Формирование негативной картины мира посредством лингвистических, аудиовизуальных и психологических методов на примере информационной

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Объектом нашего исследования стала телевизионная новость + новостной выпуск, концептуально определенные специфической политикой вещания канала «НТВ». Тематическая специфика новостной программы, поведение ведущего и репортера, особенности монтажа видеоряда, а также собственно новостной текст – это всё те элементы, которые посредством сложных взаимосвязей формируют выпуск новостей и определяют его вещательную установку. Таким образом, механизм формирования новостной программы с помощью вышеперечисленных элементов является предметом нашего исследования.
Цель работы заключается в выявлении того, действительно ли путем специфической подачи видеоматериала и медиатекста в целом в новостной программе «НТВ» достигается эффект панорамы негативных событий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Структура телеканала «НТВ»
§ 1.1. Экономические модели телевидения. Модель вещания «НТВ»……………………………………………………………………………..7
§ 1.2. Сетка вещания телеканала «НТВ». Информационная политика телекомпании………………………..…………………………………………...12
Глава 2. Анализ новостной программы «Сегодня»
§ 2.1. Медиалингвистические параметры программы «Сегодня»………………………………………………………………………...22
§ 2.2. Коммуникативно-психологические параметры программы
«Сегодня»…………………………………………………………...…………....53
Заключение……………………………………………………………................61
Библиографический список………………………….…………………………………………...…….62

Работа содержит 1 файл

вот она!!!.docx

— 153.68 Кб (Скачать)

3. Многоэлементные лексические соединения. Содержат три и более лексических единицы и наличествуют в большом количестве, что соответствуют тенденциям новостного медиатекста и позволяет охарактеризовать то или иное явление наиболее полно: В наркологической клинике Якова Маршака, драматичная история освобождения Ивана Харченко, прощальные гастроли Иосифа Кобзона, утомительная процедура предполетного осмотра, гарантийное письмо за здоровье пассажира. Кроме того, многие лексические соединения включают языковые единицы той или иной степени оценки/ эмоции: драматичная история освобождения, хорошая новость от Минтранса, любители нескучных перелетов, пережить унижение из-за бюрократической процедуры, новый поворот в эпопее с расследованием смерти, пикантные детали произошедшего и т.д. Употребление таких лексических средств значительно снижает нейтральность текста.

4. 2-3-компонентные синтаксические соединения, элементы которых не обладают сложной внутренней структурой. Данная тенденция, при которой одновременно с всесторонней характеристикой предмета текст не насыщен сложными синтаксическими связями, трудными для восприятия, в целом соблюдается в данном медиатексте. Это находит отражение в употреблении сложных бессоюзных предложений: К Маршаку насильно: отец запер сына-гомосексуалиста в клинике для наркоманов; Представитель полиции вывел Ивана Харченко из клиники, пациент явно не настаивал на продолжении лечения; И вот теперь Минтранс признал: действительно, ничего. Многокомпонентность синтаксических соединений также проявляется в употреблении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений: 11 сентября ему исполнится 75, и эту дату он планировал отметить американским туром; Теперь и их снимать будет не нужно, но опять же с оговорками; В московской клинике в феврале провели тяжелую операцию, и в середине апреля Марине врачи разрешили вернуться домой; А пока Марина надеется, что со следующего года все-таки начнет учиться в Томском политехе, куда она смогла поступить прошлым летом после окончания школы с золотой медалью.

5. Словосочетания  типа «прилагательное + существительное»  с употреблением ограничивающих, а не описывающих прилагательных. Ограничивающие прилагательные  встречаются в тексте примерно  в половине случаев; в первую очередь, это касается прилагательных, обозначающих постоянные признаки конкретного предмета: подмосковная Апрелевка, наркологическая клиника, дачный поселок, воздушный кодекс, секретная служба, пластиковый контейнер и т.д. При этом в исследуемом медиатексте широко используются оценочные и эмотивные прилагательные, которые следует квалифицировать как описывающие и тем самым снижающие нейтральность и объективность: утомительная процедура, лаконичный закон, непростое дело, доступные девицы, слабое утешение, пикантные детали.

 

Таким образом, подробно проанализировав два подстрочника программы «Сегодня» мы установили следующие особенности данной передачи. Прежде всего, следует обратить внимание на тот факт, что в рамках одного новостного выпуска в тексте до 6 раз способна фигурировать эмоционально-оценочная лексема «скандал». Такое навязчивое повторение данного слова само по себе указывает на резонансный и конфликтный характер новостей. В целом же, языковые средства, среди которых наиболее ярко выделяются слова и конструкции с высоким градусом оценки и эмоции, вписаны в шаблонную синтаксическую схему, характерную для большинства новостных медиатекстов. Это позволяет утверждать, что формирование негативной картины мира посредством новостной программы «Сегодня» осуществляется в скрытой форме, при которой эмоциональный посыл того или иного слова или конструкции «маскируется» при помощи синтаксиса, структура которого четко устоялась в процессе непрерывного создания и воспроизведения новостных медиатекстов.

