Люди в кадре. Демонстрируются представители самых
разных социальных слоёв: официальные
лица и сомнительные политические фигуры,
артисты, персонажи «среднего класса»,
«маргинальные личности» (люди, обвиняемые
в нарушении закона, террористы) и т.д.
Зачастую новость строится на конфликте
тех или иных социальных страт: людей «из
народа» и чиновников, одной политической
группировки с другой и т.д.
Выстроенность портрета недели. Следует отметить,
что в анонсы, предваряющие выпуск, практически
не выносятся «мягкие», положительные
информационные сообщения, если таковые
и имеются. Программа, как правило, и в
блоке анонсов, и собственно новостей
начинается именно со «скандальной», «сенсационной»
новости, т.е. острые сюжеты оцениваются
как наиболее важные («Многочисленные
скандалы закончились отставкой президента
Германии», «Отец запер сына-гомосексуалиста
в клинике для наркоманов»). Большинство
новостей имеют фактически ту же направленность,
однако в каждом выпуске содержится хотя
бы одна новость нейтрального, неконфликтного
характера. Это, прежде всего, касается
официальных сообщений на политическую
тематику (визиты высокопоставленных
лиц, заседания правящей элиты, принятие
международных резолюций и т.д.). «Мягкие»,
или «хорошие» новости также имеют место
в программе «Сегодня», но их доля значительно
мала и составляет один сюжет в рамках
одного выпуска. Согласно правилам создания
новостной программы, такие сюжеты помещаются
в конец выпуска, что призвано несколько
смягчать общий негативный фон. Такие
сообщения чаще всего посвящены культурной
или научной тематике.
Эффективность воздействия. Значительный эффект воздействия на
зрителя достигается за счёт динамичности,
эмоциональности и сенсационного стиля
подачи отображаемых событий; это находит
отражение на всех уровнях создания новостного
сообщения, от выбора языковых средств,
темы, героев, съемки, монтажа и до непосредственной
демонстрации сюжета в рамках новостного
выпуска.
Таким образом, приведенный анализ
продемонстрировал нам те коммуникативно-психологические
а также технологические аспекты
новостной программы «Сегодня»,
которые позволят нам сделать
следующий вывод: данная информационная
телепередача, внешне соблюдая установленные
требования к формату новостного
выпуска (стиль ведущего, хронометраж
и структуру сюжетов, шаблонность
текстовой составляющей и т.д), вместе
с тем демонстрирует собственный подход
к созданию и подаче выпуска. Этот подход
выражается в выборе только тех тем, которые
носят острый конфликтный характер, в
имплицитной эмоциональной форме подачи
данных тем на уровне языка, съемки, монтажа
и, наконец, на уровне непосредственной
подачи информации из телевизионной студии.
Заключение.
Выдвинув в начале нашего исследования
гипотезу о том, что информационная
программа «Сегодня» целенаправленно
и последовательно создает негативную
картину мира, мы подтвердили справедливость
такого утверждения. В частности, нам
удалось проследить практически
все стадии формирования и подачи
медиатекста: его языковой уровень,
уровень видео и аудио, причем мы установили,
что данные компоненты медиатекста формируют
целостный коммуникативно-психологический
тип программы. Уровень языка телепередачи
«Сегодня» характеризуется внешним соблюдением
общепринятых норм создания новостного
текста, при этом в канву повествования
вплетаются эмотивно-оценочные элементы
лексики, морфологии и синтаксиса, которые
нарушают два основных принципа новостного
текста – нейтральность и деперсонифицированность.
Данные эмотивно-оценочные элементы несут
явную негативную семантическую окраску.
Аудиовизуальный уровень медиатекста
также представляет собой комплекс
стандартных норм новостной передачи
с имплицитным включением в нее
выборочных и особым образом смонтированных
кадров, нацеленных на демонстрацию негативных
сторон окружающей действительности.
Наконец, вышеперечисленные уровни
медиатекста составили целостный
психологический портрет исследуемой
программы, который характеризуется
скрыто-агрессивной формой коммуникации
со зрителем во всем многообразии освещаемых
событий и героев.
