Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:17, курсовая работа
Цель состоит в исследовании стереотипов на примерах глянцевых журналов.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи:
- изучить мнения относительно формирования стереотипов
-проанализировать, как формируются стереотипы на примерах конкретных изданий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3
Глава1. Как влияют средства массовой информации на формирование поведения человека………………………………………………...…...…… 5
Как влияют средства массовой информации на формирование поведения человека………………………………………………………. 5
1.2 Использование стереотипов в мужских глянцевых журналах……………………………………………………………………...……9
1.3 Использование стереотипов в женских глянцевых журналах………………………………………………………………...………..10
Глава 2. Анализ стереотипов сформированных в глянцевых журналах………………………………………………………………..……….14
2.1 Анализ стереотипов сформированных в мужских глянцевых журналах………………………………………………………...………………..14
2.2 Анализ стереотипов сформированных в женских глянцевых журналах………………………………………………………………...………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………….22
Список использованных источников………………………..………………23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева»
Гуманитарный факультет
Кафедра общественных связей
ФОРМИРОВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ В ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛАХ
Курсовая работа
Сорокиной
ИриныАлександровны
Научный руководитель:
старший преподаватель
Лоцан
Елена Ивановна
Красноярск 2013
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава1. Как влияют
средства массовой информации на формирование
поведения человека………………………………………………...…
1.2 Использование стереотипов
в мужских глянцевых журналах……
1.3 Использование стереотипов
в женских глянцевых журналах……
Глава 2. Анализ стереотипов
сформированных в глянцевых журналах…………………………
2.1 Анализ стереотипов
сформированных в мужских
2.2 Анализ стереотипов
сформированных в женских
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованных источников………………………..………………23
Введение
Общеизвестно, какое сильное
влияние оказывают на человека средства
массовой информации. Именно они являются
одним из главнейших источников социализации
личности наряду с семьей, школой и
другими общественными
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время становится актуальным изучение социально-психологической природы гендерных ролей и стереотипов. Психология мужчины и женщины, и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но также ко всему обществу в целом.
Предметом данного исследования является: стереотипы в современных глянцевых журналах
Объектом данного исследования является: сформированные стереотипы в журналах, которые формируют у человека собственные взгляды.
Цель состоит в исследовании стереотипов на примерах глянцевых журналов.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи:
- изучить мнения относительно формирования стереотипов
-проанализировать, как формируются
стереотипы на примерах
В данной работе для получения необходимых данных были использованы методы исследования как: сравнение, анализ открытых источников информации и мнения экспертов.
Материалом исследования служили: мужской глянцевый журнал MAXIMи женский глянцевый журнал Cosmopolitan
Структура работы определена целью и последовательностью поставленных задач. Работа состоит из введения двух глав, теоретической и практической, заключения и списка использованных источников.
Глава1. Как влияют средства массовой информации на формирование поведения человека
Термин «журнал» произошел от французского слова journal – «дневник, газета, которое обозначало название первых журналов во Франции, до того как журнал окончательно не отделился от газеты». Журналы на сегодняшний день находятся в промежуточном положении в медиа-индустрии, между газетой и книгами, что и определяет их индивидуальность. Неповторимость журнала заключается в том, что изначально, «с момента возникновения, в конце 19 века, функция журналов заключалась в том, чтобы заполнить пустоту между газетами и «серьезными», «интеллектуальными» книгами. На страницах журналов информация в основном только развлекательного характера (то, что модно сегодня, юмор и реклама новых товаров и услуг) чередуется с более серьезной информацией по искусству, истории, культуре[2].
Глянцевый журнал-это журнал, который предназначен для определенной целевой аудитории, имеет конкретную направленность на ту, или иную группу людей. Основная цельглянцевого журнала такова что,он формирует определенный стиль жизни у читателя,формирует стереотипы относительно должного поведения того или иного пола, и создает лейбл-культуру, то есть пропагандируеттакой образ жизни, когда вещи престижного бренда становятся наглядными и явными, и помогает достичь успех путем освещения различных типов деятельности в современноммире, сосредотачиваясь на красоте и гендерных коммуникациях. Тема широкого использования в печатных изданиях гендерных стереотипов является очень популярной. Авторы обращаются к этой теме с целью выявить неравноценное внимание СМИ к «мужской» и «женской» тематике[1].
Благодаря созданию определенных образов, которые объединяют людей на основе как совместного, так и одновременного и одинакового поведения, формируются различные виды личности, которые, как и современная массовая культура, являются продуктом целенаправленного много серийного производства. Также использование гендерных стереотипов способствует формированию определенных социальных образов и моральных ценностей.
Читатель берет во внимание понравившиеся ему высказывания, опираясь на собственное отношение к герою, либо опираясь на собственные взгляды «Хочу быть таким же!» (одеваться, жить, соглашаться, отрицать, принимать и не принимать и.т.д.) Человек, читающий глянцевые журналы, все чаще представляет себе действительность не так, как воспринимает ее лично, а так, как отражается эта реальность в СМИ, через тот образ действительности, который сформирован ими. Но и эту, «измененную»средствами массовой информации, действительность человек,по сути, воспринимает не самостоятельно, потому что и он «изменен» манипуляциями СМИ, поскольку изменениям подвергается как действительность, так и личное восприятие каждого человека.
На основе этого, можно сказать, что совокупность таких сформированныхСМИ«сказок» не только внушает конкретный тип поведения человеку, но и задает ему определенный тип мышления. Созданные средствами массовой информациивыдумкипубликуются большими количествами, выдаются за чистую правду, заменяя собой ту реальность, которая находиться в сознании человека в сознании человека[11].