 

 

 

 

 

§ 2.2. Коммуникативно-психологические  параметры программы «Сегодня».

Рассмотрев первый, собственно текстовый, уровень медиатекста программы  «Сегодня», мы переходим к анализу  уровня аудиовизуального, который неразрывно связан с психологическими особенностями  подачи информации.

 Общепсихологический подход к исследованию природы представления и воздействия информации должен включать, прежде всего, произведение анализа телевизионного сообщения со стороны структуры и механизма осуществления коммуникативного акта. Такой анализ позволяет выявить различные характеристики любой программы на разных ее уровнях и, прежде всего, он указывает прямой путь к определению коммуникативно-психологического «портрета» передачи в целом.

Матвеева  Л.В. считает, что «коммуникация, выстраиваемая  телевидением, является опосредованным взаимодействием с телезрителем. Такое взаимодействие проходит несколько  этапов:

- на этапе  формирования коммуникативной корпорацией  телевизионного сообщения выявляются  уровни опосредованного содержания, формы и дискурса сообщения  разными структурными составляющими  самой корпорации, особенности образной  регуляции процесса порождения  телевизионного сообщения и личностные  особенности коммуникатора как  факторы, влияющие на форму  коммуникативного контакта с  партнёром по общению;

- на этапе  восприятия коммуникативного сообщения  выявляется категориальная структура  восприятия сообщения и представленность  в сознании образов «идеального  коммуникатора» и «идеального  телесообщения». Проводится сравнительный  анализ категориальной структуры  восприятия телесообщения у авторов  и зрителей как партнеров по  общению. На основе сопоставления  образов различного типа телепередач  выявляется специфика идентификации понятия «профессионализм» в зависимости от типа телепередачи;

- на этапе  анализа телевизионной аудитории  как партнёра по общению выявлены  особенности восприятия телеведущего  как представителя коммуникативной  корпорации, с которым реально  зритель вступает в коммуникативный  контакт». [25, c. 5-6]

Коммуникация  осуществляется с помощью ряда средств, которые формируют целостный  образ той или иной передачи. При  создании телесообщения используются любые средства для приближения  его по форме к непосредственному  межличностному контакту: крупные планы  элементов движения, жестов, мимики, ракурсы камеры, подчёркивающие кинестетику. В процессе съёмки телесообщения решаются вопросы композиции кадра, такой организации студийного пространства, чтобы оно органично соединялось с пространством квартиры или дома, где находится зритель. Все эти средства применяются для воссоздания атмосферы эмоционального контакта. Именно поэтому важными критериями отбора так называемых «телевизионных личностей» являются внешность и особенности голоса. Голос – чувствительное орудие общения на эмоциональном уровне. И особенности экстралингвистических средств играют существенную роль в создании имиджа телеведущего.

Таким образом, метод составления «психологического  портрета», в который входят параметры  аудиовизуального отражения действительности, а также эмоционального контакта со зрителем, позволит нам напрямую прийти к выводу о том, какова доля конфликтности и негативности в  исследуемой нами программе и  какими конкретно средствами, наряду с языковыми, оперируют создатели  программы в целях придания ей этой самой конфликтности. Схема анализа, или «психологического портрета», как это обозначает Л. В. Матвеева, достаточно обширна и универсальна:

  1. Коммуникативная позиция (диспозиция) авторов передачи:

- «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок»  (по типологии Э. Бёрна);

- гибкость/ ригидность позиции.

2. Характер  коммуникативного послания:

- представленность  официальной или неофициальной  точек зрения на происходящие  события;

- содержательное  отличие одной программы от  другой: что авторы делают главным,  на чём, в основном, концентрируется  их внимание, что именно из  происходящего в стране и мире  они показывают с наибольшей  степенью анализа и подробности;

- оригинальность  информации;

- герои:  кто является основным героем  сюжетов и программы в целом;

- выстроенность сюжетной линии программы в целом:

а) особенности  монтажа видеоряда;

б) последовательность событий с разным эмоциональным  контекстом;

в) драматургия  репортажей (знаковость образов, метафоричность, иллюстративность, выразительность  деталей…)

г) соотнесённость видеоряда с текстом комментария; художественное оформление программы; единство образа программы.

3. Форма  воздействия на зрителя, соответствие  языков воздействия:

- темп  подачи сообщений;

- сенсационность  материала;

- эмоциональная  насыщенность;

- организация  обратной связи;

- организация  временного контекста событий;

- завершённость  экранного действия.

4. Потребности  аудитории, к которым апеллирует  передача: на социальном, групповом,  индивидуальном уровнях.

5. Стиль  общения ведущих передачи:

- коммуникативный  репертуар средств организации  общения;

- величина  психологической дистанции между  автором и зрителем;

- активность  процесса коммуникации.

6. Характеристики  людей в кадре:

- отношение  ведущего к материалу;

- имидж  ведущего;

- оценка  образа ведущего с точки зрения  возможности зрительской идентификации.