Таким образом, комплексный анализ
медиатекста позволил нам выявить
те методы и приемы, которые используются
на канале «НТВ» и в масс медиа в целом,
для конструирования негативной реальности
на экране.
Библиографический
список.
- Батурин, Ю. М. Телекоммуникации и право/ Ю.М. Батурин. - Москва: Центр «Право и СМИ», 2000. - 323 с.
- Березин, В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия/ В. М. Березин. – Москва: РИП-холдинг, 2003. – 173 с.
- Богомолов, Н. Н. Психология печати, радио и телевидения/ Н. Н. Богомолов. – Москва, 1991. – 193 с.
- Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть/ Ж. Бодрийяр. - Москва: Добросвет, 2000. - 387 с.
- Борецкий, Р. А. Осторожно, телевидение!: научно-публицистические заметки/ Р. А. Борецкий. – Москва: ИКАР, 2002. – 259 с.
- Бурдье, П. О телевидении и журналистике/ П. Бурдье. – Москва: Фонд научного исследования, 2002. – 159 с.
- Вартанов, А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках/ А. С. Вартанов. – Москва: Высшая школа, 2003. – 305 с.
- Вартанов, А. С. Российское телевидение на рубеже веков: программы, проблемы, лица/ А. С. Вартанов. – Москва: КДУ Книжный дом "Университет", 2009. - 480 с.
- Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран/ Е. Л. Вартанова. - Москва: Аспект-Пресс, 2003. - 336 с.
- Васильева, Л. А. Делаем новости!/ Л. А. Васильева. – Москва: Аспект-Пресс, 2003. – 190 с.
- Вильчек, В. Я. Под знаком ТВ/ В. Я. Вильчек. - Москва: Знание, 1987. - 214с.
- Гаврилов, К.Г. Как делать сюжет новостей/ К. Г. Гаврилов. – Санкт-Петербург: Амфора, 2007. - 289с.
- Ганапольский, М. Ю. Кисло-сладкая журналистика/ М. Ю. Ганапольский. – Москва: АСТ: Зебра Е, 2009. – 413 с.
- Голядкин, Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения/ Н. А. Голядкин. – Москва: Аспект Пресс, 2004. – 141 с.
- Грабельников, А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы/ А. А. Грабельников. – Москва: РИП-холдинг, 2000. – 334 с.
- Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация/ Т. А. Дейк. - Москва, 1989. - 342 с.
- Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи)/ Т. Г. Добросклонская. – Москва: Едиториал УРСС, 2005. – 228 с.
- Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ/ Т. Г. Добросклонская. – Москва: Едиториал УРСС, 2008. – 202 с.
- Ерофеева, И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI в.)/ И. В. Ерофеева. – Новосибирск: издательство СО РАН, 2009. – 339 с.
- Кацев, И. Г. История российского телевидения/ И. Г. Кацев. – Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2004. – 255 с.
- Короченский, А.П. Пятая власть? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка/ А. П. Короченский. – Ростов-на-Дону: Международный институт журналистики и филологии, 2002. - 272 с.
- Кузнецов, Г.В. Как работают журналисты ТВ/ Г. В. Кузнецов. - Москва: Издательство Московского университета, 2000. - 224 с.
- Кузнецов, Г.В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма/ Г. В. Кузнецов. - Москва: РИП-холдинг, 2002. – 243 с.
- Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста/ Г. В. Лазутина. – Москва: Аспект Пресс, 1999. – 208 с.
- Матвеева, Л. В., Аникеева, Т. Я., Мочалова, Ю. В. Психология телевизионной коммуникации/ Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. – Москва: РИП-холдинг, 2004. - 316 с.
- Михайлов, С. Н. Журналистика США/ С. Н. Михайлов. – Москва: Издательство Михайлова В. А., 2004. - 448 с.
- Муратов, С. А. Нравственные принципы тележурналистики/ С. А. Муратов. - Москва: Аспект-пресс, 1997. - 254с.
- Муратов, С. А. ТВ – эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений)/ С. А. Муратов. – Москва: Логос, 2001. - 241 с.
