Игровые радиопередачи для детей: цели, задачи и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Объект - изучение игровых радиопередач для детей.
Предмет - игровые радиопередачи радиостанции «Детское Радио».
Целью данной работы является анализ роли игровых радиопередач, которые влияют на развитие ребенка.
Задачи данной работы - выяснение уровня, на котором музыкальные радиопередачи влияют на развитие детей, выявление значения игровых радиопередач в личностном формировании ребенка, а так же изучение влияния правильной организации прослушивания радиопередач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕТСКИЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ. 5
1.1. Анализ социальной роли детского радиовещания в современном обществе. 5
1.2. Подготовка радиопередач 10
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ РАДИОСТАНЦИИ «ДЕТСКОЕ РАДИО» 15
2.1. Организация просмотра и прослушивания теле- и радиопередач для детей родителями 15
2.2. Приемы словесной помощи детям в прослушании художественного текста. Рассказ текста 19
2.3. Задачи музыкального воспитания. 24
2.4. Игра – средство всестороннего развития ребенка 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 75.72 Кб (Скачать)

1. Как  медведица учит Умку делать  берлогу?

2. Почему  Умка не знал, какое солнце?

3. Как  познакомились Умка и мальчик?

4. Чем  удивила Умку шапка мальчика?

5. О чем  думает Умка весной?

6. Тебе  понравилась колыбельная для  Умки? Давай, выучим словаи споем  ее.

Эта беседа хорошо подготавливает детей к восприятию второй части этого фильма — «Умка  ищет друга».

При просмотре  телепередачи необходимо добиться, чтобы дети были дисциплинированны, не выражали своих чувств громкими репликами и выкриками, были заинтересованы сюжетом (это всегда можно определить по реакции детей, увлечены ли они сюжетом или нет).

Организация просмотра телепередач для детей  требует не просто знания сюжетов  мультфильмов, спектаклей, а глубокого  понимания основной мысли сюжета и воспитательной роли произведений.

Организуя просмотр телепередач, необходимо понимать, что правильно выбранные передачи способствуют расширению знаний детей о мире, в котором они живут, формируют понятия «хорошо» и «плохо». Однако бессистемное, неорганизованное слушание и просмотр телепередач не содействуют гармоничному воспитанию детей.

Нельзя  допустить, чтобы перед маленькими зрителями, как в калейдоскопе, мелькали совсем непонятные им герои, развертывались неведомые им события. Огромная информация, не осмысленная по-настоящему детьми, часто не развивает, а раздражает малышей, после чего они могут становиться агрессивными и капризничать.

Если  телевидение имеет возможность  наглядно представить детям героев, может перенести их на Крайний  Север или на знойный Юг, то радио  имеет в качестве средств воздействия  только слова, интонацию и музыку.

Следовательно, радиопередачи, требуя от ребенка внимания к слову, в огромной степени развивают  его речь и интеллект.

Слушая  интересную радиопередачу, малыши сами мысленно рисуют события, героев, картины  природы, т. е. соотносят слова (комплексы  звуков) с предметами и явлениями  внеязыковой действительности.

Многие  радиопередачи для детей составлены из произведений, которые рекомендованы  для рассказывания и чтения в  детском саду. Детям читают  как и всеми любимые отечественные произведения, современные и классику жанра, так и зарубежные произведения известных детских авторов. В утренней рубрике «Короткие сказки» дети получают заряд доброты и положительных эмоций на весь день. Необходимо создать такую обстановку, чтобы ничто не отвлекало детей, чтобы они ушли в мир сказки, рассказа. После прослушивания радиопередачи нужно организовать ее обсуждение. Спрашивайте у ребенка о сюжете, что ему понравилось, каким он видит главного героя сказки. Ваши вопросы помогут ребенку лучше понять суть сюжета, а вы, в свою очередь поймете, насколько хорошо у ребенка развита фантазия и умение выделить основное в большом для него потоке информации.12

 Слушание радиопередач детьми, даже в большом количестве, не имеет тех плохих последствий, как слишком частый просмотр телепередач.

