Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Наш мир переживает очередную революцию, переход от индустриальной цивилизации, к постиндустриальной или информационной. Если охарактеризовать происходящие изменения коротко, то смысл их состоит в том, что раньше власть принадлежала тем, кто владел промышленностью и производством, а сегодня власть принадлежит тем, кто владеет информацией и может управлять информационными потоками.

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом.

Юровский А.Я. в одной из своих работ писал о телевидении: «Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры <…> обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СМИ

1.1 История становления и развития телевидения

1.2 Характеристика и типологические особенности телевидения

1.3 Функции телевидения в современном мире

1.4 Детские и подростковые программы на российском телевидении

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ ПРОГРАММ НА «ПЕРВОМ КАНАЛЕ» И «РОССИИ»

2.1 «Первый канал» и «Россия»: ведущие российские телевизионные СМИ. Характеристика и политика вещания

2.2 Структура и содержание детских и подростковых программ на «Первом канале» и «России»: обзор и типология

2.3 Проблемы социальной ответственности детского и юношеского телевидения

2.4 Перспективы развития телевидения и рекомендации по созданию детских и подростковых передач

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия_ типологические особенности.doc

— 631.00 Кб (Скачать)

Необходимо очень плотно и целенаправленно работать с телевизионными каналами, настаивая на том, чтобы они увеличивали долю детских передач, повышали их качество, создавали новые, соответствующие времени программы. Если эти меры не окажутся действенными, необходимо предусмотреть наказание телеканалов за неисполнение своих обязательств, выработать действенные рычаги контроля.

Особую важность имеет необходимость создания нового телевещания для детей в формате общефедерального канала (по аналогии с «Теленяней» и «Бибигоном»), либо общенационального детского канала, по схеме общественного телевидения.

Для этого необходимо разработать целостную концепцию по созданию развивающего детского телевидения, которая будет предусматривать пошаговые мероприятия по ее реализации. Ядром концепции должно стать убеждение в востребованности обществом и временем воспитательной функции детского телевидения. Ошибочным представляется мнение, когда перед телевидением ставятся задачи, решением которых должен заниматься весь комплекс воспитательно-образовательной системы государства - школа, семья, общественные организации.

Телевидению под силу многое. В XXI веке живет не только по законам нашего общества как неотъемлемая часть его, но и «развивает свои закономерности, которые, в свою очередь, рождают новые парадоксы, столкновение идей, методов и форм творческой работы, а новые противоречия становятся дополнительным источником движения вперед – неоднозначного, неравномерного, но одинаково отражающего на разных своих стадиях диалектику этого движения от старого к новому, от прошлого к будущему»[51].

Поэтому деятельность телевидения должна быть сфокусирована на сферах, где задачи воспитания и образования могут быть решены лучше, эффективнее с помощью телевизионного искусства. (С максимальной пользой для маленького зрителя ТВ может подкреплять, полученные в школе знания, стимулировать детское творчество и образное мышление, задавать верный, «правильный» вектор общего развития.)

С точки зрения концепции развивающего телевидения детские передачи должны решать социальные задачи, в числе которых, в первую очередь необходимо назвать культурно-просветительские и воспитательно-образовательные. Современные дети потеряли культуру общежития в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Поэтому детское вещание должно выстраиваться с учетом интегративной функции телевидения.

Развлекательные передачи должен отойти на второй план, либо интегрироваться с образовательными и воспитательными программами. Наиболее полно соответствовать развивающему характеру детского телевидения развлечение может лишь вспомогательно по отношению к основным функциям, выступая в качестве эмоционально-положительного и мотивационного подкрепления.

 

Выводы по 2 главе.

Итак, мы изучили состояние детского телевидения и все передачи, которые выходили на главных российских каналах за последние 20 лет. Ситуация на сегодняшний день выглядит малопривлекательной, особенно на фоне того, каким было детское телевидение в 90-е годы. Тогда ежедневно демонстрировались детские передачи, мультфильмы, сегодня их единицы.

Мы классифицировали детские передачи по трем основаниям: содержанию, периодичности и целевой аудитории, что позволило нам создать достаточно полную картину российского детского телевидения.

Мы определили основные проблемы, связанные с недостаточной социальной ответственностью телеканалов и предложили некоторые меры по восстановлению и развитию детского телевещания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для исследования мы выбрали одну из самых актуальных и проблемных для российского телевидения тем – детские и подростковые передачи. Тема выглядит особенно остро, если говорить о главных каналах страны – «Первом канале» и «России». Если рассуждать в масштабах всего объема СМИ в России, как бумажных, так и электронных, то эти каналы можно считать главными источниками информации. Источниками, которые по большому счету, игнорируют самую молодую аудиторию – детей и подростков. Чтобы в полной мере понять и оценить сложившуюся ситуацию, необходимо знать историю телевидения.

Об истории возникновения телевидения мы говорили в первом параграфе. Сама идея передачи визуальной и аудиальной информации на расстояние существовала очень давно в виде сказочных тарелочек, шаров, горшков и подобных приспособлений, позволяющих увидеть на расстоянии соыбтия происходящие там. Однако только в XX веке телевидение стало реальностью. Многие пожилые люди являются живыми свидетелями того, как телевидение появилось, как оно развивалось и чем оно стало сегодня. Они с детства были самыми настоящими телезрителями и сегодня имеют очень большой зрительский стаж. На их глазах появлялись новые каналы, телевидение перестало быть только государственным, получило новые трансляционные и другие технические возможности. В первой главе мы сделали подробную классификацию современных телевизионных каналов по разным основаниям: по характеру аудитории, по тематической направленности, по целевому назначению, по времени выхода, по периодичности и т.д.

Для них, тогда еще детей и подростков, разрабатывались первые детские передачи, снимались мультфильмы, демонстрировались образовательные программы. Дети этих людей имели возможность смотреть более качественные передачи, на современных, в какой-то момент даже цветных телевизорах. Телевидение получило новую функцию, оно стало няней для миллионов детей. Благодаря телевидению родители получили возможность спокойно заняться своими делами, а дети получили возможность учиться, развлекаться, развиваться не выходя из комнаты.

Разумеется, кроме этой функции телевидение в целом выполняло и продолжает выполнять целый ряд функций: информационную, культурно-просветительскую, интегративную, управленческую, социально-педагогическую, организаторскую, образовательную и рекреативную. Но вернемся к детским передачам.

К тому моменту, когда телевидение стало массовым, возник вопрос качества детских передач, социальной ответственности каналов, а также возможности использования телевидения для развития детей, обучения их знаниям с использованием современных наглядных материалов, живой картинкой и звуком. Конечно, это был новый, революционный этап в телевизионной истории.

Детские передачи на советском телевидении в первую очередь были направлены на выполнение социальной, образовательной функции, а лишь затем на развлечение. Ни о какой коммерческой составляющей разумеется речи не было, детские программы создавались при государственном финансировании и изначально были нацелены на достижение максимального качества передач.

В стране, всегда бывшей конкурентом для СССР – США, детские передачи были очень разнообразны, но при этом главной их функцией было развлечение детей, создание информационного продукта, отвечающего их интересам, но не имеющего главной целью воспитание и интеллектуальное развитие. Вместе с тем активно использовались и коммерческие возможности телевидения, во время и между передачами монтировались рекламные ролики, многие из которых стали классикой рекламы, вместе с мультфильмами и другими детскими программами.

К концу XX века ситуация поменялась и в России и в США (да и на западе в целом). У нас стали появляться развлекательные передачи, образовательные и воспитательные же отступали на второй план, а там телевизионные работники всерьез обеспокоились качеством детских передач и необходимостью использования их для развития детей.

В настоящий момент, несмотря на очевидность проблемы, со стороны руководства главных российских каналов не предпринимается усилий для того, чтобы создавать качественные детские передачи и довести их объем до требуемой доли в сетке вещания (7-10%). Напротив, все детские телевидение были выведены на отдельные каналы, которые, к сожалению, охватывают лишь очень небольшую аудиторию в центральных регионах России. Вместе с детскими передачами, существовавшими на советском телевидении, были утрачены и традиции их создания, опыт, наработанный за несколько десятилетий, а самое главное – несколько поколений детей выросли без качественного и интересного детского телепродукта, воспитывающего в детях самые лучшие качества, демонстрирующих им пример должного поведения, морали, рассудительности и ответственности. Им на смену пришли другие программы – иностранные мультфильмы, подчас крайне низкого качества, молодежные программы, преследующие довольно низкие цели и являющиеся, по сути, выполнением заказа рекламодателей, некачественных копии с хороших западных передач и тому подобные вещи.

