Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:16, курсовая работа
Система валютного регулирования и контроля предназначена, обобщенно говоря, для того, чтобы оградить слабую национальную валюту от потенциально опасного для нее внешнего финансового мира. В странах с сильной валютой (доллар, евро) валютный контроль вообще отсутствует. В странах со слабой валютой он, наоборот, максимально жесткий. Россия находится в процессе либерализации валютного законодательства, и есть шанс, что в обозримом будущем рубль усилится настолько, что валютное регулирование можно будет свести к минимуму или вообще упразднить.
Введение
Глава 1 Основы валютного контроля в РФ и история валютных отношений
1.1.Валютная политика СССР
1.2.Современное валютное законодательство РФ
1.3. Инструменты валютного регулирования
Глава 2 Новый этап валютного регулирования
2.1.Классификация валютных операций
2.2. Основные валютные операции
Глава 3 Деятельность ЦБ РФ в области валютного регулирования и валютного контроля в свете финансового кризиса
3.1.Валютное регулирование и валютный контроль
3.2.Мировой финансовый кризис и ЦБ РФ
Заключение
Список используемой литературы
операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
операций с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в рублях;
операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации;
операций, связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей;
операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;
операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
переводов физическим лицом — резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком РФ на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента;
переводов физическим лицом — резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета в уполномоченных банках;
операций по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории Российской Федерации работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;
некоторых операций, предусмотренных Валютным законом, совершаемых доверительными управляющими.
Следует обратить внимание, что Валютный закон запрещает юридическим лицам — резидентам (не являющимся уполномоченными банками) предоставлять займы друг другу в иностранной валюте.[10]
Операции «нерезидент — нерезидент»
Нормы Валютного закона, определяющие правила валютного регулирования валютных операций между нерезидентами, также остались без изменения.
Установлено, что нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.
Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Центральным банком РФ.
Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в рублях осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации.
Глава 3 Деятельность ЦБ РФ в области валютного регулирования и валютного контроля в свете финансового кризиса
3.1.Валютное регулирование и валютный контроль
В настоящее время субъектами валютных правоотношений выступают органы государственной власти, уполномоченные банки во главе с Центральным банком Российской Федерации, резиденты и нерезиденты (юридические и физические лица).
Однако с переходом к полной конвертируемости рубля и отменой валютных ограничений проблема распределения полномочий между органами, осуществляющими валютное регулирование и валютный контроль, не исчезла. Чтобы разобраться в том, насколько распределение таких полномочий отражает закрепленный Конституцией РФ принцип разделения властей, необходимо более детально рассмотреть роль каждого из этих органов в валютных правоотношениях.
Центральный банк РФ, называясь банком, является кредитной организацией. Однако получение прибыли не является целью его деятельности, хотя статьей 2 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»[11] предусмотрено, что Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. То есть норма, закрепляющая, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, не запрещает Центральному банку РФ иметь такую прибыль, которая расходуется на собственные нужды банка.
В силу норм Федеральных законов «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России как орган валютного регулирования вправе издавать нормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц. Здесь необходимо отметить, что для физических лиц обязательность нормативных актов Центрального банка РФ является косвенной: «например, когда физическое лицо пользуется услугами обменного пункта, то оно вступает с кредитной организацией в гражданские, а не в банковские правоотношения. Но одновременно с этим возникает банковское правоотношение между кредитной организацией и Банком России по поводу проведения данной валютной операции. Если при обмене валюты были допущены нарушения, Банк России имеет право применить к кредитной организации соответствующие санкции банковского права. С самим физическим лицом Банк России в правоотношения не вступает. Санкции могут быть применены при определенных условиях и к физическому лицу, но не Банком России и не на основании банковского права».
Более того, Банк России дает заключения по проектам федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, т.е. можно говорить об активном участии Банка России в законотворческом процессе.
Помимо нормативного регулирования валютных отношений Банк России издает индивидуально-правовые акты, которые регулируют поведение определенного субъекта в конкретном правоотношении. Примером может служить Приказ Центрального банка РФ от 10 мая 2006 г. N ОД-231 «О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией „Банк реконструкции и финансового оздоровления“ общество с ограниченной ответственностью, „РФО Банк“ ООО“ (Ставропольский край, г. Благодарный), в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций».
Итак, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами. [12]
К актам валютного законодательства также относятся международные договоры Российской Федерации. Они применяются к валютным правоотношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации. На валютные правоотношения, как и на все правовые отношения, распространяется конституционное правило о том, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законодательством, применяются правила соответствующего международного договора.
Валютный контроль осуществляют федеральные государственные органы и иные лица, указанные в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле».
