интервью;
3)интервью-портрет;
4)интервью-дискуссия;
5)интервью-анкета.
II. Интервью по характеру получаемой информации:
1)интервью для получения
2)интервью для выяснения
3)интервью для получения
III. 1) нарративное интервью;
2)структурированное интервью;
3)полуструктурированное
4)лейтмотивное интервью;
5)фокусированное интервью.
2.2. Виды интервью
в журнале «Премьер
Эксперт»
Рассмотрим интервью «Борис Алёшин: экономика не существует отдельно от государства»:
I. Это информационное и протокольное интервью.
Это протокольное интервью, так как журналист задаёт вопросы, цель которых – получить официальные разъяснения по вопросам внутренней политики ВАЗа:
«Борис Сергеевич, в каком состоянии находится сегодня отечественное промышленное производство, какую роль оно играет в экономике страны?»
«Что может вывести отечественное производство на качественно иной уровень?»
«В сколько-нибудь обозримом будущем есть ли у российской промышленности возможность по уровню развития приблизиться к Западу? Не слишком ли большой разрыв сейчас?»
«Вы входите в состав совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», какие проблемы стоят сейчас перед АВТОВАЗом и какими могут быть пути их решения?» [см. Приложение 1, интервью № 1]
Но данное интервью нельзя назвать только протокольным, оно и информационное, так как разъяснения являются точкой зрения самого Алёшина, но не официальной позицией завода АВТОВАЗ. Также, степень официозности здесь снижена, так как АВТОВАЗ не является государственной структурой, а, следовательно, не может претендовать на протокольный характер значимости получаемой журналистом информации:
«Я своих коллег ориентирую…»
«…Я считаю, что вокруг АВТОВАЗА…»
«Но между тем, что я говорю, и тем, что это надо сделать, есть дистанция…» [см. Приложение 1, интервью № 1]
II. Это интервью для получения фактических сведений, так как собеседник охотно предоставляет информацию, логично и ясно отвечает на вопросы:
«Как показывает история, многие государства даже при беспрецедентной разрухе после второй мировой войны в сравнительно короткий срок сумели не просо восстановить свою промышленность…»
«…АВТОВАЗ – монопредприятие с технологической цепочкой от сырья до готовой продукции…» [см. Приложение 1, интервью № 1]
Но в этом интервью содержатся не только факты. Журналист выясняет и мнение собеседника о проблеме. Здесь мы видим оценку мнения самого Алёшина, его личную позицию.
III. Это полуструктурированное интервью, так как у журналиста по ходу беседы возникают наводящие, незапланированные вопросы, реплики:
«Вы сказали, что дело не в специалистах. Насколько в таком случае актуальна кадровая проблема?»
«Для
Тольятти это, пожалуй,
самая острая проблема»
Рассмотрим интервью «Холдинг «АвтоТрейд»:
I. Это информационное интервью, так как журналист получает сведения, носящие информационный характер о холдинге «АвтоТрейд», о становлении и развитии корпоративной культуры, от компетентного лица Владимира Яркина – президента холдинга «АвтоТрейд».
II. Это интервью для выяснения фактов и мнений собеседника о проблеме, то есть журналист спрашивает мнение Владимира Яркина о жизни компании «АвтоТрейд»:
«Владимир Владимирович, что для вас значит корпоративная культура? Какое место вы ей отводите в жизни компании «АвтоТрейд»?»
«Могли ли бы вы кратко сформулировать внутренние ценности холдинга «АвтоТрейд»?»
«В
организационной
культуре важное значение
имеют стандарты поведения,
стиль управления, иерархия,
структура компании,
кадровая политика.
Какой подход к этим
вопросам в вашем холдинге?»
III.
Это структурированное интервью, так оно
построено по определенной, заранее запланированной
схеме, и журналист
Рассмотрим интервью «Стандарты качества – стандарты работы»:
I. Информационное интервью, так как журналист получает сведения, носящие информационный характер о компании «Супер-Аудит», от компетентного лица Пижун Зои Александровны, исполнительного директора ООО «Супер-Аудит», по интересующим его вопросам:
«Изменилось ли у бизнеса за последние годы отношение к аудиту?»
Информация о работе Интервью как жанр журналистских публикаций