Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных федеральных законов, нормативно-правовых актов и документов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации.

Исходя из цели курсовой работы, мы ставим перед собой следующие задачи:

- указать основные источники регулирования инвестиционной деятельности;

- рассмотреть формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;

- дать экономическую характеристику деятельности организации;

- рассмотреть нормативно-правовое регулирование инвестиционного деятельности на предприятии;

-определить основные направления совершенствования законодательного регулирования инвестиционной деятельности в РФ.

Объектом исследования курсовой работы является Аликовское РПО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Основы правового регулирования инвестиционной деятельности………….5

1.1.Основные источники правового регулирования инвестиционной деятельности………………………………………………………………………5

1.2.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..12

2. Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в РФ……18

2.1.Экономическая характеристика Аликовского РПО……………………….18

2.2.Нормативно-правовое регулирования инвестиционной деятельности на предприятии……………………………………………………………………...24

3. Направления совершенствования законодательного регулирования инвестиционной деятельности в РФ…………………………………………....31

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Инвестиции курс.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

   Предприятие может добиться повышения эффективности  собственной хозяйственной деятельности только тогда, когда его задачи скоординированы и имеют инновационный потенциал и инвестиционные возможности. Вследствие этого управленческий аспект является важной составляющей деятельности предприятия.

   В содержательном аспекте в состав управления входят: управление персоналом, управление технологическими процессами, маркетинг, управление финансовыми ресурсами, управление инвестициями и инновациями.

   В экономической науке настоящего времени доминирующим является подход, при котором инвестиции являются средством финансирования инновационной деятельности предприятия.

   Сформировав долгосрочную стратегию, предприятие  определяет мероприятия для реализации обозначенных целей в краткосрочном  периоде, через бизнес - планирование. В нем расшифровывается, за счет каких источников будет обеспечен рост продаж, снижение издержек, увеличен ассортимент производимой продукции и т.д. Но при этом конкуренты также разрабатывают подобные бизнес-планы и намечают мероприятия для увеличения доли рынка и прибыли, сокращения издержек и прочее. Наиболее эффективным будет то предприятие, которое полностью сможет раскрыть свой потенциал и обеспечить опережающие темпы роста.

   В данном случае конкурентоспособность  предприятия будет зависеть от того, как быстро и каких объемах предприятие может мобилизовать инвестиции для реализации инноваций.

   Таким образом, в основе современного экономического мышления инвестиции первичны, а инновации  вторичны. Взаимосвязь между данными  понятиями определяется инвестиционно  - инновационной деятельностью предприятия, под которой мы подразумеваем поиск источников финансирования бизнес-проектов, имеющих инновационный характер.

      Для того чтобы определить, как ведет  свою инвестиционную деятельность райпо, необходимо проанализировать движение денежных средств организации (табл. 2).

Таблица 2

Анализ  движения денежных средств по инвестиционной деятельности Аликовского РПО за 2006-2007 гг.

Показатели Годы Отклонение, (+;-)

тыс.руб.

Темп  изменения, %
2006,

тыс.руб.

2007,

тыс.руб.

Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов 63 61 -2 96,8
Приобретение  объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов 7215 4493 -2722 62,3
Чистые  денежные средства от инвестиционной деятельности 7152 4432 -2720 62,8
 

   Проанализировав движение денежных средств по инвестиционной деятельности Аликовского РПО, можно сказать, что в 2007 году произошло значительное уменьшение как вложений в основные средства, материальные ценности и нематериальные активы на 2722 тыс.руб. или на 37,7%, так и выручки от продажи объектов основных средств и нематериальных активов на 2 тыс.руб. или 3,2%.

   Чистые  денежные средства от инвестиционной деятельности при этом составили в 2007 году 4432 тыс.руб., что на 2720 тыс.руб. (37,2%) меньше, чем в предыдущем. Прежде всего это связано с высокой инфляцией, конкуренцией со стороны частных предпринимателей, нестабильной конъюнктуры внутреннего рынка и достаточно сильного давления внешнего.

   Создавшееся положение обусловило необходимость ускоренной разработки системы мер по реальному и эффективному совершенствованию экономических отношений в потребительской кооперации.

   Наиболее  предпочтительным для населения  способом сбережения является покупка  иностранной валюты. Огромная масса наличной валюты на руках - это омертвленные инвестиционных ресурсов.

   На втором месте по популярности вклады в ценные бумаги, причем две третьих банковских вкладов населения хранится в Сбербанке России. Банковские вклады относятся к числу умеренно доходных активов. Для индивидуального вкладчика при выборе способа хранения сбережений важным критерием является надежность банка.