Так же положительно на детей влияют утренние радиопередачи. На «Детском радио» существует такая передача, которая дает сразу много полезной и познавательной информации для детей. Она называется «Детское время» (прямой эфир). В этой радиопередаче сочетается элементы сразу нескольких видов деятельности, которые влияют на развитие ребенка. Она включается в себя утреннюю гимнастику, которая положительно влияет на физическое развитие ребенка, а так же на укрепление иммунитета и поддержания его мышц в тонусе. Далее следуют познавательные рубрики, которые включают в себя массу полезной информации для юных любознательных слушателей. В этих рубриках рассматриваются актуальные темы, которые объясняются детям очень простым и понятным языком.

Существование прямого эфира, в который может  позвонить любой ребенок  и  задать интересующий его вопрос, тоже помогает формированию личностных качеств  ребенка. Это развивает самостоятельность, небоязнь спросить что-либо и любознательность.

Радио-спектакли  развивают мышление и фантазию у  детей. За невозможностью увидеть, все, что описывает ведущий радиопередачи, ребенок вынужден строить у себя в уме цветную яркую картину  происходящего, в следствие это развивается воображение ребенка, его умение фантазировать. После радио-спектакля, рекомендуется поговорить с ребенком, а так же можно попросить его нарисовать все то, что он смог себе представить. Рисунок, возможно, раскроет скрытые способности, а так же покажет, чем живет ваш ребенок, ибо психологи считают, что рисунок – это зеркало души детей. Следует понаблюдать за процессом рисования, а так же за спонтанными комментариями, которые будет оставлять ваш ребенок. Это забавно и вы сможете лучше понять, насколько у него развита фантазия и насколько он усвоил суть радиопередачи.

2.2. Приемы словесной помощи детям в прослушании художественного текста. Рассказ текста

 

При чтении и рассказывании художественных произведений диктор использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире и пополняют их словарный запас.

Эти приемы следующие:

1) объяснение  непонятных детям слов, встретившихся  в тексте;

2) введение  слов — этических оценок поступков  героев;

3) привлечение  внимания детей к грамматическим  конструкциям текста, замена их  синонимическими конструкциями;

4) сравнение  двух произведений, из которых  второе продолжает и уточняет  этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение  в сходных ситуациях двух героев  — положительного и отрицательного.13

Содержание  новой для детей лексики при  чтении художественных произведений определяется тематикой данного произведения, и новые слова отражают ту область  жизни, которая запечатлена в  художественных образах. Например, из сказки «Морозко» дети узнают, кого называют мачеха, падчерица. Ведущий перед чтением сказки объяснит это детям. Но такие пояснения даются только к тем новым словам, без которых текст не может быть понят; большинство же слов не комментируется: дети узнают их значения позже, на следующих возрастных ступенях. Например, в «Коньке-горбунке» П. П. Ершова читаем:

В той  столице был обычай:

Коль  не скажет городничий —

Ничего  не покупать,

Ничего  не продавать.

Вот обедня наступает,

Городничий  выезжает...

Рядом едет с ним глашатай...

Выделенные  слова, конечно, неизвестны дошкольникам. Но объяснять их детям раньше времени  нецелесообразно: у них недостаточен жизненный и «книжный» опыт, чтобы  понять точный смысл этих слов; общий, же смысл их (городничий, глашатай —  «слуги царя», обедня — «определенное  время дня») малышам ясен, и незнание точного смысла их не препятствует пониманию описываемых событий. Если же ведущий задастся целью объяснять каждое непонятное детям слово в читаемом тексте, да еще будет делать это во время чтения, то эмоциональное воздействие произведения будет фактически сведено на нет, так как внимание ребенка рассеется и ему уже не будет интересна ни сказка, ни значение новых слов.

Словарь дошкольников может быть расширен за счет слов, которыми радиоведущий дает нравственную оценку героям прочитанного произведения: храбрец — трусишка; добрый — злой; трудолюбивый — бездельник; простодушный — хитрый; щедрый — жадный, корыстный; оценивает их отношения: дружба — вражда, любовь — ненависть и т. д. Дети «впитывают» эти слова, когда ведущий подает их ненавязчиво, как бы подытоживая оценки этих персонажей и их взаимоотношений, данные им самими детьми в процессе слушания сказки, рассказа, повести.