Однако в истории постсоветского детского телевидения был свой «золотая эпоха», а именно 90-е годы. Да, каким бы странным это не казалось сейчас, но тогда в эпоху тяжелых перемен, экономических потрясений, разрушения народного единства, нашлись силы, деньги и, главное, профессиональные авторы, способные создавать программы для детей. Именно тогда на нынешних «Первом» канале и «России» еженедельно и едва ли не ежедневно выходили передачи для детей, подвижные, яркие, интересные и умные. Однако, к началу нулевых годов, практически все они были закрыты. Сегодня на обоих каналах демонстрируются несколько детских передач, выполняющих скорее функцию «заглушки», чем какую-либо из функций, обозначенных нами выше. Разумеется, такое положение вещей недопустимо, ведь эти каналы являются своего рода рупором государства, демонстрируют его отношение к воспитанию молодых поколений. Дети в современной России, как это не прискорбно признавать, обделены вниманием взрослых, причем не только в государственных масштабах, но и в семьях. Для них часто не находится времени, а телевидение с его «взрослой» направленностью не только не воспитывает, но и по сути разрушает психику ребенка, демонстрируя ему такие вещи, которые даже взрослым могут показаться излишними. В изначально детских передачах, импортируемых из-за рубежа, встречается все, от явного эротизма, до чрезмерной жестокости и это очень настораживает.

Необходима масштабная, планомерная, продуманная работа по возвращению детских передач на национальные телеканалы. Только так можно вернуть телевидению воспитательную и образовательную функцию. Кроме того, родители, воспитатели, учителя, должны увидеть в телевидении союзника, помогающего им в воспитании новых поколений. Это не только вопрос социальный, в принципе эта проблема напрямую связана с национальной безопасностью, с целостностью государства, с его благополучным будущим.Если не появится адекватного, управляемого и отвечающего российским реалиям детского телевидения в ближайшее время, то еще одно или даже несколько поколений детей не получат того воспитания, тех знаний, которые нужны им, чтобы стать настоящими патриотами, грамотными специалистами, любящими свой народ, ценящими его традиции и достижения. Возможно, наши слова звучат пафосно, но именно в них заключается самосознание целого народа. Со своей стороны мы предложили некоторые общие меры по реабилитации детского телевидения, без которых невозможно говорить о какой-либо стратегии его развития.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Законодательные акты

 

1.       Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1, ред. от 25.12.2008

2.       Постановление Правительства РФ №1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» от 7 дек. 1994 г.

 

Специальная литература

 

3.       Азбука телевидения / В. А. Саруханов. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 223 с.

4.       Вартанов А.С. Российское телевидение на рубеже веков проблемы, программы, лица. – М.: Книжный дом «Университет», 2009. – 480 с.

5.       Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. – 39 с.

6.       Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. – М.: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1995. - 92 с.

7.       Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 202 с.

8.       Кацев И.Г. История российского телевидения: 1907-2000 гг. – М.: РГУ, 2004. – 256 с.

9.       Колосов А.А., Сапунов В.И., Тулупов В.В., Цуканова М.И. Техника и технология СМИ. Печать. Радио. Телевидение. Интернет. – М.: Издательство Михайлова В.А., 2008. – 320 с.

10.   Кузнецов Г.В. Так работают журналисты. – М.: Издательство Московского университета, 2004. – 400 с.

11.   Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М. : «Аспект Пресс», 2001. – 240 с.

12.   Лейтес Л.С. Развитие техники ТВ-вещания в России: справочник. – М. : ИД Святогор», 2005. – 224 с.

13.   Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. – М.: Поколение, 2007. – 304 с.

14.   Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 202 с.

15.   На телевизионных подмостках. Актуальные проблемы телевизионного творчества / А. С. Вартанов. – М. : КДУ ; Высшая школа, 2003. – 320 с.

16.   Рохлин А.М. Так рождалось дальновидение. – М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. Части I и 2. 4.1 – 82 с. Ч.2 – 180 с.

17.   Рохлин А.М. История отечественного телевидения. – М.: Аспект-пресс, 2008. – 128 с.

18.   Саруханов В.А. Азбука телевидения. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 223 с.

19.   Свитич Л.Г. Социология журналистики. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. – 119 с.

20.   Сергеев Д. Они в эфире. Как делается телевидение. – М.: АСТ, 2008. – 352 с.

21.   Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. -  М.: АСТ, 2002. – 752 с.

22.   Телевизионная журналистика. / Под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А.Я. Юровского. – М.: Высшая школа, 2002. – 368 с.

Информация о работе Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия