Игровые радиопередачи для детей: цели, задачи и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Объект - изучение игровых радиопередач для детей.
Предмет - игровые радиопередачи радиостанции «Детское Радио».
Целью данной работы является анализ роли игровых радиопередач, которые влияют на развитие ребенка.
Задачи данной работы - выяснение уровня, на котором музыкальные радиопередачи влияют на развитие детей, выявление значения игровых радиопередач в личностном формировании ребенка, а так же изучение влияния правильной организации прослушивания радиопередач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕТСКИЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ. 5
1.1. Анализ социальной роли детского радиовещания в современном обществе. 5
1.2. Подготовка радиопередач 10
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ РАДИОСТАНЦИИ «ДЕТСКОЕ РАДИО» 15
2.1. Организация просмотра и прослушивания теле- и радиопередач для детей родителями 15
2.2. Приемы словесной помощи детям в прослушании художественного текста. Рассказ текста 19
2.3. Задачи музыкального воспитания. 24
2.4. Игра – средство всестороннего развития ребенка 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 75.72 Кб (Скачать)

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса  — способность дать оценку произведениям  и их исполнению. Голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, например, хлопки или чтобы взрослый напевал мотив, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Действия  детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские  навыки и импровизируют собственные  незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее  развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического  воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное — это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.

На музыкальных  занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о  многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они  лишь самые общие его черты, самые  яркие образы. При этом эмоциональная  отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти  умственные действия обогащают и  расширяют сферу чувств и переживаний  ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной  деятельности, доступные дошкольному  возрасту, все творческие возможности  растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его  особенности выдвигают перед  ведущим музыкальной программы необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать  любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной  отзывчивости и восприимчивости  дает возможность широко использовать  воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать  впечатления детей, знакомя их  в определенно организованной  системе с разнообразными музыкальными  произведениями и используемыми  средствами выразительности.

3. Приобщать  детей к разнообразным видам  музыкальной деятельности, формируя  восприятие музыки и простейшие  исполнительские навыки в области  пения, ритмики, игры на детских  инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать  общую музыкальность детей (сенсорные  способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий  голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка  обучают и приобщают к активной  практической деятельности, то происходит  становление и развитие всех  его способностей.

5. Содействовать  первоначальному развитию музыкального  вкуса. На основе полученных  впечатлений и представлений  о музыке проявляется сначала  избирательное, а затем оценочное  отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать  творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, своя интерпретация мелодии. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

На «Детском радио» много радиопередач, которые  помогут сформировать музыкальный  вкус ребенка и приучить его к  хорошей и доброй музыке. В утреннем блоке «Детское время» (прямой эфир) помимо всевозможных познавательных фактах большое время уделено музыке. Она помогает детям проснуться и  дарит хорошее настроение на весь день. В основном это мелодии из мультфильмов и детских кинофильмов, особенно важно, когда в эфире звучат хорошие песни из советских мультиков, потому что так ребенок приобщается еще и культурным особенностям своей страны, он слышит, какие песни были раньше, таким образом, приучаясь еще и культурному моменту своей истории. Также в течение всего дня есть много радиопередач имеющих любое музыкальное направление, например, «Мультконцерт», «Музыкальный привет» (прямой эфир) – в этой радиопередаче родители и сами дети могут позвонить и заказать любую мелодию для своих родных, близких и друзей. На ночь для юных зрителей приготовлена сказка в передаче в «Гостях у сказки», где самые добрые и самые музыкальные сказки помогают подготовить ребенка ко сну. И наконец, самая музыкальная и самая приятная вечерняя радиопередача «Я засыпаю», которая состоит из самых нежных и убаюкивающих мелодий, которые также влияют на музыкальный слух и развитие детей. Нежные мелодии успокаивают нервную систему малышей и помогают настроить ребенка на крепкий и здоровый сон, который, в свою очередь, чрезвычайно важен для юного и растущего организма. Надо понимать, что малыш должен засыпать в спокойной и умиротворенной обстановке, чтобы правильно восстановить силы за ночной период времени. Его ничего не должно раздражать во время того, пока он будет засыпать, потому что, если ребенок засыпает неспокойно, то весь следующий день он будет капризничать и неадекватно себя вести, а это может не правильно влиять на его психическое состояние.

2.4. Игра – средство всестороннего развития ребенка

 

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру «ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития»15.

В игре все  стороны личности ребенка формируются  в единстве и взаимодействии.

По выражению  С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются  и через нее формируются все  стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство  и взаимодействие проявляются по-разному  в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны  личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые  переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят  сила эмоций и, в большой мере, способность  к умственному и волевому усилиям.

В играх  с правилами главное — решение  поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и  дидактические, которые требуют  усилия мысли и воли, преодоления  трудностей.

Игра  занимает большое место в системе  физического, нравственного, трудового  и эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь  содержательной, полной, создают уверенность  в своих силах. Недаром известный  советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим  витамином.

Игра  имеет большое образовательное  значение, она тесно связана с  обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх  происходит важный и сложный процесс  освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его  воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают  связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые  задачи, находить лучший способ осуществления  задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения  дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.16

Творческую  игру нельзя подчинить узким дидактическим  целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Игры с правилами  имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет  определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач.

Интересная  игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более  трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных  методов. Игра — один из них, и она  дает хорошие результаты только в  сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и  др.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в  разных условиях. В творческих играх  открывается широкий простор  для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется  мобилизация знаний, самостоятельный  выбор решения поставленной задачи.

Игра  — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение  со сверстниками. Их объединяют общая  цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания  оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы  сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

В игре воспитывается  интерес и уважение к труду  взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают  не только их действиям, но и отношению  к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — важное средство эстетического  воспитания дошкольников, так как  в этой деятельности проявляется  и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается  ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.17

Таким образом, игра связана со всеми сторонами  воспитательной и образовательной  работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым  приучают детей в жизни.

Подготовку  детского утренника также можно  превратить в веселую игру, а ведь утренник занимает значительно место в системе воспитания ребенка. Они соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства, художественной деятельности.

В основе каждого утренника лежит главная  идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Этому  способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих  у ребенка нравственно-эстетические чувства. Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность  каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.

Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в стране, в детском  саду, каждой семье вызывают у ребят  радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет  чувства детей, они по-иному, чем  на обычных занятиях, проникаются  содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных  утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.18

Как же нужно  организовать праздничный утренник, чтобы он способствовал эстетическому  воспитанию детей? В практике сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных  утренников, где главным является такое соединение различных видов  искусства, которое, усиливая воздействие  их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника.

Большое значение придается художественному  оформлению, отражающему тематику утренника  и время года, в которое он проводится. Оформление каждого детского выступления  должно соответствовать его содержанию. Это проявляется в удачном  подборе тонов, правильном их сочетании  в атрибутах, настенном оформлении, деталях костюмов, в выразительности  движений детей в народных танцах.

Музыкальные и литературные произведения, используемые на утреннике, должны быть высокохудожественными. Творческое отношение к работе часто  вызывает у педагогов желание  брать дополнительный материал, помимо основного, рекомендуемого программой.

Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация — все это  определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей, после чего они становятся практически не управляемыми и веселый праздник может превратиться в безобразие, которое будет иметь отрицательное воздействие на психику детей.

Информация о работе Игровые радиопередачи для детей: цели, задачи и функции