Читая журналы, газеты, смотря кино и телепередачи, читатели и телезрители формируют для себя стереотипы образов, как поведения мужчины, так и поведения женщины, которые в дальнейшем получают распространение и осуществляютсялюдьми в их повседневной жизни. Здесь у целевой аудитории появляется право выбора, потому что, исходя из только своего собственного мировоззрения и жизненной позиции, человек может подобрать подходящий только для себя продукт, созданный ранее средствами массовой информации[7].
Авторы глянцевых журналов в процессе их создания используют как средство гендерной адресации все компоненты, которые только может включать в себя издание:анонсы, цвет и оформление обложки, названиестатей и рубрик, сами тексты статей, и иллюстрации. Кроме этих компонентов, журнальные тексты представляют набор языковых средств, в которых зашифрована направленность на определенный гендерный стереотип, на конкретную группу людей. И важной составляющей здесь является категория пола, или гендера. Сформированные стереотипы гендера регулярно действуют как общепринятые социальные нормы. Соблюдать гендерные нормыпобуждает нормативное давление, действие которого заключается в том, что человек старается соответствовать конкретнымролям, отведенным его полу, чтобы получить одобрение в обществе, избежать общественного порицания. [6].
Дж. Макки и А. Шериффспришли к выводу, что типичный мужской образ таков, что это тот набор качеств, который связан с социально не ограничивающиминормами поведения, рациональными способностями, активностью и эффективностью. Относительнотипичного женского образа,Дж. Макки и А. Шериффспришли к обратному выводу. Общепринятый образ женщины включаеттеплоту, коммуникативные умения, и эмоциональную поддержку. Таким образом, можно сделать вывод что, мужскому полу приписывается больше положительных качеств, нежели женщинам. При этом авторы придерживаются такого мнения, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининных черт приобретает уже негативную оценку.
Типично отрицательные качества мужчин это, грубость, излишний рационализм, авторитаризм и.т.п. Типично отрицательные качества женщин это,излишняя эмоциональность,формализм, пассивность, и т. п. [5]
Глянцевые журналы – это один из способов информационного давления, использующийся в СМИ.
При создании текстов в мужских и женских журналах реализуются традиционные стереотипы восприятия полов. В журналах передается большой объем такой информации, которая создает индивидуальные образы персонажей публицистических материалов, в результате чего возникают трансформации гендерных стереотипов.
На вопрос каковы же основные гендерные стереотипы массового сознания, которые транслируют СМИ? Психолог Д. Исламова дает следующий ответ:
Это:
Этот список можно продолжать до бесконечности. На Западе уже давно поняли, что роль СМК не в том, чтобы закреплять и транслировать гендерные стереотипы, а наоборот - внедрять принципы равных прав и равных возможностей женщин и мужчин. Это и есть демократия в действии. Во многих странах действуют законы, запрещающие сексизм в СМК. У нас, к сожалению, законодательство отстает от международных норм. На это обращают внимание женские организации и общественность.В Санкт-Петербурге в 2002 году по инициативе ряда женских организаций была проведена акция "Сексизм НОН-СТОП". На выставке демонстрировалась сексистская продукция СМК, видеоклипы. Задача акции - "открыть глаза женщинам и, возможно, мужчинам на сложившуюся и устоявшуюся ситуацию в СМИ" [10].
Главная особенность иллюстрированных глянцевых журналовв том, что они претендуют в основном на формирование стиля жизни своего читателя или читательницы. В отличие от специализированных журналов, посвященных одной конкретной теме, например, рыбалке, автомобилям, строительству, дизайну, вязанию, глянцевые изданиястараются охватить все сферы интересов современного мужчины и женщины[3].
1.2Использование стереотипов в мужских глянцевых журналах
Печатные издания могут быть как общие для каждого пола, так могут и быть конкретно или для женщины или для мужчины. Общеизвестный факт, что глянцевые журналы делятся на мужские и женские.
Мужчина воспринимается, в первую очередь, как кормилец и гражданин, а женщина - как жена и мать. Мужчина позиционируется как неукротимый искатель приключений, даже если эти приключения кончаются на журнальных страницах. В глянцевых журналах для мужчин структура публикаций существенно отличается от той структуры публикаций, которая существует в женских глянцевых журналах. В мужских журналах отсутствует строгое соблюдение рубрики.
Журналы для мужчин предлагают емувсе больше сконцентрироваться на своей карьере, заботиться о своем внешнем виде, вести хозяйство, что не подтверждает традиционный патриархальный стереотип. Что же касается заботы о детях или других членах семьи, то здесь патриархальные стереотипы очень сильны. В мужских журналах практически никогда не упоминается о детях, в то время как, почти в каждом номере любого журнала для женщины можно найти статьи подобного рода. Более того, журналы формируют в мужчине интересы, которые будут всегда сосредоточены на нем самом. Особенность иллюстрированных мужских журналов заключается в том, что суть «глянцевой» жизненной установки - принципиальное отсутствие таких проблем, которые имеют сложное или вообще не имеют решения. «Главное - позитивный подход из статьи в статью плюс целеустремленность. При этом внимание уделяется не процессу внутренних изменений, а внешним жизненным обстоятельствам, которые и диктуют верный выбор и применение той или иной внушенной внутренней установки. Как следствие, единообразие финалов всех историй жизни, описанных в глянцевых журналах: это восстановление нормы и стабильности»
Информация о работе Формирование стереотипов в глянцевых журналах