Целевая аудитория СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:17, реферат

Описание работы

Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира. Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Средства массовой информации 5
2. Аудитория 12
2.1 Понятие, характеристики 12
2.2 Отношение аудитории к СМИ 15
3. Взаимодействие 17
3.1 Включенность населения в систему СМИ 17
3.2 Личность в сфере влияния СМИ 18
3.3 СМИ и духовный мир человека 21
Заключение 24
Список используемых источников 27

Работа содержит 1 файл

Реферат ТиПМИ.docx

— 56.66 Кб (Скачать)

     Отсутствие  видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно  и глубоко, поскольку слушатель  не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания к звуку с тем, что  его сопровождает. В этом смысле существует большая разница между прослушиванием концерта классической музыки по радио и «слушанием-смотрением» его по телевидению (ведь в первом случае мы воспринимаем уже «сделанное» произведение, а во втором — становимся очевидцами того, «как делается» произведение дирижером, оркестровыми группами, отдельны­ми оркестрантами, и, кроме того, наблюдаем живую реакцию зрительного зала и т.д.) Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Но «монополия» звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем создается «звуковая картина».

     Вторая  группа возможностей восприятия, связанная  с отсутствием видеоряда, — это  активизация воображения слушателей, позволяю­щая им проявить свои способности  «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр, радио-мемуары, чтение художественных произве­дений и передача литературно-музыкальных композиций не принуждают слушателя через облик актера воспринимать Гамлета или короля Лира, а позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения (хотя актер или ведущий некоторым образом «задает рамки» слушательской фантазии).

     Определенным  образом при контактах с радио  негативно сказывается то обстоятельство, что при восприятии передач задействованы  только слуховые рецепторы, благодаря  чему появляется возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущественно  заняты руки и зрение. В силу этого, с одной стороны, расширяются  возможности передачи массовой информации, так как заполняются недоступные  для прессы и телевидения «ниши» ее восприятия («радио обеспечение» утреннего времени, времени в пути, организация функционального радио в трудовом процессе на предприятиях, например, швейной или часовой промышленности, радио в жизни домохозяйки, молодой матери и т.д.) при широком распространении легкодоступной и простой в обращении радиотехники, прежде всего, переносной транзисторной. Но, с другой стороны, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Поэтому требуется соответствующая организация вещания с учетом распределения внимания, что ведет к необходимости повторов, акцентирования существенного, увеличению в программах времени, отведенного для музыки и развлекательных клипов.

     Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой «наложение» необходимых для одной и той же аудитории передач будет минимальным.                

     Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах  и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место. Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния (правда, в связи с тем, что телевидение пользуется метровыми и дециметровыми волнами, распространяющимися по прямой линии, большие расстояния телевидение может преодолеть только с помощью наземных ретрансляционных линий или космической спутниковой связи).Этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. Иначе говоря, видеоряд на телевидении может быть подобным киноизображению и книжно-журнально-газетным формам представления видеоматериалов (как в черно-белом, так и в цветном варианте), с теми ограничениями, которые связаны с размерами, возможностями цветопередачи, разрешающей способностью телевизионного экрана. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

     Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач  как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», по­скольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспе­чивает создание более прочных связей с аудиторией. Единство аудиовизуальных (звукозрительных) средств создает те же возможности и для записанных на пленку (кино- или видео- ) передач, занимающих значительное место в структуре программ.

     Значимую, порой определяющую роль для качества передач имеет монтаж (даже в случае с одним актером), умелое использование  крупного плана, темпо ритмической организации подачи материала. Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ — и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

     Для журналиста телевидения важно учитывать  особенности восприятия программ аудиторией. Хотя в совокупности аудитория телевидения составляет миллионы, у экрана обычно собирается небольшая, чаще всего семейная, группа людей, причем просмотр проходит, как правило, в домашних условиях. Это очень важное обстоятельство. Если газеты, журналы, книги изначально предназначены для чтения в одиночку, к тому же в самых разных условиях (в том числе в дороге и даже на работе), если прослушивание радиопередач также может проходить в самых разных условиях и преимущественно индивидуально, то телевидение (родственное по своим аудиовизуальным характеристикам кино и театру — видам искусства, издавна сложившимся как коллективные зрелища) требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей, контакт с которой должен происходить на высоком уровне доверительности. В то же время это не исключает трансляции из больших залов с показом больших групп зрителей, когда характер общения с аудиторией оказывается иным, близким по типу к «митингу миллионов».

     Массовая  аудитория обращается к телевидению  преимущественно в свободное  время, чаще всего вечером после  рабочего дня или в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способностью «вписать» передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню.

     Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств  массовой информации, каждое из которых  обладает рядом особенностей, проявляющихся  в характере и способах донесения  информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Формы воплощения понятия и образа могут быть общими для двух из трех средств коммуникации (звук на радио и телевидении, неподвижное изображение на телевидении и в печати, вневизуальное — звуковое и словесное — повествование на радио и в печати и т.д.). Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).

     К этим «триумвирам» в последнее десятилетие  присоединяется и активно развивающийся  четвертый тип каналов информации — всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.н. сетевые газеты и журналы, радио- и теле -«сетевещание», сайты («странички») отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере.

     Значение  для массовой аудитории информации, поступающей по глобальным компьютерным сетям типа «Интернет» пока недостаточно ясно. Большая часть нашей аудитории  еще не имеет возможности выходить в «Интернет». Пользующиеся же его  возможностями чаще всего только настраиваются на получение информации, «прикидывают» на себя его возможности, вырабатывают свое отношение к нему как каналу массовой информации. Но уже есть и «фанаты»,на которых  «Интернет» действует как своего рода информационный наркотик.

 

  1. Аудитория
    1. Понятие, характеристики
 

     Реальным  «физическим» объектом социологического изучения аудитории СМИ являются массы людей, различные общественные группы в определенной системе отношений  — отношений по поводу информации, распространяемой по каналам периодической  печати, радио, телевидения. При этом такие отношения рассматриваются  и в более широкой системе  социальных отношений.

     Этимологически  понятие «аудитория» связано  с представлением о множестве  людей, непосредственно включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно  толкуется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с  источником информации. Такое определение  не может исчерпать всех уровней  социологического анализа аудитории.

     Массовая  коммуникация, как и всякое человеческое общение, тяготеет к установлению обратной связи с адресатом. Только это  делает воздействие человека на человека целенаправленным, корректирует его  с учетом реакции партнеров по общению: воздействие информации на человека опосредуется его активным отношением к ней. Не имея обратной синхронной связи, субъекты массовой информации вынуждены ориентироваться на вероятного потребителя, на некоторые его характеристики, заранее известные журналисту, определяющие, по его мнению, ожидания от информации и реакцию на нее. При этом расчет делается на характеристики повторяющиеся, типичные, ибо адресат в этом случае массовый. Газеты, радио, телевидение, даже в самом специализированном виде обращаются к тысячам и сотням тысяч читателей, слушателей, зрителей.

     С другой стороны, система массовой информации и пропаганды рассчитана на индивидуальное потребление, «с доставкой на дом». Эта система ориентирована на прямую связь общества в целом (а  также социально-территориальных  и профессиональных общностей) с  личностью.

     Каждая  отдельно взятая социально-демографическая  и социально-психологическая характеристика не дает возможности предполагать с  высокой степенью вероятности тот  или иной выбор человеком информации, ее оценку, реакцию на нее и т. п. Так, в системе массовой информации знание только профессиональных характеристик аудитории не дает возможности  прогнозировать ее аудиторное поведение. Таким образом, исследователю нельзя объяснять, а практику прогнозировать поведение аудитории, исходя лишь из социально-профессиональных) характеристик.

     В поиске оснований для планирования информационного воздействия практики и исследователи в области  массовой информации стремятся отыскать устойчивые сочетания социально-демографических  и социально-психологических характеристик  аудитории. В этом смысл типологических исследований. Выявление представителей разных типов среди аудитории  позволяет сделать адресат массовой информации более конкретным и соответственно более действенным — информационное воздействие.

     Есть  часть информации и вовсе рассчитанная сразу на всех — на «среднего» представителя аудитории. Таковы справочные отделы газет и передачи радио и телевидения, значительная часть информационных разделов и программ и др. Существуют материалы, которые путем сочетания различных аспектов проблемы, аргументов, иллюстрации и т. п. также рассчитываются на как можно более широкую аудиторию. Таково большинство развлекательных и познавательных передач радио и телевидения, подборки, колонки новостей в газетах, информационные программы радио и телевидения. Четкое осознание границ расчетной аудитории важнейшая задача практического программирования деятельности массовой информации.  Оно может идти по принципу «слоеного пирога» (придание материалу, передаче черт, привлекательных для разных слоев аудитории) и путем дифференциации изданий, рубрик, программ.

     Переходя  от общего представления об аудитории  к конкретно-социологическому уровню, следует конкретизировать понятие  аудитории.

     В целом вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства — соответственно на все население того региона, в котором они действуют. Население страны или региона составляет потенциальную аудиторию СМИ (для отраслевых органов информации в этом качестве будут выступать все работники данной сферы профессиональной деятельности и их партнеры в других сферах деятельности, а также клиенты, заказчики и т. п., что требует специального рассмотрения).

Информация о работе Целевая аудитория СМИ