Лексическое значение слов высокой степени обобщенности становится доступно детям пятого года жизни, но это не значит, что к таким словам не надо привлекать внимание детей до того, как им исполнится четыре года. Слова абстрактные, обозначающие этические понятия, малыши должны слышать и на третьем и на четвертом годах жизни и соотносить их с поступками персонажей сказок, рассказов; нецелесообразно только заставлять младших дошкольников пользоваться такими словами в собственной речи, поскольку в силу возрастных особенностей мышления они не могут делать этого осмысленно. При ознакомлении с художественными произведениями старших дошкольников произносимые диктором слова — этические характеристики героев — должны войти в активный словарь детей.

Диктор, как требует правило чтения художественных произведений, не должен морализировать после чтения стихов, чтобы не разрушить целостность впечатления от них. Но детям нужно помочь осознать свою роль в охране родной природы доступными им способами. Чтобы укрепить в детях чувство любви и признательности к природе, нужно по возможности чаще читать им русскую и советскую классическую пейзажную лирику.

Таким образом, все учебные работы сливаются  в единый методический процесс развития связной речи детей в связи  с чтением (рассказыванием) художественных произведений.

Рассказывание художественных произведений отличается от чтения тем, что рассказчик передает текст свободно, т. е. не дословно, соответственно, в его интонации выражается его субъективное отношение к вышесказанному.

Учитывая  своеобразие рассказывания, диктор проводит серьезную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет. Рассказчик, связывая воедино события, должен все время мысленно видеть чередующиеся картины, изменения в поведении героев, в их характерах. В форме свободного изложения он последовательно передает главное.

Рассказчик  часто связывает рассказывание с задачами развития речи детей, а потому он может нарочно изменять синтаксическую структуру фраз взятого им произведения, чтобы дети, которые слышали уже чтение его и помнят (бессознательно) синтаксические формы подлинника, могли усвоить синтаксические синонимы, например, ребенку уже читали это произведение, но не форме диалога, а с помощью косвенной речи.

Диктор-рассказчик должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказа. Не монотонное декламирование, а заинтересованный очевидец — вот позиция рассказчика, которая симпатизирует маленьким слушателям. Когда диктор сам увлечен передаваемым, у детей складывается ощущение, что он действительно является очевидцем событий, а может даже и главным героем, и дети, затаив дыхание, слушают сказку. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...»; «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается...» и т. п. Это способствует воссозданию народного колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад.

Язык  рассказчика должен изменяться в  зависимости от содержания произведения и особенно от возраста детей. Младше дети — проще язык, короче фразы. Однако конструкции фраз должны быть всегда чуть-чуть сложнее, чем те, которые уже усвоены детьми данного возраста, поэтому рассказчик должен быть хорошо подготовлен и, несомненно, ориентирован на возраст своей аудитории.

В процессе рассказывания можно вводить  новые слова и тут же давать им толкование, например: трап — «лестница  на корабле»; мостовая — «место на улице, где ездят машины» и т. д.14

Существуют  такие произведения, которые надо передавать почти дословно, чтобы  не нарушить их художественное своеобразие, органичную связь всех частей. Такова «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Рассказывание непременно включает элементы театрализации: диктор заботится о соответствии рассказу своих интонаций, мимики, жестов.

Этапы подготовки к рассказу авторской сказки:

1) диктор внимательно перечитывает текст выбранного им произведения;

2) намечает  те места, которые можно сократить  без искажения смысла;

3) намечает  те фразы, которые целесообразно  заменить синонимами (например, прямую  речь передать косвенной или  наоборот; упростить или усложнить  конструкцию предложения);

4) производит  обычную рабочую разметку интонации  текста: паузы, логические ударения, темп, тембр (эмоциональную окраску)  голоса и др.;

5) продумывает  элементы артистичности своего  выступления перед детьми — отмечает места текста, которые будет петь, и др.

Проделав  всю эту работу и сумев заинтересовать юную публику, рассказчик не только доносит  до нее интересную сказку, но и попутно  развивает внимание и речь, а так же обогащает словарный запас.

2.3. Задачи музыкального воспитания.

Музыка  для ребенка — мир радостных  переживаний. Чтобы открыть перед  ним дверь в этот мир, надо развивать  у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную сторону восприятия музыкальных произведений. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом  раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, отдельными движениями.

Дети  постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают  некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения  — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная  пьеса веселая, радостная, спокойная  или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру  песню, как двигаться в спокойном  хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные  интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

Информация о работе Игровые радиопередачи для детей: цели, задачи и функции