Целевая аудитория СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:17, реферат

Описание работы

Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира. Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Средства массовой информации 5
2. Аудитория 12
2.1 Понятие, характеристики 12
2.2 Отношение аудитории к СМИ 15
3. Взаимодействие 17
3.1 Включенность населения в систему СМИ 17
3.2 Личность в сфере влияния СМИ 18
3.3 СМИ и духовный мир человека 21
Заключение 24
Список используемых источников 27

Работа содержит 1 файл

Реферат ТиПМИ.docx

— 56.66 Кб (Скачать)

 

     3.3 СМИ и духовный мир человека

 

     Чтобы выяснить место и роль системы  СМИ в механизме функционирования динамично развивающейся культуры, воспроизводстве и трансляции ее ценностей, необходимо уточнить само понятие  культуры. Культура представляет собой  активную творческую деятельность людей  по освоению и потреблению общественно  значимых материальных и духовных ценностей, в ходе которой происходит развитие общества и личности. Функционируя как сложноструктурированное и  многогранное социальное явление, она  охватывает все сферы фор­мирования  и проявления человеческих сил и  выступает качественной характеристикой  развития индивида, его духовного  мира. При таком понимании в  центре культуры оказывается человек  как субъект культурной деятельности, создатель, носитель и потребитель  культурных ценностей. Такое понимание  неизбежно включает в себя представление  о процессуальном характере культуры, критерием прогрессивности которой  выступает возрастание роли субъекта (трудящихся масс) в историческом процессе развития и обогащения культуры, создания реальных условий для преумножения и широкого использования духовных ценностей в целях политического, нравственного и эстетического  воспитания.

     Разумеется, «перевод» достижений культуры в  личностный духовный мир человека представляет сложный и противоречивый процесс. Здесь необходимо учитывать своеобразие  самой структуры духовного мира личности, основными компонентами которой  являются: 1) общечеловеческие черты, так  как каждая личность усваивает общечеловеческие духовные ценности; 2) социальная сущность определенного типа личности как  продукта определенной эпохи; 3)индивидуально-особенные  черты духовного мира конкретной личности, по-своему воплощающей в  себе жизненные обстоятельства и  идущие от макро- и микросистемы(общество в целом, семья, трудовой коллектив, группа по интересам и т. д.) культурные влияния. В процессе этого «перевода» все более важную роль играют средства массовой информации. При выяснении  этой роли первостепенное значение имеет  учет двух моментов.

     Во-первых, какими путями осуществляется сближение  так называемой традиционной культуры, ценности которой выражаются в камне, металле, слове, музыке, в изобразительных  средствах живописи и т. д., с новыми ценностями культуры, рожденными самим  развитием массовой коммуникации, такими, например, как аудиовизуальный образ на телевидении. Отсюда возникает целый ряд специфических задач: выяснение связи между учреждениями традиционной культуры(театрами, музеями и т. д.) и средствами массовой информации; определение наиболее эффективных путей использования массовой коммуникации в целях широкого «тиражирования» подлинных ценностей национальной и мировой культуры; уточнение того, какие из этих ценностей в процессе массовой коммуникации выступают на передний план, а какие оттесняются с прежних позиций; в какой мере средства массовой информации «шагают в ногу» с изменениями в содержании и структуре культуры (в частности, в какой мере они учитывают возникновение новых, так называемых синтетических, видов художественного творчества—цветомузыки, дизайна и т. д.).

     Во-вторых, уяснение того, что коммуникативное  распространение культуры имеет  свою культуру, называемую коммуникативной. По мнению некоторых исследователей, к числу ее основных компонентов  относятся: количественные характеристики коммуникативной сети общества и его отдельных слоев и групп, регулярность (интенсивность)использования; точки пересечения различных видов коммуникации, главным образом средств массовой информации, с межличностным общением; семиотические параметры коммуникации, включая условия кодирования сообщений, а также формы, на основе которых осуществляется убеждение в актах коммуникации — риторика, ораторская речь, интервью, беседа со зрителем или слушателем и т. д.