7. Предполагаемая  аудитория передачи:

- широта  потенциальной аудитории;

- специфичность  адресата программы;

- основной  адресат программы. [25, с. 192-193]

Многолетняя практика изучения программы «Сегодня»  в качестве телезрителя, а также  анализ подстрочников конкретных выпусков данной программы позволят нам воспроизвести  точную картину ее коммуникативно-психологических  свойств. Итак, составим «психологический портрет» телепередачи «Сегодня».

Коммуникативная позиция.  Коммуникация строится на двух уровнях – явном и скрытом. На явном уровне реализуется позиция «Взрослый - Взрослый». Пример: «Предоставьте гарантию на свою жизнь. Компания «Владивосток Авиа» от девушки, больной раком, потребовала документы о том, что она не умрет во время полета». На скрытом же уровне прослеживается позиция «Родитель - Ребёнок», а именно: строгий родитель пытается внушить ребёнку с помощью угроз и запугивания, что страна и мир в большинстве своем находятся в тяжёлой ситуации, поиск выхода из которой затруднён.

Коммуникативное послание. Мир вокруг нас потенциально опасен («Крупная спецоперация в горах Дагестана и Чечни, задействованы артиллерия и авиация. Спецназ преследует сразу три группы боевиков»). Всё, что происходит в разных областях жизни, представляет явную или скрытую угрозу, обман («В Башкирии разгорается крупный скандал: инвалиду-колясочнику предоставили жилье в ветхом бараке без каких-либо удобств»).

Тематическая специфика. В программе рассматриваются проблемы, связанные с:

-  социально-политической  и экономической жизнью страны  и мира (встречи высокопоставленных  лиц, принятие различных законов  и резолюций, экономические и  политические потрясения);

- преступлениями, совершенными самыми разными  лицами и по самым разным  основаниям;

-  частными  драматическими историями (болезнь,  смерть, трагический произвол различных  органов и структур) и т.п.

Темы  отбираются и освещаются таким образом, что в большинстве сюжетов  акцентируются неприятные, щекотливые и драматические стороны окружающей действительности. Так называемые «сюжеты-бантики» - информационные сообщения о положительных явлениях и событиях, несколько расслабляющие зрителя и сглаживающие общий жесткий фон, представлены в меньшинстве: на один выпуск приходится от одного до двух таких сюжетов.

Видеоряд. Студия оформлена с использованием холодно-зеленого цвета, который является частью стиля канала, а также чёрного цвета – на уровне подсознания это воспринимается как пессимистический прогноз на будущее. В начале программы производится краткий обзор представленных в выпуске сюжетов: кадры анонсов динамично и неожиданно сменяют друг друга, чередуясь «начиткой» ведущего. Демонстрируются наиболее эмоциональные или шокирующие кадры, в некоторых случаях в видеоряде после закадрового текста следуют отрывки синхронов или стенд апов, где героями и репортерами произносятся наиболее эмоциональные и привлекающие внимание фразы.

Сами  сюжеты имеют безупречное режиссёрское решение. При общем соблюдении правил монтажа стандартных сюжетов  кадры эмоционально насыщены, в некоторых  случаях у зрителя возникает  иллюзия непосредственного участия  в событиях – это касается кадров с мест трагедий и бедствий. Операторы, фиксируя детали освещаемой обстановки, крупные планы и т.д. выступают как бы и в качестве репортёров, выявляя скрытые мотивы событий. Музыкальный ряд построен на диссонансах, что создаёт несколько тревожный фон.

Текст чёткий, литературно грамотный, образный. В то же время, семантический ряд насыщен оценочными эпитетами и эмоционально окрашенными глаголами(громкий скандал, тяжелое раздумье, драматичная история, шоковое состояние, доступные девицы, коварные происки, жесткие требования, ожесточенный бой; вкалывать, сгноить, защищать, испортить, заставить, выдавать, преследовать оправдываться, проштрафиться).

Стиль ведущего. Ведущими, как правило, являются мужчины, что само по себе устанавливает контакт со зрителем на «серьезных» основаниях, на разговор «без обиняков». Ведущие-женщины характеризуются некоей «маскулинностью», что выражается на эмоциональном уровне: серьезность, выдержанность, ощущение дистанцированности от аудитории – все это также работает на общую стилистику программы. Внешне «мужественность» ведущих подчеркивается короткая стрижкой, а также низким голосом. В целом же, образ ведущего соответствует формату новостной программы, что находит отражение в типовой, «правильной» телевизионной внешности, поставленном голосе, верно угаданной интонации и мимике. В некоторых выпусках программы роль ведущего принадлежит сразу обоим – мужчине и женщине. В этом случае соведущие зачитывают новости, как бы контактируя между собой: один «подхватывает» речь другого.

Информация о работе Формирование негативной картины мира посредством лингвистических, аудиовизуальных и психологических методов на примере информационной