В настоящее время ввиду того, что в руках Правительства РФ и Центрального банка РФ сосредоточены полномочия как по регулированию валютных сделок, так и по контролю за их совершением, необходимо разграничить функции данных органов на регулирующие и контрольные.
Так как Центральный банк Российской Федерации является органом валютного регулирования и органом валютного контроля одновременно, необходимо разграничить издаваемые им акты на акты валютного регулирования и акты валютного контроля.
В теории валютного права данным вопросом вплотную занимался А.Ю. Лисицын. По его мнению, к актам валютного регулирования относятся нормативно-правовые акты, т.е. акты, устанавливающие порядок осуществления валютных сделок. К актам органов валютного контроля А.Ю. Лисицын относит правовые акты, носящие ненормативный характер, т.е. индивидуально-правовые акты. Данные акты принимаются в процессе осуществления валютного контроля.
Поэтому Центральный банк Российской Федерации, издавая нормативные правовые акты, выступает как орган валютного регулирования, а издавая индивидуально-правовые акты при проведении проверок — как орган валютного контроля.
Таким образом, с одной стороны, сосредоточение регулирующей и контрольной функций в полномочиях одних и тех же органов валютного регулирования и валютного контроля противоречит конституционному принципу разделения властей; с другой стороны, специфика валютных правоотношений позволяет органично разграничить регулирующую и контрольную функции в пределах валютно-правовых полномочий Правительства РФ и Центрального банка РФ.[13]
Отграничением функции правотворчества от функции правоприменения является ч. 5 ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, где говорится о том, что акты органов валютного контроля не должны содержать положений, касающихся вопросов регулирования валютных операций.
Контрольные функции принадлежат не только органам исполнительной власти, судебная власть также осуществляет контроль в сфере валютно-правового регулирования и других валютно-правовых отношений. В литературе отмечается, что в процессе работы суды осуществляют не только функцию по отправлению правосудия, они также контролируют деятельность органов исполнительной власти по отношению к гражданам и иным субъектам правоотношений, возникающих в процессе исполнительно-распорядительной деятельности этих органов. Поэтому можно сделать вывод о том, что суды также осуществляют контроль в сфере валютных правоотношений. Причем данный контроль направлен как на проверку законности нормативных правовых актов органов валютного регулирования и контроля, так и на проверку законности решений и действий данных органов и их должностных лиц в отношении других участников валютно-правовых отношений.
В рамках валютно-правового регулирования и контроля существуют две составляющие этой триады: правоустанавливающие и правоприменительные органы, которыми выступают, согласно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 года, Правительство РФ, Центральный банк РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Организационно-хозяйственная деятельность должна осуществляться Федеральным агентством, которого в настоящий момент не существует. Так называемые сервисные функции распределены между вышеперечисленными субъектами валютного регулирования и контроля. Так, например, ведение реестра юридических лиц, в том числе кредитных организаций, осуществляют налоговые органы, а также Банк России, который в силу ст. 13 ФЗ «О банках и банковской деятельности» обязан публиковать реестр выданных кредитным организациям лицензий в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год.
Управление федеральным имуществом осуществляет Банк России в силу принадлежащих ему полномочий по владению, пользованию и распоряжению золотовалютными резервами. Федеральным агентствам присущи еще две функции: осуществление государственного валютного мониторинга и проведение конкурсов и аукционов. Эти функции также осуществляются Банком России, а именно Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля, Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы и Тендерным комитетом Банка России.
Таким образом, при перераспределении полномочий по валютному регулированию и валютному контролю структура органов валютного регулирования и контроля не в полной мере отражает направления административной реформы. Однако в силу специфики валютных правоотношений создание федерального агентства в структуре органов валютного регулирования и контроля не является необходимым, так как организационно-
3.2.Мировой финансовый кризис и ЦБ РФ
Сегодня о потерях банков известно лишь частично. Нам предстоит услышать о новых убытках, к которым добавятся потери на рынке кредитных карт. Сейчас, когда американской экономике грозит стагнация, зона евро находится в состоянии квазистагнации, а китайская банковская система вызывает беспокойство (в результате ипотечного кризиса Банк Китая потерял больше 7 млрд долларов), наши взоры оборачиваются к России.
Кризис не коснулся российских банков. Рост ВВП – 7,5%, а в производящих отраслях промышленности – 10%. Реальные показатели потребительского спроса выросли на 14%, инвестиции – на 22%. Даже при экономическом спаде в США и замедлении экономического роста в Китае снижение цен на углеводороды будет незначительным. Структурные факторы позволят сохранить цену за баррель на уровне 80 долларов перед новым повышением цен, при том, что российские резервы превышают 480 млрд долларов. Парадоксально, но именно из-за этой благоприятной ситуации над Россией нависла угроза.