Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:37, реферат
Язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим.
- А приваду маманя варила? – сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.
- Варила. Иди к баркасу, я зараз.
Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.
- Куда править?
- К Черному
яру. Спробуем возле энтой
Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом.
- Не будет, батя, дела… месяц на ущербе.
- Серники захватил?
- Ага.
- Дай огню.
Старик закурил,
поглядывая на солнце, застрявшее
по ту сторону коряги.
Чтобы понять разговор Григория с отцом, надо знать – чирик – чувяк; привада – приманка для рыбы; зараз – сейчас, скоро; жито – зерна ржи; карша – упавшее в воду дерево; коряга; надысь – недавно; серники – спички.
Понимая,
что диалектные слова не всем
носителям русского языка
1. Меня кубыть ветром несло. | 1. Меня будто ветром несло. |
2. Я отощал вовзят, не дойду. | 2. Я отощал совсем, не дойду. |
3. Глухо
побрякивая привязанным
к
шее балабоном, бежал |
3. Глухо побрякивая
привязанным к шее |
4. Теперь надо навалиться на волочбу. И чтобы обязательно волочить в три следа. | 4. Теперь надо навалиться на боронование. И чтобы обязательно боронить в три следа. |
5. Хозяин охаживал коня руками. | 5. Хозяин гладил коня руками. |
Известный юрист, автор статей по судебному красноречию А.Ф. Кони (1844-1927) рассказывал случай, когда судья угрожал ответственностью за лжеприсягу свидетелю, который на вопрос, какая была погода в день кражи, упорно отвечал: «Ни якой погоды не було».
Слово погода
в литературном языке имеет
значение «состояние атмосферы
в данном месте в данное
время» и не указывает на
характер погоды, хорошая она
или плохая. Именно так и воспринимали
это слово судьи. Однако, по свидетельству
В.И. Даля, в южных и западных диалектах
погода означает «Хорошее, ясное, сухое
время, вёдро», а в северных и восточных
– «ненастье, дождь, снег, буря». Поэтому
свидетель, зная только одно из диалектных
значений, упорно отвечал, что «ни якой
погоды не було».
А.Ф. Кони,
давая советы служителям
Высшей формой национального русского языка является литературный язык. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности:
- политику;
- культуру;
- делопроизводство;
- законодательство;
- словесное искусство;
- бытовое общение;
- межнациональное общение.
Литературный
язык – форма исторического
существования национального
Литературный язык имеет две формы – устную и письменную. Их названия свидетельствуют о том, что первая – звучащая речь, а вторая – графически оформленная. Это их основное различие. Устная форма изначальна. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменности, устная форма – единственная форма их существования. Для разговорного литературного языка устная форма является основной, тогда как книжный язык функционирует и в письменной и в устной форме (доклад – устная форма, лекция – письменная форма).
Письменная
речь обычно обращена к
Говорящий
создает, творит свою речь
Таким образом,
письменная и устная формы литературного
языка различаются по трем параметрам:
Параметры | Письменная форма | Устная речь |
1. Форма реализации | Графически закрепленная; подчиняется нормам: орфографическим, пунктуационным | Звучащая; подчиняется нормам: орфоэпическим, интонационным |
2. Отношение к адресату | Опосредованное; отсутствие адресата не оказывает влияния | Непосредственное; присутствие адресата оказывает влияние |
3. Порождение формы | Возможны обработка, редактирование | Создается спонтанно |