     Наряду  с принципом комплексности в  повышении эффективности влияния  средств массовой информации и пропаганды на духовную жизнь людей существенную роль играет принцип спецификации, ориентирующий на учет особенностей каждого из средств идеологического  влияния, на поиск оптимальных воздействий  присущих ему языка, форм и средств  передачи материала на человека.

     Так, пресса использует графические знаки  кодировки содержания, телевидение  — звук, образ. Если в печатных материалах особое значение имеет аргументированность, точность, нестандартность мысли, то в телевизионных при сохранении значимости этих компонентов возрастает роль красочности языка, эмоциональности  выступления, богатства оттенков голоса коммуникатора.

     Рациональное  применение именно специфических для  каждого средства массовой информации приемов и способов воздействия  наличность повышает эффективность влияния всей совокупности средств на совершенствование идейно-воспитательной работы, на гармонизацию духовной жизни людей.

     Четвертый принцип, играющий важную роль в усилении влияния средств массовой информации и пропаганды,— это необходимость  понимания того, что значение информационно-идеологического  потока не сводится лишь к информированию читателя, слушателя, зрителя, а определяется в возрастающей степени активным взаимодействием средств массовой информации и личности. Поэтому при  разработке различных аспектов специальной  теории духовного обогащения людей  следует иметь в виду, что средства массовой коммуникации не только не являются единственным источником информации, но составляют своего рода «вторичное»  образование, базирующееся на таких  первичных системах социального  информирования, как социальный опыт личности и неформальное межличностное  общение.

     Пятый принцип, позволяющий повысить роль средств массовой информации и пропаганды в расширении возможностей для гармоничной духовной жизни людей, это принцип наступательности, последовательное проведение которого предполагает органичное соединение активной поддержки всего нового, прогрессивного, рождающегося в социалистической действительности со столь же активной борьбой против того, что мешает нашему движению вперед, в том числе и против попыток пропагандистских средств классового противника усилить разлагающее воздействие на сознание советских людей.

     Шестой  принцип состоит в упрочении  прямых и обратных связей между всеми  компонентами системы духовной жизни  общества и всей системой идеологических средств, функционирующих в современном  обществе.

 

Заключение 

     Итак, сегодня в постсоветской России складывается новая журналистика. Процесс  этот еще далеко не закончен. Современная  система массовой коммуникации вбирает  в себя многочисленные элементы прежней  партийно-советской печати. Одновременно в нее внедрились элементы западных буржуазных СМИ. Их взаимодействие, взаимовлияние  приведет в будущем к тому, что  система российских средств массовой информации приобретет свое оригинальное лицо, соединит в себе и характерные особенности русской традиционной журналистики, и лучшие достижения зарубежных СМИ. Отдельные черты этого лица можно различить уже сегодня. Многосубъектность СМИ привела к существенным изменениям в типологии отечественной журналистики. На месте монолита коммунистической печати появились многочисленные периодические издания разнообразной направленности, отличающиеся друг от друга и программами, и содержанием, и формой. Теперь каждый учредитель и издатель имеет право создавать собственную газету или журнал в соответствии со своими устремлениями, целями и задачами, если они не противоречат закону о СМИ. Это право может быть полностью осуществимо на практике при стабилизации жизни общества, укреплении законности, жестком контроле за ее соблюдением. Отсутствие данных условий приводит в настоящее время к различным нарушениям закона, как со стороны средств массовой информации, так и со стороны властных структур.

     Российская  журналистика вновь стала многопартийной, какой она была до Октябрьской  революции. Каждая новая партия, общественное движение стараются заявить о  себе через собственный печатный орган. Несмотря на небольшие тиражи, партийная печать представляет собой  довольно значительную часть общеполитических изданий. Многие независимые СМИ, которые  стараются не афишировать своих  политических симпатий, тем не менее  тоже содержат в себе скрытую партийность, стоят на определенных политических позициях, активно отстаивая их в  информационных баталиях. На это указывает  политическое размежевание СМИ, связанное  с драматическими событиями последних  лет.

     Регионализация  средств массовой информации - тоже одна из характерных черт современной  российской журналистики. Процесс этот набирает силу, отражая стремление к суверенизации отдельных автономных республик, краев и областей. Он сопровождается существенным типологическим расширением местных СМИ, повышением их влияния на социально-политическую жизнь регионов.

     Вместе  с тем новое лицо отечественной  журналистики искажено сегодня конфронтацией  СМИ друг с другом, с властными  структурами, с аудиторией. Нередко  их публикации носят дестабилизирующий  характер и вызывают напряженность  в обществе, что не способствует улучшению в нем социально-психологической  атмосферы и жизни народа в  целом.

     Коммерциализация  СМИ наряду с положительными результатами появлением новых видов изданий, теле- и радиопрограмм, финансово независимых от власти - принесла и негативные явления. Это рождение теневой журналистики - подкуп отдельных журналистов бизнесом для скрытой рекламы, антирекламы, заказных статей, интервью, использование сотрудников СМИ в качестве орудия для достижения неблаговидных, корыстных целей. Это также снижение критериев журналистской деятельности, увлечение СМИ эпатажем, скандалами, бульварными темами; пропаганда потребительства, распространение буржуазной массовой культуры; дегуманизация СМИ, падение духовности.

     Коммерциализация  дала толчок и такому явлению, как  непрофессионализм сотрудников  СМИ, который получил широкое  распространение в информационно-коммерческой прессе, радиовещании, на телевидении. Он проявляется в слабом владении молодыми журналистами литературным языком, его замене вульгарно-просторечной, а то и ненормативной лексикой. Кроме того, их материалы грешат недостоверностью, необъективностью, одна из причин которых кроется в  некомпетентности авторов, их слабой образовательной  подготовке. Непрофессионализм является и одной из причин того, что иностранные  СМИ заняли довольно сильные позиции  на российском информационном рынке. Не имея здесь достойных конкурентов, они оказывают значительное влияние  на российскую аудиторию, а также  и на отечественную журналистику, особенно демократической ориентации, которая практически утратила характерные  национальные черты и приобрела  достаточно ясные очертания западных буржуазных СМИ.

     Журналистов сегодня можно сравнить с духовными  пастырями, за, которыми следует наш  доверчивый русский народ. Используя  всеохватность, непрерывность воздействия  СМИ, особенно телевизионного вещания, они обладают большим влиянием на умы людей, чем пастыри прошлых  лет -священнослужители, учителя. Влияние последних в настоящее время невелико: церковь еще не возродилась до былой своей духовной мощи, а школа и авторитет учителей разрушаются на глазах.

     На  этом фоне СМИ остаются одним из немногих социальных институтов, который  имеет достаточно сил продолжать сеять разумное, доброе, вечное. В  нынешних кризисных условиях очень  важно, чтобы журналисты чувствовали  и понимали всю меру ответственности  перед своей аудиторией за каждое написанное и произнесенное ими  слово. Только высокие созидательные, гуманистические цели и правильно  выбранные средства для  их достижения могут остановить процесс распада  нашего общества, стабилизировать жизнь  народа. И СМИ могут сыграть  в этом ведущую роль.

 

Список  используемых источников 

1. Бортник, Е. Управление связями с общественностью / Е. Бортник, Э. Коротков, А. Никитаева - М.: ФБК-ПРЕСС, 2002.

2. Бриттни, Л. E-mail и деловая переписка / Л. Бриттни; пер. с англ.

И.П. Зубовой. - М.: Астрель: АСТ, 2004.

3. Горкина, М. Б. Пять шагов от менеджера до PR - директора / М. Б. Горкина. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

4. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: учебное пособие для высшей школы / Под общ. ред. С.Д. Резника. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2005.

5. Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз 2002.

6. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006.

7. Ньюсом Даг. «Всё о PR. Теория и практика паблик рилейшнз» / Даг Ньюсом, Джуди ВанСлайк Тёрк, Дин Крукеберг. – 7-е изд.: пер. с англ. – М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001.

8. Перелыгина Е. Исследование имиджа в русле PR и социальной психологии // Советник. - 2003.

Информация о работе Целевая аудитория СМИ