  Что касается банковских ценных бумаг (акций, векселей и др.), то при всей их относительной доступности они не пользуются популярностью у россиян. Это связано как с опасениями повторения банковского кризиса, так и с существованием других, более понятных и доходных способов, таких как, например, депозитные вклады.

   Важнейшую роль в перемещении средств играют финансовые посредники (институты), взаимодействующие с хозяйствующими субъектами, населением и между собой. Они аккумулируют сбережения мелких владельцев (инвесторов) и используют их в долгосрочном инвестировании.

      Аликовское районное потребительское общество (РПО) в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» с учетом изменений и дополнений, внесенных в него Федеральным законом от 28.04.2000 № 54 – ФЗ, другими законами РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

   Инвестиционная деятельность Аликовского РПО регулируется Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" с последующими дополнениями и изменениями, а также нормативно-правовыми актами о капитальном строительстве. Общая характеристика действующего законодательства имеет такую его особенность, как вхождение в него большого массива нормативно-технических норм, т.е. правил, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения строительно-монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям. Указанные правила содержатся в так называемых Строительных нормах и правилах, стандартах и технических условиях, различных инструкциях и положениях, принимаемых уполномоченными государственными органами. Продолжается процесс их постепенного обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к качеству и безопасности объектов строительства.

      Специфика правового регулирования отношений  в рассматриваемой области, нашедшая отражение в указанных выше актах, определяется основными особенностями  капитального строительства как  деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Работы, выполняемые на основании договоров строительного подряда, ведут к созданию или обновлению объектов недвижимости. Вполне естественно, что начало таких работ должно быть увязано с решением целого ряда вопросов, в частности с выделением соответствующего земельного участка, утверждением проектно-сметной документации, получением согласований органов, отвечающих за градостроительную политику, пожарную и экологическую безопасность и т.д.

   Современная система инвестиционного управления предприятиями потребительской  кооперации имеет черты, присущие хозяйствующим  субъектам командно-административной экономики. Отрасль характеризуется  наличием неэффективных методов регулирования инвестиционной деятельности и имеет признаки системной дезорганизации:

   - преимущественно инвестиционные потоки направляются на пополнение оборотных средств;

   - используются устаревшие методы  управления инвестиционной деятельностью;

   - оценки окупаемости и эффективности  инвестиций не отражают особенности  отрасли;

   - слабо используются внутренние источники формирования инвестиционных возможностей;

   - собственные инвестиционные возможности  отрасли ограничены из-за недостатка оборотных средств.

   В этих условиях требуются серьезные  изменения методов инвестиционного  управления, с целью переориентировать  кооперативные организации на новые  методы, формы и подходы к инвестиционной деятельности. Современные требования рыночной экономики к потребительской кооперации стали более жесткими. Они определяются интеграцией и укрупнением структурных подразделений, наличием конкурентов, усложнением процесса формирования денежных средств под инвестиционные потребности, изменением роли потребкооперации на потребительском рынке.

   Дальнейшее  развитие отрасли как самостоятельного звена в экономическом комплексе  государства и повышение эффективности  потребительской кооперации возможны на базе мощного инвестиционного  потока, сформированного реализованным инновационным потенциалом. В этой связи актуально изучение взаимоувязанного процесса развития инноваций и инвестиций, решающего задачу расширения объемов деятельности кооперативных предприятий и выведения отрасли из кризиса, путем формирования и реализации инновационного потенциала. Данная задача логично «встраивается» в важную социально-экономическую и научную проблему, в рамках которой выполнялась диссертация -определение и применение инновационных методов управления инвестиционной деятельностью в потребительской кооперации.

   Организации потребительской кооперации в среднесрочной  и долгосрочной перспективе могут  полностью утратить конкурентные преимущества, основанные на масштабах и системном  единстве. 
Недостаточно высокий уровень взаимодействия, информационного обеспечения, отсутствие единой стратегии развития, инвестиционной привлекательности, стремление самостоятельно решать сложные комплексные проблемы, зачастую вопреки здравому смыслу, значительно снижают динамику развития организаций потребкооперации, ведут к стагнации. Организации потребительской кооперации утрачивают способность не только опережать существующие тенденции, но даже просто адаптироваться к изменениям внешней среды, начинают отставать от конкурентов.

   Для повышения интенсивности развития и снижения рисков потери доходов меры по повышению инвестиционной привлекательности организаций в рамках реализации инвестиционных программ потребительской кооперации разного уровня. При этом программы должны включать систему мер по защите организаций потребительской кооперации при привлечении инвестиционных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Направления совершенствования  законодательного  регулирования инвестиционной  деятельности в  Российской Федерации. 

      Законодательство  в сфере регулирования инвестиционной деятельности имеет приоритетное значение для создания благоприятного делового климата в России. На федеральном уровне в целом сформирована нормативная правовая база, необходимая для осуществления инвестиционной деятельности в РФ. Она определяет основных участников такой деятельности, их права и обязанности, принципы и способы осуществления инвестиционного процесса. Существующая законодательная база имеет целый ряд особенностей и недостатков:

  1. В настоящее время в силу нестабильности законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности частному инвестору в регионах России приходится проходить от 80 до 300 согласований, чтобы начать вкладывать деньги в региональный сектор экономики.
  2. Разрозненность и бессистемность норм российского законодательства об инвестиционной деятельности: отдельные нормы содержатся в различных нормативных правовых актах разной отраслевой принадлежности (Налоговый и Бюджетный кодексы, Федеральный закон от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Федеральный закона от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ", Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" и т.д.). Кроме того, изменения и дополнения, вносимые в один нормативный акт, не всегда находят отражение в другом. К примеру, в августе 2004 года в ФЗ-39 было внесено дополнение по поводу защиты российских организаций "от поставок морально устаревших материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов", которое до сих пор не нашло отражения в таможенном законодательстве.
  3. Отсутствие единой концепции формирования и развития правовых основ регулирования инвестиционной деятельности, что приводит к несогласованности федеральных и региональных законодательных актов. В частности, в инвестиционном законодательстве отдельных субъектов РФ меры государственного регулирования не отвечают полномочиям субъектов РФ, установленным федеральным законодательством: отмечается либо значительное превышение своих полномочий, либо использование своих возможностей не в полной мере.
  4. Несовершенство налогового законодательства. Его сложность, большое количество изменений и дополнений, множество инструкций и подзаконных актов в настоящее время являются одним из основных факторов, замедляющих приток инвестиций в экономику.
  5. Несоответствие федеральных целевых программ потребностям регионов. Выделяемых из бюджета средств не хватает на выполнение поставленных регионами задач, а зачастую средства вообще не перечисляются или не доходят до территорий. С одной стороны, необходимо соблюдать безусловные прерогативы РФ, с другой, позволять регионам самостоятельно решать вопросы внутреннего экономического устройства. Для сведения: "Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ" была принята в 1995 году, "Государственная программа защиты прав инвесторов на 1998 - 1999 годы" - в 1998 году.

      В качестве важной меры по совершенствованию  инвестиционного законодательства, предложенной Товарно-промышленной палатой России (ТПП), можно рассматривать разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам инвестиционной деятельности".

      Законопроект  исключает из действующей законодательной базы термин "приоритетный инвестиционный проект", распространяя тем самым меры государственной поддержки на все инвестиционные проекты. Кроме того, предусматривает семилетний мораторий на ухудшение условий налогообложения для инвесторов, пришедших в российскую экономику.

      Вместе  с тем, сохраняется ряд серьезных  проблем. Нарастающий процесс глобализации мировой экономики ставит перед  Россией вопрос о повышении конкурентоспособности, включая борьбу за отечественные  и иностранные инвестиции. Несмотря на позитивные данные экономического развития России, сырьевая ориентированность экономики сохраняется. Усилия, предпринимаемые по переходу на инновационный путь развития, пока не дают желаемых результатов.

      Регионы развиваются неравномерно. Усиливается их социально-экономическая и инвестиционная дифференциация. За последние 10 лет 12 лидирующих субъектов Федерации увеличили свою долю в ВВП страны с 40% до 54%. Возобновился рост концентрации инвестиционного потенциала в нескольких регионах страны. Доля Москвы в совокупном инвестиционном потенциале страны достигла 17,5%. На три региона (Москва, Санкт-Петербург и Московская область) приходится более четверти всего инвестиционного потенциала России, в то время как доля остальных регионов постепенно снижается.

      Для решения указанных проблем недостаточно простого поддержания макроэкономической и политической стабильности. Необходимы меры, направленные на улучшение инвестиционного  климата в стране, структурную  перестройку и диверсификацию экономики, выравнивание социально-экономического развития регионов.

      Одной из главных целей деятельности государственных  органов в инвестиционной сфере должна стать законодательная поддержка инициатив по созданию такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста и обеспечивала последовательное повышение благосостояния всех слоев населения Российской Федерации. В области инвестиционной политики необходимо наращивать правовую базу по дальнейшей интеграции в мировую экономику, созданию правовых условий для вступления России в ВТО.

Информация о работе Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации