Формы существования языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:37, реферат

Описание работы

Язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим.

Работа содержит 1 файл

Формы существования языка.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Формы существования языка 

  Язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим. Биологическими предпосылками человеческого языка явились сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных, прежде всего антропоидных обезьян, сравнительно высокое развитие их мозга, периферического голосового аппарата и стадный образ жизни со сложными внутристадными отношениями. В процессе перехода от животных предков к человеку, длившегося миллионы лет, на стадии питекантропов и синантропов, когда возник труд в собственном смысле слова, связанный с изготовлением орудий, начинает формироваться вторая, речевая, сигнальная система; звуки из средств выражения эмоций и инстинктов поведения постепенно становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции преднамеренного сообщения; складывается относительно устойчивая связь между представлением о предмете и ощущениями речедвигательного аппарата со слуховым образом звука. От элементарных, нечленораздельных звуковых комплексов первобытные люди, по мере усложнения процесса материального производства, общественных отношений и сознания, постепенно переходили к всё более сложным обобщённым звуковым комплексам. Как показывают археологические материалы, формирование членораздельной речи с её специфическими чертами происходило на стадии кроманьонца (поздний палеолит), о чём свидетельствует, в частности, строение его периферических органов речи. Это было связано с возникновением homo sapiens и родового общества.

  Возникновение  членораздельной речи явилось  мощным средством дальнейшего  развития человека, общества и  сознания. Через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох. История каждого языка неотделима от истории народа, владеющего им. Первоначально родоплеменные языки по мере слияния племён и образования народностей трансформировались в языки народностей, в дальнейшем, с образованием наций в период становления буржуазных отношений, возникли единые национальные языки. 

 Будучи связан  с мышлением и психологией  человека, его жизнью и общественным  сознанием, историей народов и  их обычаями, отражая национальную  специфику и культуру народов, являясь формой выражения для литературы и фольклора как видов искусства, будучи основным источником знаний о внутреннем мире людей, обладая определённой чувственно воспринимаемой формой, язык является источником получения косвенных данных для гуманитарных и естественных наук: философии, логики, истории, этнографии, социологии, юриспруденции, психологии и психиатрии, литературоведения, информатики, семиотики, теории массовой коммуникации, физиологии мозга, акустики и др. Язык во всей совокупности образующих его аспектов является непосредственным объектом изучения языкознания.

  Связь с  отвлечённым мышлением обеспечивает  языку возможность, осуществляя  коммуникативную функцию, передавать  любую информацию, в том числе  общие суждения, сообщения о предметах, не присутствующих в ситуации речи, о прошлом и будущем, о фантастических или просто не соответствующих действительности ситуациях. С другой стороны, благодаря наличию в языке знаковых единиц (слов), выражающих отвлечённые понятия, язык определённым образом организует знания человека об объективном мире, расчленяет их и закрепляет в человеческом сознании. В этом состоит вторая основная (после коммуникативной) функция языка - функция отражения действительности, т. е. формирования категорий мысли и, шире, сознания. Взаимообусловленность коммуникативной функции языка и его связи с сознанием человека была указана К. Марксом: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». Наряду с двумя основными язык выполняет ряд других функций: номинативную (наименование объектов действительности), эстетическую (эстетическое воздействие поэтического слова), магическую (культовую, ритуально-религиозную), эмоционально-экспрессивную (выражение эмоциональных реакций), апеллятивную (воздействие на адресат). Различаются две формы существования языка, соответствующие противопоставлению понятий «язык» и речь. Язык как система имеет характер своеобразного кода; речь является реализацией этого кода. Речь может рассматриваться в статическом аспекте - как текст, и в динамическом аспекте - как речевая деятельность, представляющая собой форму социальной активности человека. Язык обладает специальными средствами и механизмами для образования конкретных речевых сообщений. Действие этих механизмов (например, отнесение имени к конкретному предмету) позволяет «старому» языку прилагаться к новой действительности, создавая речевые высказывания. Как одна из форм социальной активности речь (речевая деятельность) обладает признаками сознательности (намеренности) и целенаправленности. Без соотнесения с определённой коммуникативной целью предложение не может стать фактом речи (речевого общения). Коммуникативные цели, имеющие универсальный характер, разнородны (сообщение некоторого суждения, запрос о получении информации, побуждение адресата к действию, принятие на себя обязательства и пр.). Некоторые действия, поступки немыслимы без речевых актов (обещание, извинение, поздравление и пр.). Речь необходимо участвует и во многих других видах социальной активности. Все формы литературной деятельности, пропаганда, полемика, спор, договор и др. возникли на базе языка и осуществляются в форме речи. При участии речи происходит организация труда, а также многих других видов общественной жизни людей. 

 Язык обладает лишь ему свойственными чертами, делающими его уникальным явлением. В той и другой форме существования языка выделяются национально - специфические и универсальные признаки. К числу универсальных относятся все те свойства языка, которые соответствуют общечеловеческим формам мышления и видам деятельности. Универсальны и те свойства языка, которые позволяют ему осуществлять своё назначение (наличие различительных элементов формы и значения, дискретность), а также те его характеристики, которые возникают как следствие единых для всех языков закономерностей развития (например, асимметрии в отношении формы и содержания). К числу национально - специфических относятся конкретные особенности членения, выражения и внутренние организации значений.

Происхождение русского языка. 

  Современный русский язык по происхождению связан с общеславянским, который выделился несколько тысячелетий назад из индоевропейского языка - основы и служил средством общения славянских племен до 5-6 веков до н.э.

  На основе  общеславянского языка образовались  восточно-славянский (древнерусский) язык, а также языки южнославянской группы (болгарский, сербский и другие) и западнославянской (польский, словацкий, чешский и другие).

  На древнерусском  языке говорили восточнославянские  племена, образовавшие в 9 веке  древнерусскую народность в пределах Киевского государства. В 14-15 веках в результате распада Киевского государства на основе единого языка древнерусской народности возникло три самостоятельных языка: русский, украинский и белорусский, которые с образованием наций оформились в национальные языки. 

Русский язык. 

  Русский  язык - это национальный язык великого русского народа. В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. О взаимоотношении литературного языка и местных говоров прекрасно сказал А. М. Горький: «Язык создается нардом. Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами».

  Следовательно,  литературный язык есть тот  же народный русский язык, только обработанный. Мастерами, отшлифовавшими, его были писатели, критики, ученые, общественные деятели.

  В литературном  языке произношение, выбор слов  и употребление грамматических  форм подчиняются определенным правилам, или нормам. Например, в литературном языке нельзя употреблять такие формы, как «вы хочете», «моё фамилие», «они побегли», а надо говорить вы хотите, моя фамилия, они побежали; нельзя пользоваться вместо слова хорошо областным словом «баско», вместо сосед-«шабёр», не следует произносить «его», «скучно», а надо произносить «ево», «скушно».

  Русский  литературный язык-это язык самой  передовой революционной теории, язык передовой науки и техники,  язык величайшей художественной  литературы, мировое значение которой признано всем прогрессивным человечеством. 
 
 

Разновидности речи по форме использования языка. 

  В  зависимости от того, как говорящий  использует язык, существуют две  его формы: устная и письменная. Рассмотрим их в сопоставлении.

 

  Устная форма.

  1. Первична по отношению к письменной. Первоначально звучание – самая естественная форма существования языка – была единственной. На языке только говорили. И до сих пор по степени употребительности явно преобладает устная речь.
  2. Устная речь обычно менее подготовлена, в ней больше непосредственности, стихийности, случайного, оговорок, повторов, междометий, незаконченных конструкций, слов - «паразитов».
 
  1. Устная  речь обладает средствами звуковой выразительности: темпом и тембром, паузами, логическими ударениями, силой звучания. Кроме того, она может сопровождаться жестами, мимикой.
 
  1. К устной речи предъявляются орфоэпические требования (правильное произношение звуков, постановка ударения).
 

Письменная форма.

  1. Письменная речь вторична. Она появилась из-за потребности передавать речь на расстоянии и сохранять ее на долгие времена. Сначала она была лишь способом передачи устной речи, но потом оказалось, что различие между ними столь велико, что говорят об особой, письменной речи.
  2. Письменная речь более строга, сложна по форме, более полна и логична по содержанию, в ней соблюдаются литературные нормы. В ней строже набор слов, сложнее предложения.
  3. Письменной речи это не свойственно, поэтому она менее выразительна (в какой-то степени эти недостатки восполняются использованием знаков препинания, курсива, шрифтовых выделений и т. п.).
  4. К письменной речи предъявляются орфографические и пунктуационные требования.

  В настоящее время наблюдается взаимодействие устной и письменной форм речи: устная речь нередко опирается на письменную. Доклады, выступления, звуковые письма и т. п. вначале составляются письменно, а затем озвучиваются, поэтому такая устная речь обладает многими чертами письменной: подготовленностью, полнотой и правильностью, но при этом она сохраняет такие достоинства устной, как звуковая выразительность, мимика и жесты.

  Речь существует также в форме монолога или диалога. Монолог – это речь одного лица, адресованная многим слушателям (реже одному). Это развернутый вид речи, обычно заранее подготовленный. Он имеет определенный замысел и композицию, обладает относительной законченностью (доклад, лекция, выступление на собрании и т. д.).

Монолог мало зависит  от ситуации, от условий; обычно он не поддерживается и не направляется вопросами слушателей.

  Диалог –  это разговор двух или нескольких  лиц. Он связан с обстановкой, в которой протекает речь. Каждая новая реплика в диалоге опирается на предыдущие. В диалоге важную роль играют жесты, мимика, указания на окружающие предметы, обращения, междометия, интонация. 
 

Исконно русские слова, старославянизмы, иноязычные слова. 

  Словарный  состав русского языка состоит  из различных лексических пластов  (групп слов). Это словарное богатство  сложилось в результате исторического  развития русского языка. Основную  часть лексики русского языка  составляют исконно русские слова, например: рожь, корова, снег, ветер, город, деревня, молотьба, молодой, хороший и другие. Многие из них существуют в русском языке уже столетия, от многих образовалось громадное количество производных слов, например: лес - лесной, лесник, лесничий, лесистый, перелесок; дело - делать, дельный, деловой, поддельный, сдельщина и другие.

  Значительное  место в лексике русского языка  занимают старославянизмы-слова, вошедшие  в русский язык из старославянского языка. Старославянский язык (по происхождению древнеболгарский) получил широкое распространение в древней Руси, так как был в значительной степени понятен русским людям и усвоение его не представляло больших трудностей. Он способствовал обогащению словарного состава русского языка. Так, например, из старославянского вошли в русский язык слова с неполногласными сочетаниями: сладкий (русск. - солод), враг (русск. - ворог), слова, где имеется чередование д с жд,  или т с щ: ведать - невежда, (русск. - невежа, чередование д с ж), возвратить -возвращу, (русск. - во ротить во рочу, чередование т с ч). Из старославянского языка вошли в русский некоторые приставки и суффиксы, например: пре-, чрез-, из-, низ- (превосходный, чрезвычайный, низвергать, изгнать); -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (могущий, поющий, лежащий, кипящий); -тель, -стви-е, тай (учитель, бедствие, глашатай). 

Информация о работе Формы существования языка