- Николаева, О. В. Эпидемия XXI века. Телевидение, Интернет и компьютерные игры/ О. В. Николаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 256 с.
- Петрова, Н. Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии/ Н. Е. Петрова. – Москва: Флинта: Наука, 2011. – 155 с.
- Поздняков, Н.К. Информационная телепередача/ Н. К. Поздняков. - Москва: Искусство, 1998. – 158 с.
- Полукаров, В. Л. Экономика телевидения и радиовещания/ В. Л. Полукаров. – Москва: Дашков и К’, 2004. – 190 с.
- Рихтер, А.Г. Правовые основы журналистики/ А. Г. Рихтер. – Москва: Издательство Московского университета, 2002. - 350 с.
- Сметанина, С. Медиатекст в системе культуры/ С. Сметанина. – Санкт-Петербург, 2002. - 264 с.
- Стенли, П. Телевизионный репортаж/ П. Стенли. - Москва: Искусство, 1997. – 158 с.
- Фэнг, И. Теленовости: секреты журналистского мастерства / И. Фэнг. – Москва: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1993. - 221 с.
- Цвик, В. Л. Телевизионные новости России/ В. Л. Цвик. – Москва: Аспект-Пресс, 2002. – 173 с.
- Юровский, А. Т. Телевидение – поиски и решения/ А. Т. Юровский. Москва: Наука, 1983. – 370 с.
- Баранский, Н. Цепная реакция: из воспоминаний тележурналиста// Н. Баранский. - Журналист, 2002. № 12. – с. 54-65.
- Безбородова, М. Жёсткий информационщик: беседа с Е. Ревенко// М. Безбородова. – Независимая газета, 2001. 26 мая. – с. 12.
- Засурский, Я. Российские медиа в XXI веке: «Верх по лестнице, ведущей вниз»// Я. Засурский. - Вестник Московского университета, серия 10 «Журналистика», 2001. № 3. – с. 5-16.
- Мансурова, В. Д. Журналистская картина мира как становление медиасобытий// В. Д. Мансурова. – Вестник Московского университета, серия 10 «Журналистика», 2002. № 6. – с. 99-108.
- Солганик, Г. Я. О новых аспектах изучения языка СМИ// Г. Я. Солганик. – Вестник Московского университета, серия 10 «Журналистика», 2000. № 3. – с. 31-38.
- Хинтередер, П., Цинф, М. Борьба за ежедневные сенсации: информационное наводнение// П. Хинтередер, М. Цинф. – Журналист, 2008. № 10. – с. 42-44.
- Агеева, Л. Анализ сетки вещания электронного СМИ (радио и телевидение). – URL: http://lubov-ageeva.ru/2010/11/08/analiz-setki-veshhaniya-elektronnogo-smi-radio-i-televidenie. html. Дата обращения: 3.12.11.
- Бабушкин, А. Об НТВ времён Гусинского. – URL: http://www.informacia.ru/facts/gusinsky/4.html. Дата обращения: 29.11.11.
- Бородина, И. Владимир Кулистиков, гендиректор НТВ: компания, очень жестко нацеленная на производство рейтингов. – URL: http://www.adme.ru/ntv-media/vladimir-kulistikov-gendirektor-ntv-kompaniya-ochen-zhestko-nacelennaya-na-proizvodstvo-rejtingov-18401. html. Дата обращения: 2.12.11
- НТВ. – URL: http://journalist-virt.ru/magazine/rub/corplet/901-ntv. html. Дата обращения: 2.12.11.
- НТВ. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%A2%D0%92. html. Дата обращения: 30.11.11.
- Реклама на канале НТВ. – URL: http://www.allenmedia.ru/index/tv/ntv.html. Дата обращения: 29.11.11
- Телепрограмма. – URL: http://www.ntv.ru/programma. html. Дата обращения: 4.12.11.
- ФАС включила ТНТ и Рен-ТВ в число федеральных телеканалов. – URL: http://lenta.ru/news/2011/11/02/channels. html. Дата обращения: 2.12.11.